Для осуществления экспедиции человека на Марс пока не хватает стопроцентной уверенности в надежности космической системы, которая «повезет» космонавтов к Красной планете. Такое мнение высказал начальник Центра подготовки космонавтов /ЦПК/ им. Гагарина Сергей Крикалев в интервью газете «Энергоразвитие», опубликованном в пятницу на сайте ЦПК.

По его словам, вопрос с человеческим фактором практически решен. «Человек сможет при существующей возможности полтора или два года пробыть в космосе. Мы понимаем, что здоровью это нанесет некий ущерб, но никаких катастрофических последствий не будет», — сказал Крикалев.

Однако, отметил начальник ЦПК, сегодня остро стоит вопрос надежности транспортной космической системы, которая отправиться в полет. «У нас есть система жизнедеятельности, которая поможет слетать туда и обратно, и она работает. У нас есть система управления движением: мы понимаем, как долететь до Марса и не проскочить мимо него. Но есть вопрос надежности», — сказал он. «Мы не можем позволить себе надежность в 0,5, в 0,8 или даже в 0,9. Это приемлемо для полета автомата, но не человека. То есть единой системы, которая даст необходимую надежность, пока еще нет», — пояснил он.

Крикалев добавил, что уже есть понимание, как построить надежную систему доставки человека на Красную планету. «Это будет чистой воды количественным увеличением того, что имеем, которое потребует действительно большой ракеты. И здесь мы выйдем на предел существующих возможностей уже просто по массе, а по цене упремся в лимиты по бюджету», — уточнил он.

Соответственно встает вопрос сокращения продолжительности миссии, проведения ее в более сжатые сроки. «Но для этого нужно осуществить качественный скачок в двигателестроении. Например, можно ли сделать так, чтобы не разгоняться на протяжении десятков минут у Земли и дальше целый год лететь к Марсу, а разгоняться, пусть и с небольшим ускорением, на протяжении 2-х месяцев, но тем самым долететь туда-обратно не за 2 года, а за 6 месяцев: 3 месяца туда, месяц там и, допустим, 2 месяца обратно», — сказал начальник ЦПК. Такие варианты потребуют другой уровень двигателестроения, еще раз подчеркнул он, передает ИТАР-ТАСС.

К.И.