Новый номер

№ 04 (411), 2016

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

07.12.2012 Компания из США заявила о желании отправить к 2020 году людей на Луну

Частная американская компания Golden Spike заявила в четверг, что к 2020 году намерена начать пилотируемые экспедиции на Луну по цене 1,5 миллиарда долларов за полет, сообщает журнал Wired.

Потенциальными клиентами компании, в состав совета директоров которой входят несколько бывших специалистов и менеджеров НАСА, будут не состоятельные космические туристы, а скорее государства и правительства.

"Мы сможем дать странам возможность отправить на поверхность Луны экспедицию в составе двух человек", — заявил сооснователь компании Алан Стерн (Alan Stern), бывший руководитель управления научных миссий НАСА.

Он добавил, что компания уже ведет переговоры с несколькими странами "и к востоку, и к западу" от США, намекнув таким образом, что в числе клиентов может быть и Китай.

Golden Spike намерена следовать бизнес-модели, которую использовала Россия в 1980-1990-е годы. Тогда астронавты из разных стран могли совершить путешествие на станцию "Мир" проводить там научные эксперименты — за соответствующую плату от их правительств.

В последние 2,5 года компания разрабатывала архитектуру миссии. На данный момент она не раскрывает своих инвесторов, однако в числе ее директоров и консультантов оказался венчурный капиталист Эстер Дайсон (Esther Dyson), а также миллионер и бывший претендент на пост президента Ньют Гингрич (Newt Gingrich).

Запуск всего проекта в целом будет стоить, как ожидается, 7-8 миллиардов долларов — в такую сумму обойдется разработка корабля и испытания.

Для сокращения трат Golden Spike намерена прибегать к партнерству с другими аэрокосмическими компаниями, использовать существующие ракеты и корабли. В конечном счете, с нуля потребуется создать только лунный посадочный модуль и лунный скафандр.

Среди партнеров компании — Masten Space Systems, где создается космический аппарат с вертикальным взлетом и посадкой, а также Paragon Space Development, которая разработала системы жизнеобеспечения и скафандры.

Эксперты скептически относятся к проекту, напоминая, что лунная программа "Аполлон" стоила в переводе на нынешние цены около 110 миллиардов долларов — примерно 18 миллиардов за одну посадку, передает РИА Новости.

07.12.2012 Памятные даты космонавтики. 7 декабря 2012 г.

7 декабря исполняется 40 лет (1972) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) космического корабля Apollo-17 с астронавтами Юджином Сернаном
(Eugene Cernan), Харрисоном Шмиттом (Harrison Schmitt) и Рональдом Эвансом (Ronald Evans) на борту. Задача полета - высадка
на поверхность Луны. Крайний на сегодняшний день полет на Луну.

7 декабря исполняется 25 лет (1987) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника оптической разведки "Космос-1899" ("Зенит-8").

06.12.2012 Экипажи 34/35-й длительной экспедиции на МКС прибыли на Байконур

На космодром Байконур прибыли члены основного экипажа 34/35-й длительной экспедиции на МКС – Роман Романенко (Роскосмос),  Крис Хадфилд (Канадское космическое агентство), Томас Машбёрн (НАСА) и их коллеги-дублеры – Федор Юрчихин (Роскосмос), Лука Пармитано (ЕКА) и Карен Найберг (НАСА).

В аэропорту "Крайний" комплекса "Байконур" космонавтов и астронавтов встречали представители Роскосмоса, филиала ФГУП "ЦЭНКИ" - Космического центра "Южный", ОАО "РКК "Энергия" им. С.П.Королева" и администрации города Байконур.

После короткой встречи космонавты и астронавты в сопровождении оперативной группы ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина" отправились в Испытательный учебно-тренировочный комплекс на площадке 17 космодрома, где экипажи проведут заключительный этап подготовки к полёту, сообщают пресс-службы Роскосмоса и ЦПК.

06.12.2012 Пуск ракеты-носителя "Рокот" переносится из-за технеисправности

Пуск ракеты легкого класса "Рокот", запланированный ранее на 8 декабря, отменен из-за неисправности разгонного блока "Бриз-КМ", сообщил журналистам в четверг представитель Минобороны РФ по Войскам воздушно-космической обороны полковник Алексей Золотухин.

"В ходе подготовки к проведению пуска ракеты космического назначения (РКН) легкого класса "Рокот", запланированного с космодрома "Плесецк" на 8 декабря, специалистами Войск воздушно-космической обороны были выявлены неисправности разгонного блока "Бриз-КМ", изготовленного в ГКНПЦ имени Хруничева. С целью устранения выявленных неисправностей решением Государственной комиссии все работы по подготовке к проведению пуска РКН "Рокот" остановлены", — сказал он.

По его словам, новая дата проведения пуска "Рокота" будет определена решением Государственной комиссии после устранения выявленных неисправностей предприятием-изготовителем "Бриза-КМ".

Информацию о неполадках с разгонным блоком подтвердил представитель производителя.

"Выявлены замечания к разгонному блоку "Бриз-КМ" во время предстартовой подготовки. В настоящее время специалисты Центра имени Хруничева устанавливают точную причину, после этого можно говорить о новой дате пуска "Рокота", — сказал представитель предприятия Александр Бобренев, передает РИА Новости.

06.12.2012 Генерал Остапенко возглавил координационный комитет по вопросам ПВО СНГ - Минобороны РФ

Заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Олег Остапенко утвержден в должности председателя координационного комитета по вопросам ПВО СНГ при Совете министров обороны стран Содружества, сообщило в среду управление пресс-службы и информации Минобороны РФ.

Согласно сообщению, поступившему в "Интерфакс-АВН", это решение принято на прошедшем 5 декабря в Ашхабаде саммите СНГ.

Ранее эту должность занимал экс-главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин.

Координационный комитет по вопросам ПВО СНГ был создан 10 февраля 1995 года решением глав государств Содружества. В состав координационного комитета в качестве его членов входят командующие войсками ПВО (ПВО и ВВС) государств - участников.

06.12.2012 Экипажи новой экспедиции на МКС вылетели на Байконур

Основной и дублирующий экипажи новой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС) вылетели с подмосковного аэродрома "Чкаловский" на космодром Байконур, сообщил РИА Новости представитель Центра подготовки космонавтов (ЦПК).

В состав новой экспедиции МКС входят российский космонавт Роман Романенко, канадский астронавт Крис Хадфилд и астронавт НАСА Томас Машберн. Их дублеры — россиянин Федор Юрчихин, европеец Лука Пармитано и американская женщина-астронавт Карен Найберг.

"Улетели оба борта — основной экипаж и дублеры", — сообщил собеседник агентства.

06.12.2012 Разгонный блок "Бриз-М" для запуска спутника Satmex-8 прибыл на Байконур

Разгонный блок "Бриз-М", предназначенный для выведения на орбиту мексиканского спутника связи  Satmex-8  прибыл на космодром Байконур для подготовки к запуску, сообщает пресс-служба ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

Транспортный самолет "Руслан" российской авиакомпании "Полет" с разгонным блоком на борту совершил посадку на аэродроме "Юбилейный" космодрома 5 декабря в 10 час. 35 мин. мск.

06.12.2012 Бюджет на 2013 год предполагает рекордное финансирование космонавтики

Подписанный Владимиром Путиным закон о бюджете на 2013 год предусматривает рекордные инвестиции в космические программы, ГЛОНАСС и космодромы, пишут "Известия".

Основное финансирование в рамках Федеральной космической программы (ФКП) составит в следующем году 128,3 млрд рублей (122,8% к предыдущему году). Это, однако, ниже цифры в паспорте ФКП — там напротив 2013 года проставлена сумма 133,6 млрд рублей.

Разницу в пять с лишним миллиардов рублей между паспортом ФКП и утвержденным бюджетом на следующий год в Роскосмосе принципиальной не считают, имея в виду коррективы, которые космическое агентство планирует внести в программу. По данным "Известий", проект изменений в ФКП предусматривает вынос за рамки действующей программы запусков в общей сложности 20 космических аппаратов: «Марс-НЭТ», «Меркурий-П», «Венера-Д», «Спектр-РГМ», «Спектр-УФМ», «Гамма-400», «Бион-2», «Экспресс-АМУ», «Луч-4», несколько «Гонцов-М» и других. Вместо них в ФКП включены 10 спутников: «Экспресс-AM4R», «Луч-5В», «Арктика-М», два аппарата «Метеор-М», «Электро-Л», «Ресурс-П», два аппарата «Обзор» и «Ломоносов» (последний под вопросом).

Также Роскосмосу удалось настоять на увеличении ассигнований по Федеральной целевой программе ГЛОНАСС — второй по объему российской космической программе. Этим летом Минфин предлагал заморозить расходы по ГЛОНАСС на уровне 2011 года — это 19,3 млрд рублей плюс дефлятор. Так, в 2013 году на ГЛОНАСС планировали выделить 20,6 млрд рублей, в 2014-м — 22,2 млрд рублей, в 2015-м — 23,7 млрд рублей. Это значительно меньше того, что просил Роскосмос и что написано в паспорте ФЦП по ГЛОНАСС. В итоговом варианте бюджета цифры другие: 21,6 млрд рублей на следующий год, 23,2 млрд рублей на 2014-й и 50,3 млрд на 2015 год.

Основную часть третьей космической ФЦП — «Развитие российских космодромов» — составляет бюджет на создание инфраструктуры для космодрома Восточный в Амурской области. Здесь речь идет о дорогах, домах, линиях электропередачи, аэропорте и т.д. — космические объекты финансируются по линии ФКП. На космодромы Роскосмосу также удалось получить больше денег, чем готов был выделить Минфин: на 2013 год зарезервировано 19,9 млрд рублей (из них на Восточный 13 млрд рублей), на 2014-й планируется 29,1 млрд рублей (25,6 млрд), на 2015-й — 35,1 млрд рублей (31,3 млрд).

В сумме на все космические программы в 2013 году федеральный бюджет выделит 169,8 млрд рублей, это примерно $5,5 млрд. К 2015 году суммарные расходы России на космос планируется увеличить до 199,2 млрд рублей.

06.12.2012 Сара Брайтман подписала договор на полет в космос

Компания "Спейс Эдвенчерс" подписала договор с певицей Сарой Брайтман на полет в качестве космической туристки на МКС. Об этом информационному агентству "Интерфакс" сообщил представитель компании.

"Все юридические вопросы решены, договор с Сарой Брайтман подписан. Он финансово обеспечен" - так описал ситуацию представитель "Спейс Эдвенчерс" агентству.

06.12.2012 Базу для реабилитации космонавтов модернизируют перед годичным полетом

Российские медицинские центры, где проводится послеполетная реабилитация и обследование космонавтов, возможно, будут модернизированы для обеспечения годичной экспедиции на МКС, сообщил начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.

По его словам, в настоящее время американских астронавтов после посадки стараются как можно быстрее отправить в США, в Хьюстон.

"Это делается для обследования на хьюстонской медицинской базе. К сожалению, у нас эта база немножко отличается, и где-то, наверное, нам надо бы ее дооснастить. Мы рассчитываем, что под этот годовой полет, мы эту задачу тоже будем решать", — сказал Краснов на пресс-конференции, посвященной годичной экспедиции.

Он отметил, что все медицинские данные, полученные в ходе этого полета и реабилитации будут доступны всем участникам проекта — и российским, и американским ученым, передает РИА Новости.

06.12.2012 Годовой полет на МКС потребует полноценного мытья тела и головы

Годовой полет экипажа из двух космонавтов, намеченный на весну 2015 года, потребует возврата к существовавшей на российской станции "Мир" технологии мытья тела и головы, сообщил журналистам начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов, передает РИА Новости.

В настоящее время на Международной космической станции нет душевой кабины, члены экипажа поддерживают гигиену с помощью влажных подогретых салфеток. На российской станции "Мир", затопленной в океане, была смонтирована полноценная душевая кабина.

"Осуществление годового полета потребует возврата к полноценному мытью тела и головы. Этот вопрос мы сейчас обсуждаем с нашими американскими партнерами", — сказал Краснов.

06.12.2012 Врачи предупредили о рисках годового полета экипажа на МКС

Российские врачи обозначили и согласовали со всеми партнерами по программе Международной космической станции (МКС) риски для человеческого здоровья, которые будут подстерегать членов экипажа, стартующего в 2015 году на станцию, сообщил журналистам глава Института медико-биологических проблем (ИМБП) Игорь Ушаков, передает РИА Новости.

"Два члена экипажа, выбранные для осуществления годовой миссии на МКС, столкнутся с рядом рисков для их здоровья. Это касается возможных проблем с опорно-двигательным аппаратом, в частности с риском развития раннего остеопороза, снижения мышечной силы и аэробной выносливости", — сказал Ушаков.

Кроме того, по его словам, космонавтов подстерегает риск изменения и частичной дисфункции сенсомоторного аппарата. Также существует риск нарушения зрения, вызванный микрогравитацией или нарушением внутричерепного давления. В области питания на орбите существует риск нарушения психического здоровья и усвоения питательных веществ, связанный с невозможностью обеспечить требуемое количество, качество и разнообразие еды.

По словам Ушакова, есть также риски по оказанию независимой медицинской помощи. "Он связан с невозможностью обеспечить надлежащее медобслуживание в течение всей миссии — включая обучение на борту, диагностику и само лечение", — отметил Ушаков.

Кроме того, по его словам, существует ряд проблем, связанных с воздействием радиации. Это связано с возможными дегенеративными изменениями тканей, связанных с радиационным воздействием. Также медики прогнозируют риски воздействия токсической окружающей среды в условиях длительного полета. Это касается воздействия технической пыли, химических веществ и различных возбудителей инфекционных заболеваний, возможных на станции.

Медики также предупреждают о рисках, связанных с автономным выживанием в чрезвычайных ситуациях. "Это также медицинские риски, связанные с отказом системы жизнеобеспечения, а также случаи чрезвычайных ситуаций — пожара, разгерметизации или токсической атмосферы. Список рисков завершают проблемы, связанные с гипогравитацией", — заключил Игорь Ушаков.

06.12.2012 Дублером Корниенко, готовящегося к годовому полету, назначен Волков

Дублером Михаила Корниенко, который весной 2015 года отправится в годовой полет на МКС вместе с астронавтом НАСА Скоттом Келли, станет российский космонавт Сергей Волков. Об этом, отвечая на вопросы РИА Новости, сообщил сам Михаил Корниенко в подмосковном Центре управления полетами.

"Да, я знаю, кто будет моим дублером, это Сергей Волков", — сказал космонавт.

Вместе с тем, напарник Корниенко по годовому полету Скотт Келли до сих пор не знает, кто будет его дублером. Об этом он сообщил в ходе телемоста, организованного с целью популяризации годового полета Роскомосом и НАСА.

"Я пока не знаю, кто будет мой дублер, такое решение еще пока не принято, идет подбор кандидатов", — сказал Келли.

06.12.2012 Планы работы в космосе "после МКС" будут объявлены в 2013 году

Новая космическая программа, которая придет на смену программе Международной космической станции (МКС), будет впервые публично обсуждаться уже в следующем, 2013 году, сообщил начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.

Он напомнил, что согласно существующим планам, МКС должна закончить работу в 2020 году.

"У нас есть ожидания, и сейчас наши коллеги из НАСА начали говорить о том, что у них внутри формируется понимание, что в 2020 году рановато заканчивать. Не потому что это "чемодан без ручки", а потому что все понимают логику перехода с одной программы на другую", — сказал Краснов журналистам.

По его словам, должен быть "перехлест" между двумя программами, чтобы множество специалистов отрасли не остались без дела и не простаивало оборудование, как это было при переходе с "Мира" на МКС. Однако программа, которая придет на смену МКС, пока не объявлена, передает РИА Новости.

06.12.2012 Роскосмос рассчитывает на новый российский модуль МКС к 2016 году

Роскосмос рассчитывает, что новый научно-энергетический модуль НЭМ-1 будет выведен на орбиту в конце 2016 года, сообщил начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.

"По станции формально есть решение, что она до 2020 года летает. То есть этот модуль должен появиться быстро. Мы делаем все возможное, чтобы этот модуль мог появиться на орбите в конце 2016 года", — сказал Краснов журналистам.

Он пояснил, что цикл производства одного космического корабля может занимать три года.

"Мы делаем все возможное, чтобы организовать кооперацию по созданию этого модуля таким образом, чтобы этот модуль мог появиться на орбите в конце 2016 года", — сказал начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса, передает РИА Новости.

06.12.2012 В новом модуле условия будут комфортнее

Появление в составе Международной космической станции нового российского модуля МЛМ сделает жизнь российских космонавтов на орбите более комфортной, заявил в среду начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов, передает РИА Новости.

"Условия будут лучше, мы много делаем, следующий модуль, МЛМ, он стоит у нас в плане в конце следующего года", — сказал Краснов.

Он пояснил, что в МЛМ будет перемещено АСУ (ассенизационно-санитарное устройство) — космический туалет.

"Мы планируем из служебного модуля этот блок демонтировать и перенести его в МЛМ, потому что будет лучше место, и комфортнее будет пользоваться этим всем", — сказал Краснов.

"У нас появятся дополнительные возможности по размещению экипажа, каюты", — добавил он.

06.12.2012 Участие Сары Брайтман в годовом полете на МКС пока не обсуждается

Визит британской певицы Сары Брайтман на МКС во время годового полета на станции Михаила Корниенко и Скотта Келли пока не обсуждается, сообщил начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов, передает РИА Новости.

В ходе телемоста Москва-Хьюстон (США) в среду, посвященного предстоящей длительной экспедиции на МКС, один из журналистов спросил у Краснова, может ли Брайтман принять участие в этом полете.

"Мы только-только определились с годовым полетом. И говорить точно, что полетит Сара Брайтман… в составе этого экипажа, абсолютно преждевременно", — сказал Краснов.

06.12.2012 Годовой полет на МКС будет полностью "загружен" научной работой

Программа годового полета на Международную космическую станцию (МКС) будет эффективно "загружена" научными экспериментами, считает космонавт Роскосмоса Михаил Корниенко, который отправится в эту экспедицию, передает РИА Новости.

В ходе телемоста Москва-Хьюстон (США) в среду, посвященного предстоящей длительной экспедиции на МКС, один из журналистов спросил у Корниенко, будет ли будущий годовой полет достаточно насыщен научными экспериментами, "если даже сейчас мы не можем загрузить полугодовую экспедицию экспериментами".

"Я уверен, что наши научные институты, ИМБП (Институт медико-биологических проблем — ред.) и другие, кончено, подготовят научную программу под этот полет", — ответил Корниенко.

06.12.2012 Роскосмос планирует к 2020 году провести "репетицию" полета на Марс

Российские специалисты планируют к 2020 году провести имитацию полета на Марс на Земле — отправить космонавтов в годичный полет на МКС, затем после посадки на Землю сымитировать их работу на поверхности Красной планеты, а затем отправить их в "обратный путь", сообщил начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.

"Есть желание попробовать запустить экипаж на длительный период времени, потом встретить его на Земле, и проимитировать его работу на марсианской поверхности, по аналогии с тем, что делалось во время эксперимента "Марс-500", а затем опять отправить этот экипаж в космос. Это будет самый грандиозный проект, о котором мы мечтаем, на рубеже текущего десятилетия", — сказал Краснов, выступая на пресс-конференции, посвященной годичной экспедиции на МКС, которая планируется на 2015 год.

В свою очередь директор Института медико-биологических проблем РАН Игорь Ушаков сообщил, что его коллеги совместно с американскими коллегами готовят серию экспериментов по проверке работоспособности космонавтов сразу после посадки.

Во время этих "полевых тестов" космонавты сразу после посадки должны будут выполнять простые операции, например, помогать друг другу снимать скафандры.

Это поможет ученым выяснить, насколько быстро восстановится работоспособность у путешественников на Марс при переходе от невесомости к условиям марсианского тяготения, передает РИА Новости.

06.12.2012 Рогозин поддержал идею увеличения штата Роскосмоса вдвое

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в среду выступил с поддержкой инициативы главы Роскосмоса об увеличении штатов этого ведомства практически в два раза, передает РИА Новости.

Ранее ряд СМИ сообщили, что Минфин, Минэкономразвития и Минтруда дали отрицательный отзыв на эту инициативу.

"Нам нужен сильный Роскосмос с увеличенным штатом и увеличенным содержанием, чтобы мы могли набрать высокооплачиваемых специалистов", — сказал Рогозин.

По его мнению, отдельные ведомства, конечно же, могут заявить о том, что им не нравится эта инициатива.

"Кому-то не хочется платить лишние деньги, заниматься лишней работой, но есть задача: Роскосмос должен в установленном порядке внести в комиссию правительства РФ по административной реформе обоснование по каждой должности, которую он хочет дополнительно приобрести. Поэтому мнения ведомств до тех пор, пока Роскосмос не обратился в комиссию по административной реформе, носят не более чем экспертный характер", — заявил зампред правительства РФ.