Новый номер

№ 07 (414), 2017

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

04.01.2013 В NASA обеспокоены бессонницей астронавтов

В NASA обеспокоены бессонницей астронавтов, которые находятся на Международной космической станции. Специалисты американского космического агентства попытаются решить эту проблему несколько необычным способом. Они планируют потратить $11,2 миллиона на оснащение американского сегмента станции специальными светодиодными светильниками. Лампы будут изменять освещение в зависимости от времени суток, имитируя естественный свет: голубой утром, белый днем и красный вечером, сообщает Вести.ru.

Методика основана на физиологических реакциях организма человека, которые вызывают рассвет и вечерние сумерки. Синие оттенки заставляют мозг подавлять "снотворный" гормон, а красные светодиоды производят противоположный эффект, вызывая сонливость.

В NASA отмечают, что доставка, установка и настройка необходимого оборудования займет много времени и завершится только в 2016 году. Управление освещением будет осуществляться с Земли, но и сами астронавты смогут при необходимости изменить настройки.

04.01.2013 Комитет космических технологий КНДР награжден орденом Ким Чен Ира за успешный запуск спутника

Комитет космических технологий КНДР награжден Орденом имени Ким Чен Ира, сообщило в среду информационное агентство ЦТАК. Высокая награда присуждена за успешный запуск 12 декабря искусственного спутника Земли"Кванменсон-3”. Опубликован соответствующий указ президиума Верховного народного собрания /парламента/ республики, передает ИТАР-ТАСС.

04.01.2013 Инженер показал изображения "живого" Марса

Американский инженер и программист Кевин Джилл (Kevin Gill) продемонстрировал изображения Марса, каким он мог выглядеть из космоса в прошлом, если бы на нем была жизнь. Результаты симуляции приведены в блоге инженера, кратко их комментирует Universe Today.

В основе трехмерной модели Джилла данные о топографии Марса, полученные зондом "Mars Reconnaissance Orbiter" (MRO). Этот космический аппарат, вышедший на орбиту красной планеты в 2006 году, составил карту возвышений ее поверхности с разрешением в 128 точек на градус.

Джилл для составления своей модели Марса использовал объективные данные MRO, при этом большинство остальных параметров, таких как уровень воды, состав атмосферы и распределение растительности были выбраны без научного обоснования. В итоговом изображении для наглядности также в 10 раз были преувеличены особенности рельефа.

В настоящее время температура на поверхности Марса не допускает существования жидкой воды. Исследования, проведенные при помощи марсоходов "Спирит" и "Оппортьюнити", а также орбитальных аппаратов, показали, что залежи воды находятся под поверхностью марсианского грунта (иногда на глубине всего нескольких сантиметров). В прошлом температура на планете была значительно выше нынешней, что, теоретически, допускало существование жидкой воды и, возможно, жизни, пишет Lenta.ru.

04.01.2013 Вокруг Андромеды обнаружен хоровод карликовых галактик

Астрономы обнаружили, что среди карликовых сателлитных галактик Андромеды значительная часть обращается в одной плоскости. Работа опубликована в журнале Nature, а ее краткое содержание приводит университет Сиднея.

Открытие является результатом многолетнего изучения Андромеды при помощи телескопа Канада-Франция-Гавайи в рамках проекта PAndAS. C 2008 по 2011 год астрономам удалось получить снимки ближайшей к нам галактики в рекордном разрешении.

Ученые установили, что среди карликовых галактик, окружающих Андромеду, существует подгруппа, которая фактически вращается в одной плоскости. Толщина этой плоскости составляет не более 30 тысяч световых лет, при том что ее диаметр превышает миллион световых лет. Интересно, что плоскость вращения вокруг Андромеды практически точно сориентирована на Млечный Путь (направление вектора нормально плоскости).

Как показывают расчеты исследователей, такая скоординированность движения между разными карликовыми галактиками не могла возникнуть случайно. Однако, как именно скопления стали двигаться в одной плоскости, ученые пока не знают, пишет Lenta.ru.

04.01.2013 Астрономы увидели потоки вещества в формирующейся звездной системе

Астрономы, работающие с данными строящегося телескопа ALMA, зафиксировали в формирующейся звездной системе HD 142527 потоки, переносящие вещество от периферии к центру. Работа опубликована в журнале Nature, а ее краткое содержание пересказывает Phys.Org.

Потоки формируются благодаря гравитационному действию двух планет-гигантов, масса которых в несколько раз превышает массу Юпитера. Самих планет из-за пелены газа астрономам рассмотреть не удалось, но их существование предсказывается поведением окружающего вещества.

Большая часть привлекаемого планетами вещества не задерживается рядом с ними, а устремляется к центру системы и падает на поверхность звезды. Таким образом, планеты-гиганты в системе HD 142527 служат мостиками, по которым вещество из периферии попадает в центр.

Согласно общепринятой модели, образование в протопланетном диске зачатков планет делит его на внутреннюю и периферийную части. Между этими частями образуется расчищенный промежуток, практически лишенный межпланетного вещества. Считается, что его образование лишает звезду подпитки новой массой.

Наблюдения при помощи телескопа ALMA показали, что перенос вещества через расчищенную зону происходит при помощи самих планет. Кроме того, в этой зоне достаточно много межпланетного газа, в основном - монооксида углерода CO, пишет Lenta.ru.

04.01.2013 Памятные даты космонавтики. 4 января 2013 г.

4 января исполняется 50 лет (1963) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) автоматической межпланетной станции Е-6 № 1. Из-за аварии разгонного блока станция осталась на околоземной орбите. Первая межпланетная станция, задачей которой являлась мягкая посадка на поверхность Луны.

03.01.2013 В трех центрах Индийской организации космических исследований сменились директора

В трех центрах Индийской организации космических исследований – Космическом центре имени Викрама Сарабхаи (Vikram Sarabhai Space Centre), Центре двигательных систем (Liquid Propulsion Systems Centre) и Космическом центре имени Сатиша Дхавана (Satish Dhawan Space Centre) новые директора. С 1 января 2013 года к своим обязанностям приступили С. Рамакришнан, М. Чандрадатхан и М. Прасад соответственно.

03.01.2013 Палата представителей предлагает переименовать Центр Драйдена в Центр Армстронга

Палата представителей Конгресса США 31 декабря приняла законопроект, который предусматривает переименование Летно-испытательного центра NASA имени Хью Драйдена в Летно-испытательный центр имени Нейла Армстронга. За проголосовали 404 конгрессмена. Против – 0. Чтобы это решение вступило в силу необходимо согласие Сената.

03.01.2013 18 спутников ORBCOMM будут запущены на ракетах Falcon-9

На минувшей неделе компания ORBCOMM объявила о пересмотре контракта с компанией SpaceX на запуск своих спутников связи следующего поколения. Новое соглашение предусматривает запуск 18 космических аппаратов в ходе двух стартов РН Falcon-9. Реализация контракта стоимостью 42,6 миллиона долларов предусмотрена в период между 2-м квартfkом 2013 г. и 2-м кварталом 2014 г.

Ранее все эти спутники предполагалось вывести на орбиту с помощью РН Falcon-1.

02.01.2013 Почтовая служба КНДР отметила запуск первого северокорейского спутника

В КНДР издана серия марок, посвященных произведенному 12.12.2012 г. запуску искусственного спутника Земли "Кванмёнсон-3". На почтовых миниатюрах изображена ракета-носитель "Ынха-3" на фоне государственного флага и надписи: "В КНДР успешно осуществлен запуск спутника "Кванмёнсон-3". На марках изображен также летящий по орбите спутник, обозначена траектория полета ракеты.

02.01.2013 Геологическая служба США намерена вывести из эксплуатации спутник Landsat-5

Геологическая служба США намерена в скором времени вывести из эксплуатации спутник Landsat 5. Этот аппарат был запущен в 1984 году и был рассчитан на 3 года, но до сих пор оставался в рабочем состоянии на орбите Земли. Таким образом он стал наиболее долго эксплуатируемым. Об этом сообщает proIT.

02.01.2013 Япония отправит в космос аппарат "Хаябуса-2" в 2014 году

Японское космическое агентство представило законченный проект нового аппарата “Хаябуса-2”, который планируется отправить в космос в 2014 году.

Согласно планам космического агентства Японии, аппарат должен в 2018 году подлететь к астероиду 1999 JU3 и взять с его поверхности образцы вещества.

Ожидается, что вещество будет доставлено на Землю к 2020 году, передает ИА “PenzaNews”:

02.01.2013 Памятные даты космонавтики. 2 января 2013 г.

2 января исполняется 65 лет (1948) со дня рождения итальянского инженера Стефано Сантонико (Stefano Santonico). В начале 1990-х годов проходил подготовку к полетам в космос в составе отряда астронавтов Итальянского космического агентства.

01.01.2013 Канадский астронавт записал песню на борту МКС

Канадский астронавт Крис Хэдфилд, находясь на борту Международной космической станции, записал песню Jewel in the Night и уже успел залить результат на Soundcloud. «Вы можете услышать небольшой шум вентиляторов станции на фоне», — написал он. Хэдфилд также добавил, что эта песня — одна из первых оригинальных музыкальных композиций, написанных и исполненных на борту МКС, сообщает Look At Me.

31.12.2012 Итоги 2012 космического года

На страницах "Энциклопедии "Космонавтика" (http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/hotnews/index.shtml?itogi_2012a.html) и кластера космических технологий и коммуникаций Фонда "Сколково" (http://community.sk.ru/press/b/weblog7/archive/2012/12/31/kosmicheskaya-deyatelnost--stran-mira-v-2012-godu.aspx#_ftn1) размещен обзор "Космическая деятельность стран мира в 2012 году.

31.12.2012 Космонавт Олег Кононенко подарил "ЦСКБ-Прогрессу" газету с автографом Гагарина

Космонавт-испытатель Олег Кононенко подарил центру "ЦСКБ-Прогресс" уникальный экземпляр куйбышевской газеты "Волжская коммуна". Это номер от 13 апреля 1961 года с автографом Юрия Гагарина. Издание вышло на следующий день после первого полета человека в космос. Затем хранилось в семье Виктора Литвинова, легендарного директора завода "Прогресс". В 2001 году дочь Литвинова Людмила Викторовна передала газету администрации "ЦСКБ-Прогресса". Руководство завода в свою очередь попросило космонавта взять издание на Международную космическую станцию. Шесть членов экипажа отнеслись к изданию с благоговением. Теперь же газета займет достойное место в музее ФГУП "ЦСКБ-Прогресс", сообщает телерадиокомпания "Терра".

31.12.2012 Актриса Кейт Уинслет отпразднует свою свадьбу в космосе

Звезда "Титаника" Кейт Уинслет и ее супруг Нед Рокнролл — племянник миллиардера, основателя корпорации Virgin Group Ричарда Брэнсона, отпразднуют свое бракосочетание в космосе, пишет в субботу газета Sun.

Свою третью свадьбу Уинслет, у которой уже есть дочь и сын от браков с режиссерами Джимом Триплтоном и Сэмом Мендесом, справила с Рокнроллом (его настоящее имя — Эйбел Смит) втайне от СМИ. Бракосочетание состоялось примерно неделю назад в штате Нью-Йорк. По данным газеты New York Post, церемония прошла в романтической и интимной атмосфере на частной ферме. Поздравить молодоженов приехал, в числе немногих гостей, Леонардо Ди Каприо, с которым Уинслет подружилась еще на съемках "Титаника".

Как стало известно Sun, продолжать праздновать свадьбу молодожены будут в состоянии невесомости в космолете с видом на земной шар. Рокнролл и Уинслет, ориентировочно, проведут два часа на борту летательного аппарата компании Virgin Galactic, которая намерена в следующем году заняться коммерческими космическими рейсами. "Она (Кейт) хочет побывать в космосе. Не думаю, что она желает билет в один конец до Марса, но в космос она точно хочет", — сказал Брэнсон, который и преподнес необычный свадебный подарок своему племяннику и его супруге. Когда точно состоится полет, газета не уточняет. Известно, что один билет на путешествие в космос стоит порядка 200 тысяч долларов, передает РИА Новости.

31.12.2012 В 2024 году Дед Мороз намерен полететь в космос

Дедушка Мороз планирует отправиться в свой первый космический полёт в 2024 году, сообщает сайт "Путешествия Деда Мороза", где можно отследить маршрут волшебных саней с помощью ГЛОНАСС.

Навигационной системой оснащён посох доброго волхва. Эта инновационная конструкция длиной около 180 сантиметров изготовлена из дерева, её масса – около трёх килограммов. Модуль системы ГЛОНАСС и элементы питания встроены в верхушку посоха в виде ледяного кристалла. Заряда элементов питания хватит на четыре дня непрерывной работы. Чтобы система начала работу, Деду Морозу необходимо нажать кнопку, которая находится в верхней части посоха.

Хозяин зимы давно изучает звёздное небо – в его тереме в Великом Устюге телескопом оборудована одна из комнат. Дедушка часто засиживается в ней, наблюдая за мерцающими созвездиями, пишет сайт "Наука и технология РФ".

30.12.2012 Метановый двигатель для многоразовых ракет могут создать через 3-5 лет

Предприятие НПО "Энергомаш" создает ракетный двигатель на сжиженном метане для многоразовой ракетно-космической системы, которая разрабатывается в Центре имени Хруничева, рассказал в интервью РИА Новости главный конструктор предприятия Владимир Чванов.

"Сейчас на предприятии ведутся проектные работы по созданию ракетного двигателя на метановом топливе. Появление первого образца такого двигателя возможно через три-пять лет. Сам проект создается под систему многоразового использования Центра Хруничева… Основная и главная проблема сейчас в том, что ракетное топливо на метане еще не сертифицировано", — сказал Чванов.

Он пояснил, что ракетное топливо должно быть сертифицировано уполномоченной организацией — этим занимается Государственный институт прикладной химии.

По словам главного конструктора, для ракетного топлива можно использовать только определенные сорта керосина, которые можно получать, в частности, из нефти, добытой на Троицко-Анастасиевском месторождении в Краснодарском крае. Но его запасы иссякают. Дефицит ракетного керосина компенсируют с помощью искусственной перегонки из других сортов нефти. Из такого искусственного керосина создано ракетное топливо "РГ-7", которое используется для ракет "Зенит" и "Союз".

30.12.2012 Фань Чанлун: необходимо продвигать развитие системы спутниковой навигации "Бэйдоу" до более высокого уровня

Член Политбюро ЦК КПК, заместитель председателя Военного совета ЦК КПК /ВС ЦК КПК/ Фань Чанлун 28 декабря посетил с инспекцией главную станцию спутниковой навигации и позиционирования НОАК, от лица председателя ВС ЦК КПК Си Цзиньпина и ВС ЦК КПК выразил горячие поздравления с официальным запуском системы спутниковой навигации "Бэйдоу-2". Он выразил надежду на стремление к переднему краю мировой науки и техники, на то, что все будут руководствоваться потребностями социально-экономического развития и боеготовности страны, содействовать развитию системы спутниковой навигации до более высокого уровня, чтобы данная система играла важную роль в защите государственного суверенитета, безопасности и интересов развития страны.

Фань Чанлун отметил, что независимое и самостоятельное развитие системы спутниковой навигации и позиционирования является важным стратегическим решением ЦК КПК, Госсовета КНР и ВС ЦК КПК. Система спутниковой навигации "Бэйдоу" используется в военных и гражданских целях, она является важным элементом информационной инфраструктуры, полезным для страны, армии и народа. Введение системы в эксплуатацию имеет большое значение.

Фань Чанлун подчеркнул, что система спутниковой навигации "Бэйдоу-2" является базовой системой для многих информационных систем, требования к ее стабильности и надежности являются очень высокими, системой нужно правильно управлять, и правильно ее использовать, укреплять поддержку эксплуатации системы, обеспечить стабильную и надежную работу системы, передает агентство Синьху.