Новый номер

№ 07 (426), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

На Меркурии обнаружен смайлик 10.11.2012 На Меркурии обнаружен смайлик
Знаменитые интернет-смайлики распространены не только на Земле, но и в космосе, выяснили ученые NASA, сфотографировавшие на меркурии "счастливый маленький кратер".

"Центральные пики сложного кратера образовались таким образом, что напоминают улыбающееся лицо", - подписали сотрудники NASA опубликованную на сайте фотографию.

Забавный кадр был сделан зондом NASA Messenger, отмечает The Daily Mail.

10.11.2012 Памятные даты космонавтики. 10 ноября 2012 г.
10 ноября исполняется 45 лет (1967) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) метеорологического спутника ESSA-6.

10 ноября исполняется 40 лет (1972) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) канадского телекоммуникационного спутника Anik A1.

10 ноября исполняется 15 лет (1997) со дня принятия постановления правительства РФ № 1410 о преобразовании НПО АП и опытного завода в ГУП “Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н. А. Пилюгина” (ГУП “НПЦ АП”).

09.11.2012 НАСА и ЕКА успешно протестировали межпланетный интернет на МКС

НАСА и Европейское космическое агентство (ЕКА) успешно протестировали передачу данных с МКС на Землю с помощью межпланетного интернета — нового протокола передачи данных, который будет использоваться во время экспедиций в дальний космос, сообщает пресс-служба космического агентства.

В рамках эксперимента по проверке работоспособности нового протокола DTN (Disruption Tolerant Networking) командир МКС Санита Уильямс (Sunita Williams) управляла с орбиты небольшим роботом из деталей конструктора "Лего", находящимся в европейском центре управления полетами в германском Дармштадте.

"Экспериментальный протокол DTN, который мы тестировали на орбитальной станции, в будущем может быть использован людьми на борту космического корабля на околомарсианской орбите для управления автоматами на поверхности планеты", — сказал Бадри Юнес (Badri Younes) заместитель администратора по системам навигации и связи НАСА.

Архитектура протокола DTN обеспечивает стандартизированную процедуру обмена данными, схожую с "земным" интернетом. В отличие от интернет-протокола TCP/IP, который подразумевает постоянное соединение, протокол DTN рассчитан на разрывы связи, ошибки и задержки сигнала.

Сигнал передается по принципу "шаг за шагом" — если узлу не удается передать пакет данных по назначению, информация не удаляется, а сохраняется. Попытки передачи продолжаются до тех пор, пока узлу сети не удается связаться с каким-либо другим узлом и успешно передать ему данные. В конечном счете информация находит получателя.

Впервые испытания нового протокола прошли еще в ноябре 2008 года, когда специалисты НАСА успешно передали около десятка фотографий на борт зонда "Дип Импакт" (Deep Impact), находившийся в тот момент в 32 миллионах километров от Земли, передает РИА Новости.

09.11.2012 Остапенко назначен на пост замглавы Минобороны

Олег Остапенко освобожден от должности главы Войск воздушно-космической обороны РФ и назначен на пост замминистра обороны, сообщает пресс-служба Кремля в пятницу.

"Глава государства своим указом назначил генерал-полковника Остапенко Олега Николаевича заместителем министра обороны Российской Федерации, освободив его от должности командующего Войсками воздушно-космической обороны", — говорится в сообщении.

09.11.2012 НАСА может в ближайшее время обнародовать планы освоения дальнего космоса
Избрание Барака Обамы на пост президента США открывает путь для проектов НАСА по исследованию дальнего космоса, в частности, астероидов и Луне - в ближайшее время НАСА может обнародовать амбициозные планы по дальним космическим миссиям, считает эксперт по космической политике Джон Логсдон, почетный профессор университета имени Джорджа Вашингтона, передает РИА Новости.

"Планы НАСА изменялись, и последние варианты плана включали в себя полеты в точки, расположенные на пути к Луне и на окололунной орбите, а также в точку Лагранжа L2 (в этой точке тяготение Земли и Луны уравновешивается). Они воздерживались от официального объявления об этих планах до тех пор, пока не станут известны результаты выборов", - сказал Логсдон.
По словам эксперта, проигравший выборы конкурент Обамы - республиканец Митт Ромни - заявлял о намерении пересмотреть планы развития НАСА.

09.11.2012 Франция: квартальная прибыль EADS превзошла прогнозы аналитиков
Крупнейшая в Европе аэрокосмическая компания European Aeronautic, Defence & Space (EADS) отчиталась о более высокой, нежели ожидали аналитики, прибыли в третьем квартале благодаря успешной деятельности подразделения Airbus.
Так, операционная прибыль увеличилась на 67% и достигла 537 млн евро, в то время как продажи возросли на 15% и составили 12,324 млрд евро. Аналитики прогнозировали прибыль на уровне 454 млн евро при продажах в 11,853 млрд евро, передает “Финнам”.

К.И. Перейти на cтраницу новости.

09.11.2012 Музей авиации и космонавтики могут построить на Ходынском поле в Москве
Современный музей авиации и космонавтики планируется построить на Ходынском поле в Москве в течение 4-5 лет в рамках проекта комплексного освоения этой территории, сообщил в четверг журналистам заместитель директора по развитию бизнеса ОАО "Москва-Курс" Тимур Лагутин, передает РИА Новости.

ОАО "Москва-Курс" является управляющей компанией ОАО "АвиаПарк", в собственности которого находится земля на территории Ходынского поля.

"Музей площадью 40 тысяч квадратных метров будет строиться на городские деньги", - сообщил Лагутин.

По его словам, строительством музея будет заниматься ОАО "АвиаПарк".

Лагутин добавил, что компания привлекла к проекту американскую корпорацию Landmark, которая специализируется на создании парков развлечений.

"Там будет не только авиатехника, но и авиасимуляторы последнего поколения, аэротрубы",- сказал Лагутин.

Он отметил, что в музее планируется построить парк Legoland в формате "дискавери".

По его словам, посетители музея смогут пройти виртуальную подготовку к полету в космос, а экскурсия будет заканчиваться с виртуальной высадкой на Марс.

"Создание такого музея на Ходынском поле обосновано тем, что оно является колыбелью российской авиации. На нем был старт первого самолета в России", - сказал Лагутин.

09.11.2012 Рогозин 26 ноября представит Медведеву план развития Роскосмоса
Вице-премьер Дмитрий Рогозин представит 26 ноября премьер-министру Дмитрию Медведеву свое видение дальнейшего развития Роскосмоса, передает РИА Новости.
"Двадцать шестого ноября предстоит нам совещание уже по итогам этой работы у Медведева, где я буду докладчиком, я там уже сведенный воедино взгляд представляю на то, что будем делать дальше", — сказал Рогозин журналистам.
Вице-премьер напомнил, что совещание по Роскосмосу было проведено 10 сентября. Он также отметил, что сегодня закончилось сведение воедино работы трех экспертных групп по вопросу возможного преобразования "Роскосмоса" в госкорпорацию. При этом он отказался предварять события и высказываться по этому вопросу раньше времени.
"При выработке окончательного проекта решения будем исходить из трех вещей: первое — сохранение эффективной системы управления государством всей космической промышленностью, второе — сохранение специфики развития и укрепления ракетного оружейного комплекса, и третье- создание в условиях жесткой конкуренции в мире гражданской космической промышленности на основе и маркетинговых, и управленческих решений, который позволят отрасли быстро поправить ситуацию", — отметил Рогозин.
В середине августа премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству в течение месяца проработать вопросы организации работы Роскосмоса и контроля за качеством космической продукции. Совещание 10 сентября у премьера проводилось в связи с аварией "Протона-М". После этого совещания гендиректор Центра имени Хруничева Владимир Нестеров написал заявление об уходе по собственному желанию.

К.И. Перейти на cтраницу новости.

09.11.2012 "Морской старт" может перевести базовый порт из США во вьетнамскую базу Камрань
Участники проекта "Морской старт" могут перевести базовый порт из Лонг-Бич (США) в Камрань (Вьетнам), где раньше находилась российская военно-морская база, сообщил в среду "Интерфаксу-АВН" источник в российской ракетно-космической отрасли. "Такая возможность обговаривалась на самом "верху", - отметил собеседник агентства.

Однако руководство проекта пока не торопится рассматривать это предложение по соображениям безопасности. "Дело в том, что маршрут стартовой платформы "Одиссей" и командного судна по пути к экватору, откуда производятся пуски, будет проходить мимо районов, где нередки нападения морских пиратов", - пояснил собеседник агентства.

По его оценке, другим альтернативным вариантом перебазирования "Морского старта" гипотетически может стать Южная Корея. "Южнокорейский космодром Наро расположен на берегу очень удобной бухты, где вполне можно разместить базу для "Морского старта", - считает источник. "Учитывая тот факт, что российские и южнокорейские специалисты уже имеют опыт сотрудничества (стартовый комплекс на космодроме Наро был построен российскими специалистами, они же делают и первую ступень для совместной ракеты-носителя), представляется вполне уместным провести переговоры с южнокорейскими партнерами о взаимодействии и по международному проекту "Морской старт", - полагает он.

К.И. Перейти на cтраницу новости.

09.11.2012 Памятные даты космонавтики. 9 ноября 2012 г.
9 ноября исполняется 110 лет (1902) со дня рождения первого командующего Ракетными войсками стратегического назначения СССР, маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина.

9 ноября исполняется 75 лет (1937) со дня рождения одного из создателей ЦУПа Владимира Дмитриевича Сороколетова.

9 ноября исполняется 45 лет (1967) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) космического корабля Apollo-4 в беспилотном варианте.

9 ноября исполняется 40 лет (1972) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) военного метеорологического спутника DMSP-Block-5B F3.

9 ноября исполняется 15 лет (1997) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) пяти спутников связи типа Iridium.

К.И. Перейти на cтраницу новости.

08.11.2012 "Зонд-ПП" через два-три месяца построит карту солености океанов Земли
Малый научный спутник "Зонд-ПП" через два-три месяца соберет достаточно данных, чтобы составить первую карту распределения влаги по поверхности суши и уровня солености океанов, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

Аппарат "Зонд-ПП" (МКА-ПН1), предназначенный для сбора данных о температуре и солености поверхности океана, а также о температуре и влажности поверхностного слоя на суше — первый в серии из пяти малых научных спутников, запущенный в рамках программы МКА-ФКИ (малые космические аппараты для фундаментальных космических исследований). Эти аппараты на базе, созданной в НПО имени Лавочкина платформы "Карат", несут по одному научному прибору и запускаются совместно с большими "спутниками".

"Зонд-ПП" с одноименным научным прибором на борту был запущен 22 июля ракетой "Союз-ФГ" вместе с четырьмя другими аппаратами. СВЧ-радиометр "Зонд-ПП", созданный в Институте радиотехники и электроники РАН (ИРЭ) "слушает" Землю на длине волны 21 сантиметр. Поскольку собственное радиоизлучение планеты зависит от электропроводности поверхностного слоя, по собранным прибором данным можно судить о солености и температуре поверхности океана, о влажности и температуре на суше.

По словам источника, аппарат работает не непрерывно, а сеансами примерно по 20 минут. За это время он успевает захватить полосу длиной примерно в четверть окружности Земли и шириной примерно 300 километров.

"Два-три месяца нужно на облет всей планеты, к концу этого срока, специалисты, возможно, смогут составить карту распределения солености и влажности по поверхности Земли", — сказал собеседник агентства, добавив, что пока спутник в основном исследует регион южной Атлантики.

Он отметил, что прибор работает вполне нормально, в дальнейшем с его помощью будут выполняться "заказы" ученых из различных институтов.

Как сообщалось ранее, данные с "Зонда-ПП" будут использовать климатологи для создания климатических моделей, в частности моделей циркуляции океана. Информация с аппарата будет передаваться, в частности, с Институт океанологии РАН, а также в научный центр оперативного мониторинга Земли (НЦ ОМЗ).

08.11.2012 Подготовка к запуску космического аппарата Echostar-16 идет по плану
На космодроме Байконур ведутся работы по подготовке к запуску космического аппарата (КА) Echostar-16 с разгонным блоком (РБ) "Бриз-М" в составе космической головной части (КГЧ) ракеты-носителя "Протон-М".

Сегодня в монтажно-испытательном комплексе 92А-50 космодрома Байконур специалисты выполнят стыковку космического аппарата  с переходной системой (ПС), после чего сборка из КА и ПС будет пристыкована к разгонному блоку "Бриз-М". По окончании монтажных работ запланирована стыковка  механических и электрических связей между космическим аппаратом и разгонным блоком.

Пуск ракеты космического назначения "Протон-М" с БР "Бриз-М" и КА Echostar-16 намечен на вторую половину ноября, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

К.И. Перейти на cтраницу новости.

08.11.2012 На "Решетневских чтениях" обсудят формирование инновационной инфраструктуры края
7 ноября в Красноярске началась XVI международная научная конференция "Решетневские чтения", которая продлится до 9 ноября, сообщает интернет-газета Newslab.ru. Ведущие ученые космической отрасли России и зарубежья будут обсуждать, в том числе, формирование инновационной инфраструктуры в Красноярском крае.

Научную конференцию открыли и.о. министра инвестиций и инноваций Красноярского края Ольга Рухуллаева, председатель оргкомитета и ректор Сибирского государственного аэрокосмического университета Игорь Ковалёв, глава Железногорска Вадим Медведев и исполнительный директор Европейского совета по бизнес-образованию Ричард Брайан Холден.

Игорь Ковалёв в своем приветственном слове отметил, что конференция проходит в преддверии II Инновационного форума в Железногорске и в значимый для российского космоса год: "2012 год является особенным для космической отрасли страны. 55 лет назад был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли, который открыл эру освоения космоса человечеством. 155 лет назад родился Константин Циолковский, один из основоположников отечественной космонавтики. В этом же году отмечается 105 лет со дня рождения Сергея Королева и другие юбилейные даты. Сегодня мы продолжаем решать задачи, поставленные нашими великими предшественниками. И конференция "Решетневские чтения“ — это площадка, на которой происходит очень важный диалог между представителями промышленности и науки. "Чтения“ имеют значение для развития всей инновационной инфраструктуры Красноярского края — ведь здесь мы обсуждаем и вопросы, связанные с созданием промышленного парка и инновационного кластера в Железногорске». - К.И. Перейти на cтраницу новости.

08.11.2012 Памятные даты космонавтики. 8 ноября 2012 г.
8 ноября исполняется 80 лет (1932) со дня рождения Ричарда Эрла Лойера (Richard Earl Lawyer), проходившего в 1960-х годах подготовку к полетам на военной орбитальной станции MOL.

8 ноября исполняется 75 лет (1937) со дня рождения заместителя начальника Центра управления полетами (1994-2009 гг.) Владимира Ивановича Лобачева.

8 ноября исполняется 70 лет (1942) со дня рождения Александра Яковлевича Крамаренко, в 1960-х годах проходившего подготовку к космическим полетам в отряде советских космонавтов.

8 ноября исполняется 65 лет (1947) со дня рождения астронавта США Маргарет Рей Седдон (Margaret Rhea Seddon).

8 ноября исполняется 60 лет (1952) со дня рождения Чарльза Эдварда Джоунса (Charles Edward Jones), в 1980-х годах готовившегося к полетам на кораблях многоразового использования по программам Министерства обороны США.

8 ноября исполняется 15 лет (1997) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) разведывательного спутника USA-136 (Trumpet-3). - К.И. Перейти на cтраницу новости.

07.11.2012 Стартовый комплекс космодрома Восточный сдадут под наладку в 2014 г.
Стартовый и технический комплексы космодрома "Восточный" в Амурской области будут сданы под пуско-наладку в 2014 году, заявили представители "Дальспецстроя" руководителю Федерального космического агентства Владимиру Поповкину во время его визита на строительную площадку будущего космодрома, передает РИА Новости.

Поповкин посетил стройплощадку стартового комплекса, где идут фундаментные работы, а также территорию будущего технического комплекса. К началу декабря на объекте строители намерены приступить к возведению металлоконструкций зданий. В этом году планируется освоение порядка 20 миллиардов рублей, в 2013-м — на 10 миллиардов рублей больше.

Кроме этого, глава Роскосмоса осмотрел строительство главной распределительной подстанции космодрома, железнодорожной станции "Промышленная", промышленно-строительной базы, административных зданий.

Начальник ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" Павел Буяновский, отметил, что на стройке федерального значения активно ведутся дорожные работы, начата подготовка по дорогам к лабораторному, метеорологическому и другим комплексам. Основные объемы — по железнодорожной ветке, которая идет от станции "Ледяная".

"Стартовый и технический комплексы должны быть сданы под пуско-наладку в 2014 году. Строймонтаж основных зданий, сооружений, сетей и коммуникаций завершится в 2013-м", — сказал Буяновский.

"Это единственный космодром, где с момента проектных изысканий используется местный производственный потенциал: проект энергоснабжения, геодезические работы делали амурчане, также задействован ряд строительных организаций", — отметил зампред правительства Амурской области, министр по строительству космодрома "Восточный" Константин Чмаров. Перейти на cтраницу новости.

07.11.2012 Россия и Вьетнам подписали соглашение об исследовании космоса
Россия и Вьетнам подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Документ был подписан по итогам переговоров главы правительства РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра Вьетнама Нгуена Тана Зунга. Соглашение подписали глава "Роскосмоса" Владимир Поповкин и министр науки и технологий Нгуен Куан, передает РИА Новости. Перейти на cтраницу новости.

07.11.2012 Пуск геофизической ракеты в США
2 ноября 2012 года в 17:55 UTC (21:55 мск) с ракетного полигона "Уайт-Сэндс", шт. Нью-Мексико, США, специалистами NASA осуществлен пуск геофизической ракеты Black Brant IX (полетное задание NASA 36.255US). Главной задачей миссии являлось изучение рентгеновского излучения Солнца. Проведенные эксперименты были подготовлены группой сотрудников Калифорнийского университета в Беркли во главе с доктором Сэмом Крукером (Sam Krucker). Максимальная высота подъема ракеты составила около 310 км. - К.И. Перейти на cтраницу новости.

07.11.2012 Памятные даты космонавтики. 7 ноября 2012 г.
7 ноября исполняется 45 лет (1967) со дня введения в эксплуатацию разработанной НИИ радио первой в мире системы спутникового распределительного телевидения "Орбита".

7 ноября исполняется 45 лет (1967) со дня запуска в США (Мыс Канавера) автоматической межпланетной станции Surveyor-6. - К.И. Перейти на cтраницу новости.

07.11.2012 В центре Млечного пути зафиксирована вспышка излучения
Астрономы зафиксировали самую значительную за все время наблюдений вспышку излучения сверхмассивной черной дыры Sagittarius A*, которая расположена в центре Млечного пути. Работа ученых опубликована в журнале The Astrophysical Journal, а ее краткое содержание можно прочитать на сайте Массачусетского технологического института.

Всплеск активности удалось зафиксировать при помощи космического телескопа "Чандра", предназначенного для исследования космических источников рентгеновского излучения. Прибор обнаружил пик интенсивности, состоящий всего из 700 высокоэнергетических фотонов. Тем не менее, эта интенсивность приблизительно в 150 раз превышает фоновую для Sagittarius A*.

Источник излучения представляет собой сверхмассивную черную дыру, расположенную в центре нашей галактики на расстоянии 26 тысяч световых лет от Земли. Как и многие другие подобные объекты, она поглощает окружающее вещество, которое образует вокруг дыры диск аккреции. В нем космические газ и пыль, падающие на горизонт событий, разогреваются до очень высоких температур. Разогревание ведет к излучению высокоэнергетических фотонов - излучения, фиксируемого телескопом.

Для излучения Sagittarius A* характерны как минимум два необычных свойства. Во-первых, по сравнению с черными дырами подобной массы оно имеет весьма низкую интенсивность. Во-вторых, эта интенсивность периодически меняется в течение суток. В среднем, суточные пики превышают фоновую интенсивность в несколько (до 10) раз. Однако всплеск излучения, описанный в работе, является крупнейшим и авторы пока не знают, что именно его вызвало.

Возможно, повышение активности связано с неоднородностью газопылевого облака ближайшей к Sagittarius A* звезды. Недавно другая группа астрофизиков показала, что сверхмассивная черная дыра нашей галактики поглощает вещество, являющееся протопланетным диском ближайшей мелкой молодой звезды. В своей статье ученые прогнозировали, что увеличение активности излучения Sagittarius A*, произойдет в конце 2013 года и продлится в течение 20-40 лет, пишет Lenta.ru. - К.И. Перейти на cтраницу новости.

07.11.2012 Глава Роскосмоса побывал на стройке космодрома Восточный
В Приамурье с рабочим визитом побывал руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин. Он провел выездное совещание в поселке Углегорск, на месте строительства космодрома Восточный, пишет "Российская газета".

Глава Роскосмоса осмотрел строительство стартового и технического комплексов будущей космической гавани, сегодня там уже заложен фундамент. В начале декабря на техническом комплексе начнут устанавливать металлоконструкции.

Также ведется строительство железнодорожной ветки, которая соединит Транссиб и вновь отстраиваемую станцию Промышленная, которая расположится в Углегорске.

Представители Спецстроя рассказали руководителю космического ведомства о ходе строительных работ, ходом которых он оказался доволен.

- Главное сегодня - не сбавлять темпы строительства этого важного сгосударственного объекта,- сказал руководитель Роскосмоса. - К.И. Перейти на cтраницу новости.