Новый номер

№ 07 (426), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

03.12.2012 "Коммерсантъ": федеральную космическую программу будут контролировать так же, как госпрограмму вооружений

Федеральную космическую программу будут контролировать так же, как госпрограмму вооружений, пишет газета "Коммерсантъ".

"Роскосмос готовится по-новому подойти к контролю финансовых средств, выделяемых в рамках Федеральной космической программы (ФКП) (2006—2015). Как стало известно изданию, космическое ведомство будет в обязательном порядке утверждать номенклатуру изделий и ежегодные объемы средств, выделяемых в рамках ФКП, в правительстве", — пишет газета.

По словам источника в космическом ведомстве, за основу нового механизма был взят опыт военных, которые на сегодняшний день имеют утвержденную государственную программу вооружений до 2020 года.

"На гособоронзаказ каждого года выделяется определенная сумма денег, на которую должны быть совершены конкретные закупки. Все это утверждается в правительстве, и любые изменения могут быть произведены только после процедуры согласования", — рассказал источник, отметив, что в Роскосмосе будет применена точно такая же схема.

03.12.2012 Северокорейская ракета установлена на стартовой площадке

Специалисты КНДР установили первую ступень ракеты на стартовую площадку на космодроме "Сохэ", сообщило в понедельник южнокорейской агентство Ренхап. По заверениям Северной Кореи, ракета должна будет вывести на орбиту научно-исследовательский спутник.

"Установка (ракеты) означает, что (КНДР) начала приготовления к пуску ракеты большой дальности", — цитирует агентство представителей в дипломатических кругах, передает РИА Новости.

03.12.2012 КНДР уведомила Японию о временном окне для пуска ракеты со спутником

КНДР уведомила Японию о том, что пуск ракеты с научно-исследовательским спутником будет проведен между 07.00 и 12.00 по местному времени (02.00 и 07.00 мск соответственно) в один из определенных ранее дней, сообщило агентство Киодо со ссылкой на сообщения южнокорейских СМИ.

Ранее в субботу Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) опубликовало сообщение, в котором говорилось о планах КНДР осуществить пуск ракеты с научно-исследовательским спутником между 10 и 22 декабря, передает РИА Новости.

03.12.2012 Памятные даты космонавтики. 3 декабря 2012 г.

3 декабря исполняется 60 лет (1952) со дня рождения генерального директора ЦНИИмаша Геннадия Геннадьевича Райкунова.

3 декабря исполняется 45 лет (1967) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника "Космос-194" ("Зенит-4").

3 декабря исполняется 30 лет (1982) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника "Космос-1422" ("Зенит-6").

02.12.2012 Япония перебрасывает на Окинаву комплексы ПРО, чтобы в случае необходимости перехватить ракету КНДР

Япония перебрасывает на южный остров Окинава зенитные комплексы Patriot PAC-3 для подготовки к возможному перехвату ракеты КНДР, которую Пхеньян намерен запустить в декабре этого года, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на японские СМИ.

Комплексы ПРО уже доставлены на базу морских сил самообороны Японии в префектуре Хиросима, откуда их морем перебросят на Окинаву. Предполагается, что они будут развернуты и на соседних островах, над которыми будет проходить траектория северокорейской ракеты. При этом еще одна батарея "Пэтриотов" будет прикрывать район Токио, отмечают в агентстве.

В операции также будут задействованы несколько эсминцев, оснащенных системами, необходимыми для перехвата ракеты.

02.12.2012 "Союз-СТ" вывел на орбиту европейский спутник Pleiades-1B

2 декабря 2012 года в 02:02:50 UTC (06:02:50 мск) с космодрома Куру во Французской Гвиане осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз-СТ-А" (VS04) с разгонным блоком "Фрегат-МТ" и спутником Pleiades-1B. В 02:11 UTC (06:11 мск) аппарат отделился от последней ступени носителя и вышел на целевую орбиту. На орбите космический аппарат присоединится к своему "близнецу" - спутнику Pleiades 1A, который был выведен на орбиту с помощью "Союза" 17 декабря 2011 года.

02.12.2012 КНДР в декабре повторит попытку запустить спутник

КНДР намерена в декабре текущего года запустить еще один спутник после неудачной попытки, предпринятой в апреле, сообщает агентство Синьхуа.

По сведениям официального информационного агентства ЦТАК, данный спутник, второй "Кванменсон-3", будет запущен с космодрома Сохэ при помощи ракеты "Ынха-3" в период с 10 по 22 декабря.

ЦТАК также сообщило со ссылкой на слова представителя Корейского комитета космических технологий, что ученые и технические специалисты проанализировали ошибки, допущенные в ходе апрельского запуска, и повысили надежность и точность спутника и ракеты-носителя.

02.12.2012 Ученые создали универсальную теорию появления спутников у планет

Французские астрофизики из Сорбонны (Париж) и университета Софианополис (Ницца) впервые создали теорию, позволяющую по единой логике объяснить формирование всех спутников планет Солнечной системы.

Спутники формируются из вещества газопылевого диска, вращающегося вокруг планеты в "юности"; их количество и размеры зависят от того, насколько быстро диски расширялись, выходя из-под действия силы планетарной гравитации, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Считается, что спутники газообразных планет-гигантов формируются из газопылевого околопланетного диска, как только при его расширении вещество попадает за границы предела Роша (условной сферы вокруг планеты, внутри которой невозможно образование единого тела, и мелкие частицы на орбите подвержены только гравитационным силам самой планеты — ред.). При этом остается неясным, как у некоторых планет, например Юпитера, могли образоваться несколько спутников, "внешние" из которых вращаются на орбитах, лежащих далеко за пределом Роша.

Авторы статьи утверждают, что расширение околопланетных дисков могло происходить дискретно, а размер очередного спутника определялся количеством выброшенного за предел Роша вещества. При этом "старые" спутники постепенно отдалялись от планеты, давая место новым.

Помимо этого, ученые пришли к выводу, что механизм образования спутников из околопланетного диска универсален и подходит не только для газообразных планет-гигантов, но и для планет земного типа. По мнению авторов, каждая планета Солнечной системы на ранних этапах развития имела вокруг себя газопылевой диск, сходный с кольцами Сатурна. При этом количество образовавшихся спутников зависело от скорости расширения диска, определяющейся силой гравитационного воздействия планеты и массой вещества самого диска.

Согласно современным представлениям, существует три механизма образования спутников: из околопланетного газопылевого диска, в результате захвата гравитационной силой планеты пролетающего мимо небесного тела, или из осколков, попавших на орбиту планеты после ее столкновения с небесным телом, передает РИА Новости.

02.12.2012 “Розетта” прошла точку максимального удаления от Земли

Европейский межпланетный зонд Rosetta (28169 / 2004-006A) прошел точку максимального удаления от Земли. Расстояние между КА и его "родной" планетой 1 декабря составило 937 миллионов километров.

02.12.2012 Причиной отмены пуска южнокорейской ракеты в четверг могло стать короткое замыкание

Причиной отмены пуска южнокорейской ракеты-носителя KSLV-1 в четверг могло стать короткое замыкание в системе управления двигателями второй ступени.

Об этом сообщил “Интерфаксу” источник в ракетно-космической отрасли. По его словам, южнокорейским специалистам предстоит вскрыть коммутатор, чтобы выяснить причину.

02.12.2012 Памятные даты космонавтики. 2 декабря 2012 г.

2 декабря исполняется 40 лет (1972) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника связи “Молния-1-22”.

2 декабря исполняется 20 лет (1992) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника связи “Молния-3-43”.

2 декабря исполняется 20 лет (1992) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) по программе STS-53 корабля многоразового использования Discovery с астронавтами Дэвидом Уолкером (David Walker), Джеймсом Воссом (James Voss), Робертом Кабана (Robert Cabana), Гийоном Блуфордом (Guion Bluford) и Майклом Клиффордом (Michael Clifford) на борту.

2 декабря исполняется 15 лет (1997) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане японского спутника связи JSAT-5 и европейского научно-исследовательского спутника Equator-S.

2 декабря исполняется 15 лет (1997) со дня запуска с космодрома Байконур помощью российской ракеты-носителя "Протон-К" люксембургского спутника
связи Astra-1G.

01.12.2012 Запуск "Союза" из Куру отложен на сутки

Запуск российской ракеты-носителя "Союз-СТ" с европейским космическим аппаратом "Плеяды-1Б" (Pleiades 1B) с космодрома Куру во Французской Гвиане отложен на сутки по техпричинам, сообщил РИА Новости представитель Роскосмоса. Новая попытка пуска будет предпринята в ночь на воскресенье.

01.12.2012 Запуска южнокорейской ракеты в 2012 году не будет

30 ноября директор Корейского института аэрокосмических исследований Ким Сын Чжо сообщил, что до конца 2012 года южнокорейскую ракету Naro-1, которая должна вывести на околоземную орбиту научный спутник STSAT-2C массой до 100 кг, запускать не будут.

01.12.2012 Якутским школьникам предложили разработать серию экспериментов для МКС

На борту МКС в 2013-2014 годах в рамках образовательной программы “Якутия в космосе” планируют провести серию научно-технических экспериментов, разработанных якутскими школьниками, сообщает пресс-служба министерства образования республики.

“У учащихся 7-11 классов общеобразовательных школ появится возможность разработать эксперимент или демонстрацию того или иного явления в классе и на борту Международной космической станции”, - говорится в сообщении на сайте регионального ведомства.

“Вовлекая школьников в интересные, важные научные, научно-технические эксперименты, ученые, учителя смогут поддерживать их интерес к науке, развивать навыки логического структурного мышления, мотивировать на получение профильного научно-технического образования”, - добавляют в сообщении.

Программа, положение, структура реализации и другие нормативные документы Программы «Якутия в космосе» будут разработаны и предложены на рассмотрение Правительству Республики Саха (Якутия) в ближайшее время, уточнили в пресс-службе.

01.12.2012 Правительственная комиссия одобрила участие казахстанской компании в проекте “Днепр”

Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ одобрила приобретение казахской компанией "Гарыш сапары" 23% в компании "Космотрас", которая осуществляет совместный российско-казахско-украинский космический проект "Днепр", сообщает ПРАЙМ.

"Национальная компания Республики Казахстан "Гарыш сапары" вошла в проект Роскосмоса по освоению космического пространства. Три страны - Россия, Украина и Казахстан - еще 1997 году начали проект по освоению космоса, и теперь казахская сторона официально вошла, купив 23% акций, в это акционерное общество, которое работает вместе с Роскосмосом", - сказал глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, который является ответственным секретарем комиссии.

01.12.2012 Испытания теплоносителя для ЯЭРДУ мегаваттного класса начнутся в 2013 году

Испытания и отработка технологий теплоносителя для реактора космической ядерной энергодвигательной установки (ЯЭРДУ) мегаватного класса начнутся в 2013 году, сообщила заместитель главного конструктора НИКИЭТ Елена Ромадова, выступая на открывшейся 27 ноября в Москве международной научно-технической конференции «Инновационные проекты и технологии ядерной энергетики». По ее словам, в будущем году на исследовательском ректоре МИР в димитровградском ГНЦ-НИИАР будет установлена петля для испытаний гелий-ксенонового теплоносителя при температурах свыше 1000oС, пишут “Известия”.

01.12.2012 Спутник Astra-2F введен в эксплуатацию

Как заявил люксембургский спутниковый оператор SES, запущенный 8 сентября 2012 г. ракетой Ariane 5 с космодрома Куру во Французской Гвиане спутник Astra 2F успешно прошел все технические испытания и присоединился к 4 спутникам в орбитальной позиции 28,2 E.

Astra 2F является 52 вещательным спутником SES. Орбитальная позиция 28,2 E - ключевая для Великобритании, через нее работают все платные и бесплатные спутниковые платформы страны. Кроме Astra 1N, Astra 2A и Astra 2B на данной позиции находится и спутник Eutelsat 28А.

Ранее компания Eutelsat публично выразила недовольство запуском Astra 2F, заявив, что вывод в данную позицию этого спутника нарушает достигнутые несколько лет назад договоренности между компаниями о разделе рынка, пишет “Вестник связи”.

01.12.2012 Суда проекта "Морской старт" пришли на точку запуска в Тихом океане

Плавучая пусковая платформа Odyssey и сборочно-командное судно Sea Launch Commander космического проекта "Морской старт" прибыли в точку запуска ракеты-носителя "Зенит-3SL" на экваторе из акватории Тихого океана, сообщил РИА Новости представитель компании Sea Launch AG.

"Суда пришли в точку с координатой 154 градуса западной долготы. Пусковыми расчетами Sea Launch AG и Energia Logistics начата процедура 72 часовой готовности к запуску. Старт "Зенита-3SL" со спутником связи Eutelsat-70B намечен на 4 декабря в 00.43 мск", — отметил собеседник агентства.

По его словам, за сутки до старта "Зенит-3SL" будет установлен на стартовом столе платформы для проведения заключительных проверочных операций пускового комплекса и космического аппарата.

По завершении окончательных проверок, персонал будет эвакуирован с пусковой платформы на сборочно-командное судно. Во время запуска ракета-носителя суда будут расположены на удалении трех морских миль друг от друга. Все управление миссией будет осуществляеться дистанционно со сборочно-командного судна.

01.12.2012 РКК "Энергия" выиграла контракт на создание модуля НЭМ-1 для МКС

ОАО "РКК "Энергия" выиграла конкурс на контракт на создание научно-энергетического модуля (НЭМ-1) для российского сегмента Международной космической станции (МКС), оставив позади единственного конкурента — Центр имени Хруничева, говорится в материалах, размещенных на сайте госзакупок.

Начальная (максимальная) сумма контракта составляла 15,15 миллиарда рублей, именно за такую сумму "Энергия" предложила построить модуль. Центр имени Хруничева заявил цену почти на 2 миллиарда рублей меньше — 13,45 миллиарда рублей. Однако его заявка набрала 42,97 балла (против 43,82 балла у "Энергии") из-за более низкой оценки квалификации участника, выставленной членами комиссии.

Согласно условиям контракта, модуль НЭМ-1 должен быть построен до конца ноября 2015 года. Ранее сообщалось, что российская сторона планирует создать для МКС два модуля НЭМ-1 и НЭМ-2, их запуски планировались на 2014 и 2015 годы соответственно.

Согласно техническому заданию, опубликованному на сайте госзакупок, срок службы модуля должен составлять не менее 17 лет, из которых два года — срок хранения и подготовки к запуску, а 15 лет — срок работы в составе российского сегмента МКС.

Внутри модуля НЭМ-1 должно быть 30 кубометров свободного пространства, которые может использовать экипаж. В модуле будут размещаться универсальные стойки медицинского оборудования, тренажеры и средства профилактики неблагоприятных факторов космического полета, а также другие приборы и агрегаты.

Солнечные батареи модуля должны генерировать электроэнергию среднегодовой мощностью не менее 18 киловатт в начале эксплуатации, передает РИА Новости.

01.12.2012 Запуск биоспутника "Бион-М" запланирован на апрель 2013 года

Запуск российского биоспутника "Бион" запланирован на апрель 2013 года, сообщил РИА Новости глава ЦСКБ "Прогресс" Александр Кирилин.

"Работы по проектам "Фотон" и "Бион" проводятся в соответствии с утвержденным графиком. В настоящее время в "ЦСКБ-Прогресс" проходит испытания космический аппарат "Бион", запуск которого запланирован на апрель 2013 года", — сказал Кирилин.

Журнал Новости Форум Фото