Космонавты Роскосмоса завершили подготовку в Космическом центре имени Джонсона
Прежде чем отправиться в полет, космонавты и астронавты международного экипажа должны ознакомиться с программой подготовки стран-участников проекта МКС. Так, астронавты НАСА, ЕКА и ДжАКСА в Российском Центре подготовки космонавтов изучают системы корабля “Союз” и Российского сегмента МКС, а также проходят заключительный этап подготовки и сдают экзамены в ЦПК. В свою очередь, российские космонавты направляются в космические Центры агентств-партнеров для прохождения курса подготовки по изучению других сегментов Международной космической станции. Российские члены экипажа МКС-39/40 Александр Скворцов и Олег Артемьев 23 января 2014 года завершили подготовку в Космическом центре имени Л. Джонсона (КЦД, г. Хьюстон). В это же время на подготовке в США также находились российский космонавт, входящий в состав 40/41 длительной экспедиции на МКС Максим Сураев и космонавты экипажа 41/42 Александр Самокутяев и Елена Серова. Курс подготовки в Космическом центре имени Л. Джонсона включал занятия по изучению американского сегмента Международной космической станции (АС МКС) и тренировки по отработке типовых операций. По окончании сессии экипаж 39/40-й экспедиции на МКС встретился с представителями руководства Космического центра имени Л. Джонсона, американской программы МКС и полета МКС в НАСА и приняли участие в традиционной «cake ceremony». Уже 27 января 2014 года российские космонавты экипажей МКС-39/40, 40/41 и 41/42 продолжили подготовку к космическому полету в ЦПК имени Ю.А. Гагарина. Старт транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-12М» с российскими космонавтами Александром Скворцовым и Олегом Артемьевым, американским астронавтом Стивеном Свонсоном запланирован на март 2014 года, передает пресс-служба ЦПК им. Ю.А. Гагарина. К.И.
29.01.2014
Российская обсерватория со сверхвысокой чувствительностью и разрешением может отправиться в космос к 2020 году, передает “Интерфакс”. Руководитель Роскосмоса Олег Остапенко заявил на XXXVIII Академических чтениях по космонавтике, что акцент на специальные космические обсерватории станет одним из приоритетов деятельности Федерального космического агентства России на ближайшую и отдаленную перспективу. Среди других направлений предстоящей работы своего ведомства Остапенко назвал "разработку и создание космических аппаратов с использованием блочного принципа, а также обслуживаемых платформ". Также необходимо решать ставшую критичной проблему космического мусора. Глава ведомства отметил важность взаимодействия практиков с научными учреждениями: "Сегодня мы подписали соответствующее соглашение с МГТУ им. Баумана, затем подпишем с вузами Санкт-Петербурга и Казани. Эти программы должны дать конкретный продукт". Кроме того, Роскосмос планирует "в кратчайшие сроки" разработать сверхтяжелую ракету-носитель, способную выводить на орбиту полезную нагрузку массой 80 тонн. "Речь идет о создании в кратчайшие сроки ракеты с возможностью выведения полезной нагрузки массой до 80 тонн, - сказал Остапенко. - Этот стартовый комплекс мы планируем использовать для ракет, способных выводить полезные грузы массой от 160 тонн и более". Напомним, что в 2014 году Роскосмос собирался отправить на орбиту обсерваторию "Спектр-РГ", созданную вместе с испанскими коллегами, но планы скорректировались, и телескоп будет запущен в космос позже. Генеральный директор НПО им. Лавочкина Виктор Хартов в октябре минувшего года сообщал, что немецкие партнеры, поставляющие для обсерватории один из двух научных приборов, задержали заказ почти на год. Он пояснил, что трудности при создании телескопа для аппарата "Спектр-РГ" связаны с принципиальной новизной аппаратуры. "Спектр-РГ" станет вторым аппаратом в серии российских астрофизических обсерваторий. Первым был "Спектр-Р". С помощью обсерватории "Спектр-РГ" впервые будет проведен обзор всего неба в жестком рентгеновском диапазоне энергий от 2 до 30 килоэлектронвольт, что позволит обнаружить скрытую популяцию из нескольких сотен тысяч сверхмассивных черных дыр. На обсерватории массой более 2 тонн разместят три научных прибора: европейский рентгеновский зеркальный телескоп eROSITA, российский астрономический рентгеновский телескоп-концентратор ART-XC и британский широкоугольный рентгеновский монитор Lobster. Космический аппарат "Спектр-Р", созданный в рамках международного проекта "Радиоастрон" по заказу Роскосмоса, был запущен в космос в 2011 году. Он предназначен для изучения солнечного ветра и межпланетного магнитного поля, галактик, квазаров, черных дыр и нейтронных звезд. Масса спутника составляет 3850 кг, время активного существования - пять лет. "Спектр-Р" состоит из универсальной платформы "Навигатор", разработанной НПО имени Лавочкина, и космического радиотелескопа с антенной диаметром 10 м. Разработчиком комплекса научной аппаратуры является Астрокосмический центр Физического института Российской академии наук. Платформа "Навигатор" включает бортовой комплекс управления, радиокомплекс, систему электроснабжения и двигательную установку. "Спектр-РГ" также строится на этой платформе. Ученые считают, что "Спектр-РГ" станет единственным преемником космического телескопа "Хаббл". "Телескоп "Хаббл" не является чисто ультрафиолетовым телескопом, и он крайне перегружен заявками. Среди российских заявок считанные единицы поддерживаются для наблюдений на "Хаббле". Наш "Спектр УФ" станет единственным преемником "Хаббла" в космосе", - уверен старший научный сотрудник Института астрономии РАН, руководитель группы "Спектр УФ" Михаил Сачков. Космическая обсерватория сможет изучать экзопланеты, эволюцию звезд и Вселенной. К.И.
29.01.2014
"Мужской менталитет" препятствует полетам российских женщин в космос
Сложившийся со времен полета Юрия Гагарина так называемый "мужской менталитет" на полеты в космос, а также отсутствие реального заказа, продолжают препятствовать полетам российских женщин в космос, сообщила научный сотрудник отряда космонавтов ЦПК имени Гагарина Лидия Иванова. "Увы, нужно констатировать, что российских женщин, готовившихся к полетам в космос, значительно меньше, чем мужчин. А если учесть, сколько их реально слетало, то ситуация вообще неутешительная: три человека, пять полетов, и то — все в советское время. Ни одной женщины из современной России в космосе не было, ни одна из наших соотечественниц пока не слетала на МКС. И это при том, что 17 американок туда уже слетало", — констатировала Иванова, выступая на "Королевских чтениях" в МГТУ им. Баумана. По ее словам, такое неравенство по сравнению с космонавтами-мужчинами объясняется целым рядом исторических причин. "Когда говорят, что российские женщины не хотят лететь в космос — это неправда, заявляю это ответственно, за свою долгую работу я объездила многие организации космической отрасли и желающие всегда находились. Одна из причин — с советских времен не было твердого политического заказа на полет женщины", — сказала Иванова. Подводя итоги завершившегося в 2013 году открытого набора в космонавты, проведенного Роскосмосом на базе ЦПК имени Гагарина, Иванова напомнила, что 18 женщин подали свои заявки. "Это из 304 заявлений, но ограничений по количеству в наборе все-таки были: было четко оговорено, что набрать нужно пять человек, не более. В результате была отобрана только одна женщина", — сказала Иванова. По ее словам, другая причина — менталитет российских мужчин-руководителей, воспринимающих освоение космоса своей "вотчиной". "В нашей стране изначально было принято считать среди людей, принимающих решение, что космонавт — это мужчина, кроме того, исторически сложилось так, что в космонавты набирали из среды военных летчиков, где также подавляющее большинство — это мужчины. В современное время при отборе предпочтение отдается людям с техническим образованием — из МАИ или МГТУ имени Баумана. Это также один из факторов, по которым мужчин набирается больше", — отметила Иванова. В заключение эксперт пожелала успеха нынешней женщине-космонавту Елене Серовой, проходящей подготовку в ЦПК имени Гагарина. "Я от души желаю слетать нашей единственной женщине, Лене Серовой, полет которой намечен на 2014 год", — заключила научный сотрудник отряда космонавтов, передает РИА Новости. К.И.
29.01.2014
Памятные даты космонавтики. 29 января 2014 г.
29 января исполняется 95 лет (1919) со дня рождения Игоря Николаевича Садовского, создателя службы твердотопливных ракет в НПО “Энергия”, первого заместителя генерального конструктора – главного конструктора МТКС “Энергия-Буран”. 29 января исполняется 75 лет (1939) со дня начала летных испытаний первой автоматически управляемой крылатой ракеты 212 конструкции С.П. Королёва с азотнокислотно-керосиновым ЖРД ОРМ-65 конструкции В.П. Глушко и трехстепенным гироприбором стабилизации. 29 января исполняется 50 лет (1964) со дня пятого испытательного пуска в США (Мыс Канаверал) ракеты-носителя Saturn-1B, во время которого на околоземную орбиту был выведен габаритно-весовой макет полезной нагрузки (корабль Apollo). 29 января исполняется 30 лет (1984) со дня запуска в Китае (космодром Сичан) спутника связи STTW-T1. 29 января исполняется 10 лет (2004) со дня запуска с космодрома Байконур грузового транспортного корабля “Прогресс М1-11”. К.И.
29.01.2014
Пучков пообещал молодежи "космические одиссеи" в ближайшем будущем
Молодежь в ближайшем будущем будет беспрепятственно летать в космос, в этом году туда отправится спасатель Денис Ефремов, сообщил журналистам во вторник глава МЧС России Владимир Пучков. "Это будет полет, в который полетят те люди, которые прошли специализированный конкурс, и они совершат облет земного шара уже на новых космических летательных аппаратах. Это будут пионеры уже качественно-нового освоения космоса. И молодежь уже завтра будет спокойно покупать туристические билеты не только в другие страны, но и для того, чтобы совершить космическую одиссею. Эта технология очень быстро развивается", — цитирует Пучкова РИА Новости. P.S. Глава МЧС не прав, говоря о том, что победители конкурса AXE, в том числе и Денис Ефремов, совершат "облет земного шара". Это будут суборбитальные полеты, при которых произойдет лишь "прикосновение" к космосу, но никак не полноценный космический полет. К.И.
НПО Лавочкина: РФ нужны собственные технологии освоения Луны и Марса
Россия должна обладать собственными технологиями, необходимыми для успешного выполнения отечественных программ освоения космоса, в частности, изучения Луны и Марса, заявил глава НПО имени Лавочкина Виктор Хартов. Выступая во вторник в МГТУ имени Баумана на Королевских чтениях, Хартов отметил, что "эти технологии должны быть в наших руках". Хартов привел список из семи критических технологий, лежащих в основе планируемых к реализации программ изучения поверхности Луны и Марса. В этом перечне — технологии высокоточной и безопасной посадки, технологии глубинного (не менее 2 метров) забора грунта, технологии робототехнических средств стыковки и захвата орбитальных объектов в автоматическом режиме, высоко- и низкотемпературная электроника. "Мы это создадим только в том случае, если будем интенсивно работать с вузами, с институтами академии наук", — добавил Хартов, передает РИА Новости. К.И.
РФ в 2024 г. запустит зонд для доставки на Землю марсианского грунта
Россия может осуществить проект по доставке марсианского грунта на Землю в 2024 году, сообщил глава НПО имени Лавочкина Виктор Хартов. "Сейчас идет анализ возможностей сделать повтор миссии "Фобос-Грунт", либо рассматривать ее как первую ступень к проекту доставки марсианского грунта на Землю", — сказал Хартов, выступая на Королевских чтениях в МГТУ имени Баумана. Автоматическая станция "Фобос-Грунт", которая должна была доставить образцы со спутника Марса Фобоса, была запущена в конце 2011 года, но не смогла выйти на траекторию перелета к Марсу. Однако ученые с момента провала миссии заявляли, что ее следует осуществить. По словам главы НПО имени Лавочкина, один из проектов доставки марсианского грунта, получивший название "Бумеранг" ("Фобос-Грунт-2"), предполагает, что посадочный аппарат будет выстреливать образцы грунта с Фобоса, которые затем в космосе будет подбирать орбитальный аппарат. "Только такая схема возможна для доставки марсианского грунта на Землю", — отметил Хартов. По его словам, проект, получивший обозначение "Экспедиция-М", предполагает доставку на поверхность Марса возвращаемой ракеты массой до 500 килограммов. Срок осуществления этого проекта, как следует из одного из слайдов Хартова, намечен на 2024 год. "Бумеранг — это в районе 2020-го года, потому что сейчас мы хотим позиционировать "Бумеранг" как первый этап "Экспедиции-М", чтобы сразу все решения принимались те, которые нужны "Экспедиции-М". Мы сейчас выходим с предложением, чтобы считать это первым этапом марсианской миссии. А второй — возврат грунта с Марса", — сказал Хартов. Он отметил, что доставка грунта с Марса — более сложная задача, если для старта с Фобоса достаточно пружин, то для Марса нужна возвратная ракета, требуется создать "космодром". "Возвратная ракета вывезет грунт на околомарсианскую орбиту, а там другой аппарат, подобный "фобосовскому", заберет эту капсулу и уже вернет на Землю по той схеме, которая будет проверена в рамках "фобосовской" миссии", — сказал Хартов, передает РИА Новости. К.И.
28.01.2014
Лопота: отправить экспедицию к Луне невозможно без сверхтяжелых ракет
Отправка экспедиций к Луне невозможна без создания сверхтяжелых ракет-носителей грузоподъемностью 74-140 тонн, при том, что самая мощная российская ракета "Протон" выводит на орбиту 23 тонны, сказал глава РКК "Энергия" Виталий Лопота. "Чтобы улететь к Луне и вернуться обратно, нужно двухпусковое выведение — две ракеты грузоподъемностью 75 тонн, однопусковая схема полета к Луне и обратно без посадки — это 130-140 тонн. Если мы возьмем за базу 75-тонную ракету, то практическая миссия к Луне (с посадкой) — восьмипусковая схема. Если ракета будет грузоподъемностью меньше 75 тонн, как предлагают — 25-30 тонн, то освоение даже Луны превращается в абсурд", — сказал Лопота, выступая на "Королевских чтениях" в МГТУ имени Баумана. "Нынешние носители не подходят для освоения дальнего космоса", — добавил он, передает РИА Новости. К.И.
28.01.2014
Лопота: обеспечение полетов в дальний космос - задача мирового уровня
Ведущие в области космической деятельности страны должны совместно работать над созданием ракетно-космических комплексов для полетов в дальний космос, в том числе для защиты Земли от астероидной опасности, считает глава РКК "Энергия" Виталий Лопота. Выступая во вторник в МГТУ имени Баумана на Королевских чтениях, Лопота отметил, что создание таких комплексов — важнейшая задача для мировой космонавтики. По его словам, в рамках сотрудничества отдельные элементы комплексов могут создаваться в разных странах. "Должны быть единые стандарты (создания комплексов) и "дружественные" интерфейсы", — сказал Лопота, передает РИА Новости. К.И.
Российский сегмент может получить "вторую жизнь" после закрытия МКС
Российский сегмент Международной космической станции (МКС) будет достроен только к 2018 году, однако это дает возможность этому сегменту существовать в новом качестве после того, как модули других участников исчерпают свой ресурс, заявил глава РКК "Энергия" Виталий Лопота. "Американцы уже развили свой сегмент (МКС). <…> Мы, к сожалению, уходим вправо, и надеемся, что к 2018-2020 года нам удастся завершить создание новой уникальной лаборатории", — сказал Лопота на Королевских чтениях. "К середине 2020-х годов американские коллеги, ресурс их техники будет исчерпан, и у России будет уникальный шанс, тот сегмент, который будет развит, можно использовать для орбитального международного порта", — сказал он, передает РИА Новости. К.И.
Новый российский космический корабль сможет выполнить до 10 полетов
Перспективный российский космический корабль будет многоразовым и сможет летать в космос до 10 раз, сообщил глава РКК "Энергия" Виталий Лопота. "Сегодня корабль делается многократного применения, то есть до 10 раз он будет работать, при этом те приборы, которые были в агрегатном отсеке, переходят в спускаемый аппарат", — сказал Лопота, выступая на Королевских чтениях в МГТУ имени Баумана. Он отметил, что новый корабль, приспособленный для возвращения из дальнего космоса, должен быть рассчитан на вход в атмосферу со второй космической скорости. При этом тепловой щит будет нагреваться до 3 тысяч градусов. "Нам необходимы материалы, которые способны обеспечить такое возвращение", — сказал Лопота, передает РИА Новости. К.И.
28.01.2014
Роскосмос намерен обсуждать свои планы со студентами технических вузов
Роскосмос собирается обсуждать планы развития российской ракетно-космической отрасли, в числе прочего, со студентами и преподавателями ведущих технических вузов страны, заявил глава Роскосмоса Олег Остапенко. Выступая во вторник на Королевских чтениях в МГТУ имени Баумана, Остапенко пояснил, что такая форма обсуждения поможет эффективно выстроить механизм обратной связи между Роскосмосом и экспертным сообществом. Глава Роскосмоса предложил провести первый круглый стол на эту тему с участием студентов и преподавателей профильных кафедр МГТУ в ближайшее время. "Предлагаю в феврале месяце", — сказал Остапенко, обращаясь к ректору МГТУ Анатолию Александрову. Ректор поддержал это предложение, передает РИА Новости. К.И.
28.01.2014
Роскосмос оформит соглашения с вузами по "космическим" исследованиям
Роскосмос намерен заключить с ведущими техническими российскими вузами соглашения о проведении научно-исследовательских работ, результаты которых будут необходимы для развития российской ракетно-космической отрасли, заявил глава Роскосмоса Олег Остапенко. Выступая во вторник на Королевских чтениях, Остапенко отметил, что Роскосмос уже подписал соответствующее соглашение с МГТУ имени Баумана и намерен оформить сотрудничество с вузами Петербурга и Казани. По его словам, речь идет о выполнении конкретных исследовательских проектов в интересах российской космонавтики, исследования будут выбираться так, чтобы "это была конкретно реализуемая программа". Остапенко добавил, что в рамках сотрудничества Роскосмоса и МГТУ, во вторник в вузе открылся космический центр, передает РИА Новости. К.И.
28.01.2014
Роскосмос к марту внесет предложения по созданию сверхтяжелой ракеты
Роскосмос в ближайшее время представит в Военно-промышленную комиссию (ВПК) при правительстве РФ свои предложения по созданию сверхтяжелой ракеты-носителя, заявил во вторник глава Роскосмоса Олег Остапенко. Выступая на Королевских чтениях в МГТУ имени Баумана, Остапенко напомнил, что сейчас идет разработка такой ракеты-носителя. Он отметил, что эта ракета сможет выводить на орбиту грузы массой до 80 тонн, в перспективе на базе этого носителя можно создавать ракеты, которые смогут выводить в космос грузы массой от 160 тонн. "Я думаю, что в ближайшее время — это месяц — мы внесем свои предложения в Военно-промышленную комиссию при правительстве", — сказал глава Роскосмоса. К.И.
В Роскосмосе не исключают возможности создания обитаемых баз на Луне
Глава Роскосмоса Олег Остапенко считает возможным создание долговременных посещаемых баз на Луне, передает РИА Новости. "Мы планируем дальнейшие исследования Луны, в том числе с помощью луноходов, планируем не только доставку грунта, но и эксперименты на поверхности. Не исключено размещение долгосрочных, долгоживущих станций на поверхности, на которых будут работать экспедиции", — сказал Остапенко, выступая на Королевских чтениях в МГТУ имени Баумана. К.И.
РФ может участвовать в экспедициях НАСА на Луну и Марс
Россия вполне способна участвовать в космических проектах НАСА по экспедициям на астероиды, на Луну и на Марс, считает глава Роскосмоса Олег Остапенко, передает РИА Новости. Выступая на Королевских чтениях в МГТУ имени Баумана, Остапенко напомнил, что НАСА в 2030-е годы планирует осуществить пилотируемый полет на Марс, а до этого — на Луну и астероиды. "В какой степени мы будем участвовать в этом направлении, или не будем участвовать, будет зависеть от того, в какой степени мы способны решать те задачи, которые нам предписаны. А я уверен, что мы способны решать на уровне значительно выше, чем другие страны мирового сообщества, у меня нет ни малейшего в этом сомнения. Главное — грамотно сконцентрировать усилия", — заявил глава Роскосмоса. К.И.
28.01.2014
Россияне могут провести три выхода в космос с МКС
Три выхода в открытый космос с борта Международной космической станции (МКС) могут быть выполнены по российской программе в этом году, первый из них может быть осуществлен в августе, сообщил в понедельник журналистам руководитель Научно-технического центра РКК "Энергия" Александр Калери. "У нас есть задачи на три выхода в открытый космос, но это при готовности матчасти. Пока запланирован один выход, помимо сегодняшнего (сейчас в открытом космосе работают космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский). По мере готовности матчасти будет приниматься решение о выполнении других выходов. Тот выход, о котором я сказал, пока планируется на август", — сказал Калери. Планируется, что в августе в космос выйдут Александр Скворцов и Олег Артемьев — члены экипажа новой экспедиции на МКС, которая отправится на станцию в марте, уточнил представитель РКК "Энергия". Он отметил, что для них это будет первый в карьере выход в открытый космос, они уже начали готовиться к нему на Земле. Калери пояснил, что основной задачей августовского выхода является установка антенны с фазированной решеткой. "Антенна — это элемент для единой командной телеметрической системы, она предназначена для работы через спутник-ретранслятор. Это задача проверки новой радийной системы", — подчеркнул он, передает РИА Новости. К.И.
Российские космонавты завершили ВКД
28 января 2014 года в соответствии с программой полёта Международной космической станции члены экипажа МКС-38 российские космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский завершили выход в открытый космос. Выход начался 27 января в 18:10 по московскому времени. Космонавты вцелом успешно выполнили программу внекорабельной деятельности и вернулись на МКС. Выходной люк был закрыт в 00 час 08 минут по московскому времени 28 января. Продолжительность пребывания в условиях открытого космоса космонавтов Олега Котова и Сергея Рязанского составила почти 6 часов. Самочувствие космонавтов О.Котова и С.Рязанского после возвращения на станцию хорошее, сообщает пресс-служба Роскосмоса. К.И.
Байконур: Началась заправка космического аппарата Turksat 4A
На космодроме Байконур готовятся к пуску ракеты космического назначения "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и турецким космическим аппаратом связи TurkSat 4A. Первые две недели, в течение которых инженеры и технический персонал ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, а также других предприятий космической отрасли, занимались автономной подготовкой космического аппарата, ракеты–носителя "Протон-М" и разгонного блока к совместному запуску, прошли в соответствии с утвержденным графиком. Итогом прошедшего периода пусковой кампании стало проведение важных технологических операций, запланированных на техническом и стартовом комплексах. В частности, работы на ТК включали сборку трех ступеней ракеты-носителя, заправку баков высокого давления разгонного блока, проверку систем космического аппарата и подготовку его к заправке. В субботу 25 января специалисты из японской компании MELCO (разработчик и изготовитель КА Turksat 4A) начали операции по заправке двигательной установки космического аппарата компонентами топлива, которые продлятся до конца месяца. Вначале аппарат заправили окислителем. В настоящее время идет подготовка к его заправке горючим. Затем последуют проверки функционирования систем уже заправленного космического аппарата, подтверждающие его готовность к последующей сборке с разгонным блоком "Бриз-М". Запуск КА TurkSat 4A должен состояться в феврале этого года, сообщает пресс-служба ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. К.И.
28.01.2014
НАСА планирует за год провести пять выходов астронавтов из МКС
Пять выходов в открытый космос из американского сегмента Международной космической станции (МКС) могут провести с начала февраля 2014 по февраль 2015 года американские астронавты, сообщил РИА Новости представитель НАСА. "В промежуток с февраля 2014 по февраль 2015 года по американской программе на станции имеется объем работ, которого хватит, как минимум, на пять выходов в открытый космос", — отметил собеседник агентства. Он уточнил, что в начале февраля в Хьюстоне состоится специальное заседание, на котором будут определены и конкретизированы задачи намеченных выходов. Представитель НАСА добавил, что два первых из пяти выходов американских астронавтов из МКС в открытый космос, скорее всего, пройдут в период между июнем и августом 2014 года. Определено, что одной из первых задач станет перенос дефектного насоса охлаждения с временного места хранения на внешнюю платформу американского сегмента станции. Ранее там хранился новый насос, который был установлен во время внекорабельной деятельности в декабре 2013 года. К.И.
новостей на странице: