Новый номер

№ 01 (420), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

24.05.2013 Проведен контрольный осмотр ТПК "Союз ТМА-09М"

Продолжается подготовка космического корабля "Союз ТМА-09М" к запуску по программе Международной космической станции.

Как сообщает пресс-служба РКК “Энергия”, 24 мая в монтажно-испытательном корпусе основной (Федор Юрчихин (Роскосмос, Россия), Лука Пармитано (ЕКА, Италия) и Карен Найберг (НАСА, США)) и дублирующий (Михаил Тюрин (Роскосмос, Россия), Рик Мастракио (НАСА, США) и Коити Ваката (JAXA, Япония)) экипажи транспортного корабля "Союз ТМА-09М" провели контрольный осмотр корабля в стартовой конфигурации и ознакомились с доставляемым и возвращаемым оборудованием.

24.05.2013 Первый эквадорский спутник столкнулся с космическим мусором

Первый эквадорский спутник Pegaso, выведенный на орбиту Земли в конце апреля нынешнего года, столкнулся с космическим мусором. Об этом сообщил директор эквадорского гражданского космического агентства Ронни Надера (Ronnie Nader).

По его словам, удар пришелся по касательной, и спутник остался на орбите. Столкновение произошло на высоте около полутора тысяч километров над восточным побережьем Мадагаскара. В настоящее время эксперты оценивают урон, который мог быть нанесен спутнику.

Как сообщают западные информационные агентства, предположительно спутник столкнулся с обломком ракеты-носителя “Циклон-3”, запущенной 24 января 1985 года.

24.05.2013 РКК "Энергия" выполнит в 2014 году четыре пуска с "Морского старта"

РКК "Энергия" намерена выполнить в 2014 году четыре запуска с плавучего космодрома в Тихом океане в рамках программы Sea Launch (Морской старт), сообщил РИА Новости президент корпорации Виталий Лопота по итогам завершившегося в четверг совета директоров.

"На совете заслушали аудиторов из компании PricewaterhouseCoopers, обсуждали программу на 2014 год. Предварительно запланировали четыре запуска с "Морского старта". А далее — по нарастающей. Можем, и пять выполнить, тут многое будет зависеть от наших партнеров", — сказал Лопота.

Он также подтвердил, что аварийная комиссия точно установила причину аварийного запуска ракеты-носителя "Зенит-3SL" с "Морского старта" 1 февраля 2013 года и выработала рекомендации по исключению повторения подобной ситуации.

"Как я вам и говорил, авария произошла на четвертой секунде полёта из-за отказа бортового источника мощности при нарушении в работе насоса, который под давлением подает масло для гидравлических систем. Других причин не выявлено", — заключил глава РКК "Энергия".

24.05.2013 Памятные даты космонавтики. 24 мая 2013 г.

24 мая исполняется 50 лет (1963) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника “Космос-18” (“Зенит-2” № 11).

24 мая исполняется 45 лет (1968) со дня запуска в СССР (полигон Капустин Яр) военного спутника “Космос-221” (ДС-П1-Ю № 14).

24 мая исполняется 30 лет (1983) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника “Космос-1464” (“Парус”).

24 мая исполняется 10 лет (2003) со дня запуска в Китае (космодром Сичан) навигационного спутника “Бэйдоу-2А”.

24.05.2013 Памятные даты космонавтики. 24 мая 2013 г.

23.05.2013 На Байконуре готовятся к пуску ракеты-носителя "Протон-М" со спутником связи SES-6

На космодроме Байконур продолжается подготовка к июньскому пуску ракеты космического назначения (РКН) "Протон-М" с  разгонным блоком "Бриз-М"  и европейским космическим аппаратом SES-6. В соответствии с графиком пусковой кампании, вчера в монтажно – испытательном корпусе 92-А50 начались операции по сборке космической головной части РКН "Протон-М".

Совместные операции по сборке космического аппарата, переходной системы, разгонного блока, головного обтекателя в составе космической головной части (КГЧ) выполняют сотрудники ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, EADS Astrium и RUAG Space. Контрольные  электрические проверки  и заключительные операции с КГЧ планируется  завершить до конца недели, сообщает пресс-служба ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

23.05.2013 ЦУП готовится к управлению полетом корабля "Союз ТМА-09М"

23 мая 2013 года в Центре управления полётами состоялось совещание оперативно-технического руководства по вопросу готовности к предстоящим работам с транспортным пилотируемым кораблём "Союз ТМА-09М".

Руководители групп, входящих в Главную оперативную группу управления российским сегментом Международной космической станции, и оперативных служб ЦУПа доложили о выполнении плановых тренировок и подтвердили готовность к полёту ТПК "Союз ТМА-09М".

Тренировки проводятся с целью поддержания и закрепления навыков работы при управлении пилотируемым кораблём в штатных и нештатных ситуациях на участках выведения, автономного полёта, сближения и стыковки со станцией.

По информации службы баллистико-навигационного обеспечения ЦУПа запуск ТПК "Союза ТМА-09М" к МКС запланирован 29 мая в 00 часов 31 минуту по московскому времени.

Стыковка ТПК "Союз ТМА-09М" с МКС намечена на 29 мая в 6 часов 16 минут по московскому времени.

Это уже второй полёт транспортного пилотируемого корабля по так называемой "короткой" 4-х витковой схеме, когда время подлёта к МКС составляет около шести часов вместо прежних двух суток, сообщает пресс-служба ЦУПа.

23.05.2013 Запуск южнокорейского спутника намечен на 22 августа с базы в РФ

Министерство образования, науки и технологий Южной Кореи объявило о планах по запуску радиолокационного космического аппарата Arirang-5 (Kompsat-5) 22 августа 2013 года с российской пусковой базы "Ясный" в Оренбургской области.

Согласно пресс-релизу, опубликованному в четверг на официальном сайте южнокорейского ведомства, резервная дата запуска определена на 23 августа 2013 года.

Других подробностей о планируемом запуске пока не сообщается, передает РИА Новости.

23.05.2013 Роскосмос подтвердил выдвижение Лыскова на должность статс-секретаря

Федеральное космическое агентство направило в правительство представление кандидатуры на должность статс-секретаря — заместителя руководителя ведомства, должность может занять нынешний начальник международно-правового управления Роскосмоса Денис Лысков, сообщила РИА Новости пресс-секретать главы Роскосмоса Анна Ведищева.

"Документы на утверждение в должности Дениса Лыскова направлены в правительство РФ, решение по этой кандидатуре будут принимать там", — сказала она.

Ранее о выдвижении Лыскова на эту должность написала газета "Коммерсант" со ссылкой на источники в Роскосмосе.

23.05.2013 Рогозин: тяжелую "Ангару" отправят на Плесецк в ночь на 28 мая

Тяжелая космическая ракета "Ангара" отправится на космодром "Плесецк" для тестовых испытаний в ночь на 28 мая, сообщил вице-премьер РФ, председатель военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин в ходе посещения Московского авиационного института (МАИ).

""Ангару" отправим на "Плесецк" уже в ночь с 27 на 28 мая", — сказал Рогозин, уточняя сроки ее отправки. Ранее на встрече со студентами МГУ он лишь сообщил о том, что "Ангара" будет в конце мая погружена в железнодорожный состав и отправлена на Плесецк.

Также Рогозин отметил, что под "Ангару" будет ориентирована вторая стартовая площадка космодрома "Восточный", передает РИА Новости.

23.05.2013 Пуск МБР в США

22 мая 2013 года в 13:27 UTC (17:27 мск) с позиции LF04 Базы ВВС США “Ванденберг” был осуществлен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman-3 (полетное задание GT207GM. Пуск успешный. Спустя 30 мин. Головная часть ракеты поразила условную цель в районе тихоокеанского полигона Кваджлейн.

23.05.2013 Россия пока не сможет присоединиться к европейской системе оповещения о метеоритах – специалист РАН

Россия не готова присоединиться к европейской системе оповещений о метеоритах, даже если такое предложение будут сделано. Несмотря на то, что недавно Россия сама испытала на себе мощный удар из космоса, подобная программа развития не получила и входить в европейский "антиметеоритный пул" ей просто не с чем. Такое мнение в разговоре с корр ИТАР-ТАСС высказала заведующая отделом космической астрометрии Института астрономии РАН Лидия Рыхлова.

"Если говорить о присоединении к европейцам, то главный вопрос: а с чем присоединяться? У нас ведь ни одного приличного телескопа не осталось! - заявила она, комментируя сообщение о том, в обсерватории Фраскати при Европейском институте космических исследований открывается Координационный центр по наблюдению за приближающимися к Земле космическими объектами. - В международный проект всегда нужно войти с чем-то своим, чтобы не быть там изгоем. То есть на паритетных началах. Но нам, кроме общих слов, предложить-то нечего"

Координационный центр в Италии открывается в рамках программы Европейского космического агентства /ЕКА/ по созданию единой системы оповещения о метеоритах. По словам Рыхловой, в России подобной системы не создаётся, несмотря на зримую опасность от космических объектов, которую показал упавший возле Челябинска 15 февраля крупный метеорит. "Никакого развития, ничего нет, тишина, - отметила ученый. - Роскосмос сказал, что они будут заниматься только космическими запусками, а здесь - оптическая и наземная астрономия. А ей должна заниматься Академия наук".

К сожалению, у РАН для этого нет средств, а кроме того, она сейчас находится в предвыборном состоянии перед избранием 29 мая нового президента академии, посетовала астроном. Впрочем, по её словам, с этими событиями связаны и надежды специалистов: "Я вот только думаю, что если выберут президентом Владимира Фортова, то он обратит внимание на эту проблему. Потому что он ею занимался и очень этим интересовался. Вот может быть, тогда что-то сдвинется".

В целом, рассказала Лидия Рыхлова, в мире службы слежения за космическими объектами развиваются с завидной быстротой. В САШ их уже несколько. "Одна из служб слежения за космическими объектами открыла астероид, они будут его наблюдать. Он хоть и не представляет опасности, но всё равно интересный объект. В общем, у них всё идёт по плану, планомерная развивающаяся работа, которой остаётся только позавидовать", - резюмировала она.

23.05.2013 Туристическим зрелищем намерены сделать запуски ракет с Байконура

Акимат Кызылординской области прорабатывает вопрос допуска туристов в космическую гавань Казахстана для наблюдения за запуском ракет.

Об этом в среду сообщила заместитель акима Кызылординской области Наталья Годунова на пресс-конференции по вопросам инвестиционных возможностей региона в рамках VI Астанинского экономического форума.

«На мысе Канаверал пуск ракеты является огромным событием и собирает немало туристов. Мы хотим, чтобы люди могли видеть запуски и с Байконура», - отметила Наталья Годунова.

«Байконур, конечно, режимный объект, но мы не говорим о присутствии туристов на месте запуска. Запуск видно далеко, поэтому инфраструктуру можно развивать не на самом комплексе, а вокруг города. Сегодня мы ждем предложений», - добавила она.

По ее словам переговоры по развитию туризма будут вестись с известными и крупными компаниями. В акимате региона отмечают, что инвестиции нужны в развитие дорожной и придорожной инфраструктуры, аэропорта, в строительство современных отелей, а также в инфраструктуру, связанную непосредственно с показом запуска, планетарий. Местные власти оценивают данные инвестиции в десятки миллионов, передает РИА Новости.

23.05.2013 Канадская компания возобновит производство “космической” модели гитары Криса Хэдфилда

. Канадская компания-производитель гитар Larrivee решила возобновить производство "космической" модели гитары, на которой играл командир МКС Крис Хэдфилд, сообщил во вторник портал Space.com.

Клип на песню Дэвида Боуи Space Oddity в исполнении астронавта Криса Хэдфилда стал первым музыкальным видео, снятым в космосе.

За два дня после публикации ролик набрал почти пять миллионов просмотров на Youtube.

Несколько лет назад НАСА обратилось к Larrivee, уже почти 45 лет производящей гитары, с просьбой изготовить инструмент специально для МКС. После двух гитар, которые приобрело космическое агентство, компания приостановила производство этой модели, но невероятный успех музыкального видео Хэдфилда заставил ее передумать, отмечает издание.

"Я очень рад это слышать, это очень хорошая гитара... Было очень здорово иметь возможность играть именно на канадском инструменте", - сказал сам Хэдфилд, комментируя сообщения.

С прошлой недели, когда Larrivee объявила о возобновлении производства модели, компания уже получила заказы на общую сумму более 100 тысяч долларов, передает РИА Новости.

23.05.2013 Верховная Рада приняла за основу общегосударственную целевую научно-техническую космическую программу на 2013-2016 годы

Верховная Рада приняла за основу общегосударственную целевую научно-техническую космическую программу на 2013-2016 годы.

Как сообщает корреспондент УКРИНФОРМа, этим документом предлагается профинансировать программу в размере 2,58 миллиарда гривень, в том числе из Госбюджета - 1,12 миллиарда гривень.

Программа направлена на повышение эффективности использования космического потенциала для решения актуальных задач социально-экономического, экологического, культурного, информационного и научно-образовательного развития общества, обеспечение национальной безопасности и защиты геополитических интересов государства.

Выполнение программы, в частности, обеспечит: формирование космической системы наблюдения Земли и геофизического мониторинга «Сеч» с космическим сегментом, наземным комплексом управления и наземным информационным комплексом, ее эффективную эксплуатацию. Также ожидается проведение научно-космических исследований по астрофизике, космической биологии и материаловедению, национальных и международных проектов. В частности, проведение по инициативе украинских ученых космического эксперимента исследования ионосферы «Ионосат-микро», создание научных приборов для участия в международных научных экспериментах.

23.05.2013 Роскосмос выдал компании “Спутникс” лицензию на производство спутников

Участник проекта "Сколково" компания "Спутникс" получила лицензию Роскосмоса на создание и модернизацию малых автоматических космических аппаратов научного и коммерческого назначения, сообщает фонд "Сколково".

ООО "Спутникс", дочерняя компания ИТЦ "СканЭкс", занимается разработкой, изготовлением и наземными испытаниями перспективных элементов и систем для малых космических аппаратов. В настоящее время ведется создание микроспутниковой платформы массой 10-50 килограммов, в которой подразумевается возможность сборки элементов и систем космического аппарата как блоков конструктора LEGO. Спутникам дали имя "ТаблетСат", поскольку самый маленький из них похож на таблетку.

"Не вызывает сомнения, что получение лицензии на космическую деятельность — это необходимое и важное условие для компаний, занимающихся изготовлением спутников или комплектующих… На первом этапе своей деятельности компания ("Спутникс") занималась разработкой малых космических аппаратов и теперь, получив лицензию, она обретет возможность создавать спутники целиком", — отметил исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда "Сколково" Сергей Жуков, который цитируется в сообщении, передает РИА Новости.

23.05.2013 Элементом создаваемой в Индии системы ПРО станут спутники на геостационарной орбите

Индия намерена использовать спутники на геостационарной орбите для обнаружения пусков ракет на дальности до шести тысяч километров, передает ИТАР-ТАСС. По сообщениям местных СМИ, реализация новой программы будет осуществляться независимо от проектов министерства обороны по запуску космических аппаратов для разведки и наблюдения.

Данные о запусках ракет, которые планируется получать со спутников, Индия не будет передавать другим странам. По имеющейся информации, спутниковая система обнаружения ракетных стартов станет одним из элементов создаваемой в Индии системы противоракетной обороны. Индийская организация космических исследований /ISRO/ уже получила задание на разработку спутниковых систем слежения, которые позволят повысить качество собираемой информации о запусках баллистических ракет. Другие подробности проекта пока не раскрываются.

Известно, что индийская Организация оборонных исследований и разработок /DRDO/ в настоящее время осуществляет создание ракеты AAD для перехвата баллистических целей в земной атмосфере, последнее испытание которой состоялось в ноябре 2012 года. Она составит основу перспективной двухэшелонной системы ПРО Индии. В ее состав также войдут заатмосферные противоракеты "Притхви Эйр Дефенс" /Prithvi Air Defence/ на основе баллистической ракеты "Притхви". Первые элементы системы, как ожидается, поступят на вооружение в 2013-2014 гг. Она будет способна уничтожать баллистические ракеты противника с дальностью до 2 тысяч километров. К 2016 году планируется увеличить технические возможности противоракет, что позволит им перехватывать цели с дальностью полета до 5 тысяч километров.

По словам директора DRDO Виджая Кумара Сарасвата, на данном этапе разработки индийская система ПРО уже сопоставима с возможностями американских противоракетных комплексов Patriot первых версий.

23.05.2013 В Киеве открылась Международная конференция «УКРАИНА – РОССИЯ – СКОЛКОВО: ЕДИНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО»

22 мая 2013 года в Киеве начала работу Международная конференция “Украина–Россия–Сколково: единое инновационное пространство”, сообщает “Спейс-Информ”.

Организаторы конференции: Фонд “Сколково”, Национальная академия наук Украины, Государственное агентство по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Научно-производственный концерн “Наука”.

Председатель конференции - Вице-президент РАН Ж.И. Алферов. Сопредседатели: Президент НАН Украины Б.Е. Патон, Председатель Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины В.П. Семиноженко, ректор КНУ им. Т.Шевченко Л.В. Губерский.

Конференция собрала более 400 ведущих украинских и зарубежных ученых. На конференции были представлены достижения украинской науки и обсуждены возможности участия украинских резидентов в инновационных проектах “Сколково”.

22 мая в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко прошли заседания секций по кластерам. На кластере космических технологий и телекоммуникаций были заслушаны следующие доклады:

- “Сколково космическое: возможности сотрудничества”, Д.Б. Пайсон, директор по развитию кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда “Сколково”;

- “Система высокоточного спутникового позиционирования”, Дмитрий Кисленко, Индустриальные геодезические системы (РФ);

- “Акустоптические анализаторы спектра сигналов”, Г.А. Пашкевич, НИИ прикладной электроники НТУУ КПИ;

- “Аэрокосмический мониторинг кризисных ситуаций”, О.П. Федоров, Институт космических исследований НАНУ-ГКАУ;

- “Использование электродинамических космических тросовых систем для увода спутников”, А.П. Алпатов, Институт технической механики НАНУ-ГКАУ;

- “Создание радиопоглощающих материалов”, Р.В. Кривобок, НТУ ХПИ;

- “Новые углерод-углеродные материалы”, И.В. Гурин, ХФТИ НАНУ;

- “Материалы для тепловой защиты многоразовых и гиперзвуковых летательных аппаратов”, Г.А. Фролов, Институт проблем материаловедения НАНУ;

- “Перспективы развития малых космических аппаратов”, С.И. Москалев, КБ “Южное”.

23 мая конференция продолжит свою работу.

23.05.2013 По снимкам их космоса удалось найти границы месторождений нефти

По снимкам из космоса удалось найти границы нефтяных месторождений в Красноярском крае, передает РИА Новости. Об этом сообщил доцент кафедры геологии и разведки Томского политехнического университета Валерий Ростовцев.

“Метод квантовооптической фильтрации космического снимка позволяет выявить границы месторождений. Мы видим четыре месторождения под Белым Яром в Томской области, достаточно большое месторождение возле Комсомольска-на-Амуре, 12 месторождений между Юрубчено-Тохомским месторождением и Ангарой. Одно из них, возможно, сопоставимо с Юрубчено-Тохомским”, — сказал Ростовцев в кулуарах Томского инновационного форума.

Юрубчено-Тохомское нефтегазоконденсатное месторождение расположено на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, в юго-западной части Среднесибирского плоскогорья, в междуречье Ангары и Подкаменной Тунгуски.

Также обработка космических снимков позволила выявить границы нефтяных месторождений под Ачинском и на юге Красноярского края. Ростовцев отметил, что технология поиска месторождений по космоснимкам позволяет в любой точке мира выявлять границы прогнозируемых месторождений, видеть распределение плотности запасов, и, исходя из этого, намечать места заложения первых поисковых скважин.

23.05.2013 Памятные даты космонавтики. 23 мая 2013 г.

23 мая исполняется 55 лет (1958) со дня рождения немецкого астронавта Томаса Артура Рейтера (Thomas Arthur Reiter).

23 мая исполняется 45 лет (1968) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) военного метеорологического спутника DMSP-Block-4A F11.

23 мая исполняется 40 лет (1973) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-560” (“Зенит-4М”).

23 мая исполняется 35 лет (1978) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-1010” (“Зенит-4МКТ” № 6).

23 мая исполняется 35 лет (1978) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника “Космос-1011” (“Парус”).

23 мая исполняется 5 лет (2008) со дня запуска в России (космодром Плесецк) с помощью ракеты-носителя “Рокот” трех спутников связи типа “Стрела-3М” (“Космос-2437-2439”) и экспериментального радиолюбительского спутника “Юбилейный”.