Новый номер

№ 07 (426), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

13.11.2012 Российские члены основного и дублирующего экипажей 34/35-й длительной экспедиции на МКС признаны годными к космическому полету

13 ноября в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина состоялось заседание Главной медицинской комиссии (ГМК), которая проанализировала данные медицинских обследований российских членов основного и дублирующего экипажей 34/35-й длительной экспедиции на МКС за период предполетной подготовки. В состав ГМК вошли представители Роскосмоса, Федерального медико-биологического агентства, Института медико-биологических проблем, а также специалисты медицинского управления ЦПК.

По результатам заседания комиссии космонавты Роскосмоса Роман Романенко и Фёдор Юрчихин были признаны годными к космическому полету по состоянию здоровья.

Старт 34/35-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию запланирован на  декабрь 2012 года, передает пресс-служба ЦПК.

13.11.2012 В Центре подготовки космонавтов состоялось заседание Межведомственной квалификационной комиссии

12 ноября в Центре подготовки космонавтов состоялось повторное заседание межведомственной квалификационной комиссии по оценке подготовки кандидата в космонавты-испытатели Андрея Бабкина (набор 2010 года).

В состав комиссии вошли представители Федерального космического агентства, ЦПК имени Ю.А. Гагарина, РКК «Энергия» имени С.П. Королёва, ГНЦ РФ ИМБП РАН, ЦУП.

На заседании были изучены документы, характеризующие результаты выполнения программы общекосмической подготовки и результаты сданного Государственного экзамена. Комиссия повторно рассмотрела вопрос присвоения квалификации «космонавт-испытатель» кандидату в космонавты-испытатели. Итогом заседания МВКК стало присвоение этой квалификации по результатам успешного прохождения отдельных видов подготовки из курса ОКП Андрею Бабкину, сообщает пресс-служба ЦПК.

13.11.2012 Число работающих спутников "ГЛОНАСС" может быть увеличено с 24 до 30

Количество российских спутников "ГЛОНАСС", которые постоянно работают на орбите, может быть увеличено в ближайшие два-три года с 24 до 30 космических аппаратов, сообщил во вторник журналистам замгендиректора ОАО "Российские космические системы" (РКС) Григорий Ступак, передает РИА Новости.

Сейчас на орбите находится 31 спутник системы ГЛОНАСС, из них используются по целевому назначению 24 аппарата, в орбитальном резерве — три, на исследовании главного конструктора — три, и еще один спутник находится на стадии летных испытаний.

"В будущем надо запускать уже не орбитальный резерв, а надо сделать так, чтобы все запущенные космические аппараты работали эффективно. Надо развести все запущенные спутники так, чтобы они не толпились, чтобы не было необходимости их перевода из точки в точку. Ближайший план — обеспечить до 30 постоянно работающих космических аппаратов, то есть развернуть дополнительные плоскости", — сказал Ступак.

По его словам, обоснования, научные исследования, расчеты и оценки, подтверждающие целесообразность этой схемы, будут завершены в этом году.

13.11.2012 Россия может до конца года запустить второй спутник "Глонасс-К"

Второй спутник серии "Глонасс-К" будет запущен в конце декабря текущего года — январе 2013 года, сообщил во вторник журналистам замгендиректора ОАО "Российские космические системы" (РКС) Григорий Ступак, передает РИА Новости.

В настоящее время на орбите находится первый спутник серии "Глонасс-К", который был запущен в конце февраля 2011 года.

"Наиболее вероятно, в этом году будет запущен второй космический аппарат "Глонасс-К", и затем начнутся его зачетные испытания, которые могут завершиться в 2014-15 годах", — сказал он.

"Возможно, второй спутник полетит в конце этого года. Там есть проблемы, связанные с очередностью запусков с космодрома (Байконур). Старт может быть осуществлен либо в конце этого года (в конце декабря), либо в январе следующего", — сообщил Ступак.

Замглавы РКС также сообщил, что в 2013 году будут плановые запуски аппаратов "Глонасс-М" с целью поддержания орбитальной группировки.

"Глонассы-М" мы будем запускать по оперативной необходимости. У нас сейчас три аппарата в резерве, нам надо поддерживать орбитальную группировку на уровне не менее 24 спутников постоянно. Если будет необходимость, будем запускать еще "Глонассы-М" в следующем году", — подытожил Ступак.

13.11.2012 РФ и ЮАР планируют подписать соглашение по "Радиоастрону"

Россия и ЮАР планируют до марта 2013 года подписать соглашение по использованию в рамках российского проекта "Радиоастрон" ("Спектр-Р") инфраструктуры ЮАР, заявил журналистам министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской по итогам заседания смешанного межправительственного комитета по торгово-экономическому сотрудничеству РФ и ЮАР, передает РИА Новости.

"Мы договорились о соглашении по космосу. Договорились до марта подготовить и подписать на саммите БРИК соглашение по использованию инфраструктуры ЮАР для российского проекта "Радиоастрон". Это соглашение позволит "Радиоастрону" проводить исследования с помощью инфраструктуры южно-африканской республики. Мы также планируем развивать двустороннее соглашения по использованию лазерных технологий в научных целях", — сказал министр.

13.11.2012 Зонд "Марс-Одиссей" возобновил работу после 5 месяцев "спячки"

Орбитальный зонд НАСА "Марс-Одиссей" (Mars Odyssey), в начале июня переведенный в безопасный режим из-за нештатной работы навигационных систем, возобновил работу после переключения на запасной комплект оборудования, говорится в сообщении НАСА.

В июне 2012 года инженеры агентства сообщили о проблемах с одним из трех гироскопов, с помощью которых аппарат регулирует и поддерживает свою ориентацию. Аппарат, запущенный в апреле 2011 года, перевели в безопасный режим для диагностики и определения дальнейших действий.

Как сообщает НАСА, в воскресенье "Марс-Одиссей" успешно передал данные от марсохода "Оппортьюнити" с помощью "запасного" комплекта коммуникационных навигационных систем, работающих с таким же "запасным" бортовым компьютером зонда.

"Операция "переключения" на другую сторону прошла успешно, все подсистемы, которые мы используем впервые, работают в штатном режиме", — сказал менеджер проекта в Лаборатории реактивного движения (JPL) НАСА Гэйлон Максмит (Gaylon McSmith), чьи слова приводит агентство.

Основные навигационные системы, в том числе и гироскоп, вызвавший проблемы, по оценкам специалистов НАСА, смогут проработать еще примерно несколько месяцев, однако инженерная команда решила "переключиться" заблаговременно, сохранив таким образом оба комплекта работоспособными хотя бы на некоторое ограниченное время. Как отмечает НАСА, это было сделано на случай экстренных обстоятельств и необходимости временно отключить резервную систему, передает РИА Новости.

13.11.2012 В городе Чжухай открылся 9-й Китайский международный авиасалон "Аэрошоу Чайна-2012"

Сегодня в городе Чжухай провинции Гуандун /Южный Китай/ открылся 9-й Китайский международный авиасалон "Аэрошоу Чайна-2012".

В китайском авиашоу, которое проходит в пригороде Чжухая на площади в 28 тысяч квадратных метров, принимают участие представители 39 стран и регионов мира, в том числе США, России, Франции, Италии, Великобритании. Всего на ярмарке представлены 114 летательных аппаратов, 650 компаний и предприятий, в числе которых все лидеры мировой авиаиндустрии.

Широко представлена космическая отрасль. Например, в китайской экспозиции посетители салона смогут ознакомиться с возвращаемым аппаратом космического корабля "Шэньчжоу-9". Герой-космонавт Ян Ливэй, а также три космонавта Цзин Хайпэн, Лю Ван и Лю Ян, совершившие первую стыковку "Шэньчжоу-9" с модулем "Тяньгун-1", также будут общаться с посетителями.

Немало экспонатов будет показано в павильоне Роскосмоса. В их числе макеты перспективных ракет и спутников, которые разрабатываются предприятиями ракетно-космической отрасли России.

13.11.2012 Минобороны возобновит создание боевого лазера

Российский оборонно-промышленный комплекс по заказу Минобороны вернулся к разработке боевых лазеров, пишут "Известия". Информированный источник в ОПК сообщил газете, что в следующем году сразу три предприятия — концерн ПВО "Алмаз-Антей" в Москве, Таганрогский авиационный научно-технический концерн имени Бериева (ТАНТК) и Воронежская фирма "Химпромавтоматика" получили техзадание на создание лазера, способного прожигать корпуса самолетов, спутников и баллистических ракет.

По его словам, опытно-конструкторские работы (ОКР) возобновляются сейчас на более высоком техническом уровне. Задачей прежней модификации 1ЛК222 было ослепление и временное выведение из строя оптических систем спутников на всех типах орбит. Работы по его созданию завершились в 2009 году, и на госиспытаниях изделие признали перспективным. Сейчас на его основе будет создан комплекс с улучшенным лазером для уничтожения воздушных целей.

— Лазер будет прожигать врага высоким выделением тепловой энергии. Он должен действовать в воздушном и безвоздушном пространстве. Лазеры рассматриваются как перспективное вооружение беспилотных гиперзвуковых летательных аппаратов или космических платформ, — заглянул в будущее собеседник "Известий".

Лазер 1ЛК222 является основой всей системы противодействия аэрокосмическим силам. Система имеет кодовое наименование "Сокол-Эшелон" и разработана концерном "Алмаз-Антей" и КБ "Химпромавтоматика". Воронежцы занимаются самим лазером, а москвичи — комплексами управления и наведения. Эксперименты с отдельными узлами и системами не прерывались, и фактически лазер готов в наземном варианте, утверждают на предприятиях.

13.11.2012 Студентов в 2013 году могут направить на строительство космодрома "Восточный" в Приамурье

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) планирует добиться разрешения на участие с 2013 года студенческих стройотрядов в строительстве космодрома "Восточный" в Амурской области и разработке месторождений в Якутии, сообщил журналистам глава ведомства Сергей Белоконев, пишет "Комсомольская правда".

"На следующий год, помимо уже завершающихся работ на строительстве объектов Олимпиады в Сочи и строительства в Екатеринбурге большого академического жилого комплекса, мы ведем переговоры (и они находятся в финальной стадии) по проектам, которые реализуются правительством страны и частным бизнесом в рамках освоения Сибири и Дальнего Востока. Это различные якутские месторождения, строительство нового космодрома "Восточный" и так далее", - сказал глава Росмолодежи.

13.11.2012 КНДР уличили в испытании ракетных двигателей

Военные КНДР проводят испытания ракетных двигателей. К такому выводу пришли специалисты США и Южной Кореи, проанализировав данные с разведывательных спутников, передает Росбалт.

На спутниковых фотоснимках отчетливо зафиксированы 34 бака для ракетного топлива и выгоревшая растительность вокруг стартовой площадки, с которой был осуществлен неудачный запуск баллистической ракеты "Ынха-3" в апреле 2012 года.

По данным специалистов, Пхеньян скорее всего решится на испытание новой ракеты первой половине 2013 года, передают интернет-СМИ.

13.11.2012 Студенты Самарского аэрокосмического универсистета собрали спутник

В Самарском аэрокосмическом университете студенты разработалии спутник, который запустят в космос в следующем году. Спутник называется "Аист".

Спутник предназначен для исследования распределения частиц космической пыли в околоземном пространстве при помощи аппаратуры "Метеор". Электропитание "Аист" будет получать от новых экспериментальных солнечных батарей. Их студенты разрабатывали вместе с инженерами из "ЦСКБ-Прогресс".

По форме "Аист" представляет из себя куб. Весит спутник всего 60 килограмм.

Сейчас студенты разрабатывают еще один спутник - "Аист-2". Он проведет радиолокационное зондирование нашей планеты, сообщает samara.ru.

13.11.2012 Иран испытает новую ракету-носитель для запуска спутника
Иран планирует в ближайшее время провести испытания новой ракеты-носителя, предназначенной для запуска спутника, передает Росбалт. Об этом заявил командующий Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Мохаммад Али Джафари.

По его словам, изготовление ракеты-носителя успешно завершено. Она может вмещать до 100 килограммов (так в сообщении, цифра вызывает сомнение - К.И.) твердого топлива и использоваться для запуска спутников на геостационарные орбиты, передает Iran.ru.

Ранее министр обороны Ирана Ахмад Вахиди заявил, что в стране скоро откроется новый космодром. По данным газеты "Техран таймс", Вахиди сообщил, что в настоящее время работы по строительству космодрома выполнены на 80%. Космическая площадка будет нацелена на осуществление запуска спутников иранского производства и космических аппаратов мусульманских государств. Первым будет выведен на орбиту иранский спутник "Толу".

13.11.2012 Испытания бортовых систем "Зонда-ПП" завершатся к концу года

Испытания первого малого спутника из серии МКА-ФКИ (малые космические аппараты для фундаментальных космических исследований) — аппарата "Зонд-ПП" — завершатся к концу года, уже сейчас научная аппаратура зонда успешно работает в тестовом режиме, сообщил начальник Управления технической политики и качества Роскосмоса Михаил Хайлов, передает РИА Новости.

Первый аппарат МКА-ФКИ, "Зонд-ПП", был запущен 22 июля ракетой "Союз-ФГ". Аппарат МКА-ПН1, предназначенный для сбора данных о температуре и солености поверхности океана, а также о температуре и влажности поверхностного слоя на суше — первый в серии из пяти малых научных спутников.

Хайлов отметил, что для научных аппаратов нет понятия "ввода в эксплуатацию", поэтому формально считается, что весь период их работы является "летными испытаниями". Однако все служебные системы зонда будут проверены к новому году.

"До конца года все бортовые системы будут проверены, с нового года все будет отдано для работы ученых", — сказал Хайлов, выступая на конференции "Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса" в Москве.

Он отметил, что на борту аппарата помимо главного прибора — радиометра L-диапазона "Зонд-ПП", находится первый российский гиперспектрометр. Этот прибор, созданный в НПО "Лептон", впервые установлен на российском космическом аппарате. Он ведет съемку в 150 спектральных каналах, что позволяет различать множество разных типов поверхности.

"Гиперспектрометр — для нас новый прибор, сейчас мы уже получаем с него информацию. Это "химическое зрение", мы можем, например, различать нефтяные и бензиновые пятна", — сказал он.

13.11.2012 Роскосмос планирует довести группировку спутников ДЗЗ до 26 аппаратов

Орбитальная группировка спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) к 2020 году, согласно планам, должна состоять из 26 космических аппаратов, сообщил в понедельник начальник управления технической политики и качества Роскосмоса Михаил Хайлов.

"Ближайший запуск у нас будет в этом году в конце ноября, мы планируем запустить спутник "Ресурс-П", который должен будет прийти на смену другому аппарату ДЗЗ "Ресурс-ДК". При этом разрешение на спутнике "Ресурс-ДК" было около одного метра, а на "Ресурсе-П" будет уже 80 сантиметров. Кроме того, "Ресурс-П" будет работать в семи спектральных диапазонах",- сказал Хайлов, выступая на конференции "Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса" в Москве.

Он сообщил, что запуск второго спутника "Ресурс-П" запланирован на 2013 год, третий аппарат этой серии планируется запустить в 2016 году.

По его словам, в 2015 году на орбите должна функционировать полноценная группировка гидрометеорологических аппаратов типа "Метеор-М". Он напомнил, что первый спутник этой серии был запущен в 2009 году и сейчас он функционирует на орбите, к 2015 году таких спутников должно быть четыре.

"Также ведутся работы по созданию следующего поколения гидрометеорологических спутников — "Метеор-МП". Запуск первого спутника этой серии планируется на 2016 год",- отметил Хайлов.

Он также сообщил, что группировка спутников серии "Электро-Л" должна быть в перспективе доведена до 3 аппаратов. Сейчас на орбите функционирует один спутник этого типа.

"В 2013 году планируется запустить второй спутник этой серии, который будет работать над Атлантическим океаном, а в 2015 году — второй спутник, он будет функционировать над Тихим океаном. Все космические аппараты законтрактованы",- отметил Хайлов.

По его словам, специалисты также ведут работы по созданию спутников следующего поколения серии "Электро-М".

"В 2018 году планируется запуск первого спутника этого типа, к 2020 году таких спутников будет три. Они должны будут заменить аппараты "Электро-Л"",- сообщил представитель Роскосмоса.

В рамках реализации проекта "Артика" в 2015 году планируется запустить первый из двух спутников "Артика-М", второй будет запущен в 2016 году.

Хайлов также сообщил, что завершены летные испытания российского спутника ДЗЗ "Канопус-В", специалисты перешли к его эксплуатации.

"Второй спутник этого типа планируется запустить в 2015 году, третий — в 2016 году",- сказал Хайлов.

Он напомнил, что вместе с этим аппаратом был запущен еще один российский спутник ДЗЗ — МКА-ФКИ, который сейчас работает на орбите.

Он уточнил, что запуск второго спутника МКА-ФКИ запланирован на 2013 год, третьего — на 2014 год, четвертого — на 2015 год. Всего на орбите должно быть четыре спутника этой серии.

Кроме того, в 2017 и 2018 гг. планируется запустить два спутника типа "Картограф-ОЭ".

Хайлов также сообщил, что к 2018 году должны быть также запущены спутника ДЗЗ "Обзор-О" (четыре аппарата) и "Обзор-Р" (два спутника).

"Запуск первых спутников той и другой серии запланирован на 2015 год. К 2018 году будут запущены еще три спутника "Обзор-О" и один — "Обзор-Р". Аппараты этих серий обеспечат полное покрытие РФ за семь суток. Кроме того, спутники будут иметь высокую радиометрическую точность", — заключил представитель Роскосмоса, передает РИА Новости.

13.11.2012 Выпуск метеоспутников "Метеор" и "Электро" будет продолжен

Роскосмос и Росгидромет договорились, что выпуск метеоспутников "Метеор" и "Электро" будет продолжен и их группировка будет расширена, сообщил журналистам начальник управления технической политики и качества Роскосмоса Михаил Хайлов.

В 2009 году был запущен первый с 1990-х годов российский метеорологический спутник — "Метеор-М-1", а в 2011 году был запущен на геостационарную орбиту аппарат "Электро-Л". Однако оказалось, что дефекты их бортовой аппаратуры таковы, что аппараты можно использовать только с большими ограничениями.

Хайлов отметил, что эти первые аппараты по существу являются испытательным экземплярами.

"Не все можно проверить на Земле, первые аппараты — это изделия летно-конструкторских испытаний, мы их запустили, да, есть замечания. Но тут надо поправить, тут надо поправить, аппараты в принципе неплохие", — сказал Хайлов в кулуарах конференции "Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса" в Москве.

"Поэтому Росгидромет вышел на нас с инициативой: давайте протиражируем эти спутники… Руководитель Росгидромета Александр Фролов и руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин приняли решение, что мы сделаем еще спутники", — сказал Хайлов.

Он пояснил, что прежние планы предусматривали запуск трех спутников "Метеор", теперь к ним добавились еще два спутники этой серии. В свою очередь, число спутников "Электро" было решено довести до трех, передает РИА Новости.

13.11.2012 Запуск спутника-ретранслятора "Луч-5В" планируется на начало 2014 г.

Запуск российского спутника-ретранслятора "Луч-5В" запланирован на начало 2014 года, сообщил в понедельник начальник управления технической политики и качества Роскосмоса Михаил Хайлов.

"В начале 2014 года будет запущен космический аппарата "Луч-5В",- сказал Хайлов, выступая на конференции "Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса" в Москве.

Он напомнил, что первый аппарат этой серии "Луч-5А" был запущен в декабре 2011 году, второй спутник-ретранслятор "Луч-5Б" был выведен на орбиту 3 ноября этого года.

С запуском третьего аппарата серии орбитальная группировка российских спутников-ретрансляторов будет укомплектована, передает РИА Новости.

13.11.2012 Спутник "Канопус" могут заказать зарубежные клиенты - Роскосмос

Спутник дистанционного зондирования Земли "Канопус-В" хорошо показал себя во время летных испытаний, возможно, что такие аппараты будут заказывать и зарубежные страны, сказал начальник Управления технической политики и качества Роскосмоса Михаил Хайлов, передает РИА Новости.

"Первый аппарат находится на орбите, на второй сейчас объявлен конкурс. Сейчас мы рассматриваем вопрос о тиражировании аппарата, и он, я надеюсь, будет востребован нашим сообществом и в России, и может быть за рубежом", — сказал Хайлов, выступая на конференции, посвященной спутниковым методам дистанционного зондирования Земли.

13.11.2012 Первый российский "пожарный" спутник будет запущен в 2015 году

Первый российский спутник с инфракрасной камерой, способной фиксировать с орбиты очаги пожаров, будет запущен в 2015 году, сообщил начальник Управления технической политики и качества Роскосмоса Михаил Хайлов.

"(Инфракрасная) аппаратура находится в высокой степени готовности, было принято решение, что на аппарате "Канопус-В-2" будет установлен такой сканер, он будет называться "Канопус-В-ИК", запуск намечен на 2015 год", — сказал Хайлов на конференции в Москве, посвященной вопросам дистанционного зондирования Земли.

Новый спутник сможет закрывать полосу шириной 2 тысячи километров и замечать пожар на "пятачке" пять на пять метров, передает РИА Новости.

13.11.2012 Российский разгонный блок разорвало на сотню обломков, подсчитали американские военные

Более ста обломков российского разгонного блока "Бриз-М" образовалось на околоземной орбите после его взрыва в октябре, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на сайт Стратегического командования США.

По состоянию на 12 ноября американские военные специалисты обнаружили 110 обломков "Бриза" и внесли их в каталог объектов, за которыми ведется наблюдение, передает агентство. Каждый обломок получил собственный номер, начиная с 38873.

12.11.2012 Саудовская Аравия намерена вывести на орбиту два спутника

Два искусственных спутника с высокоточной системой навигации, произведенных в Саудовской Аравии, будут выведены на орбиту в ближайшие несколько лет.

''Цель запусков — сделать Саудовскую Аравию ведущим поставщиком продуктов в области мониторинга Земли из космоса и создания интерактивных карт'', — сообщил саудовский принц Турки бен Сауд аль-Сауд на прошедшей в Эр-Рияде 25-й Международной ассоциации исследователей космоса.

Принц Турки, являющийся вице-президентом Национального центра науки и технологий, отметил, что задачей спутников SAUDISAT4 и GEO1 станут научные эксперименты. Ожидается, что запуски будут произведены с американского космодрома на мысе Канаверал в 2013 и 2015 году.

Ранее 12 спутников связи из Саудовской Аравии были выведены на орбиту российскими ракетами-носителями с космодрома Байконур в Казахстане.

По словам Турки аль-Сауда, согласно принятой стратегии развития научной отрасли, (включающей и запуски спутников) к концу 2020 года Саудовская Аравия ''должна стать лидером в науке, технологиях и инновациях в Азии''. На эти планы, как отметил принц, из бюджета королевства будет выделено свыше 2 миллиардов долларов, передает РИА Новости.