ЕКА получило орбитальный модуль для миссии "ЭкзоМарс"
Немецкая компания OHB System завершила работы над орбитальным модулем TGO, который планируется отправить к космос в ходе миссии "ЭкзоМарс", передает ИТАР-ТАСС. Аппарат был официально передан в Бремене заказчику - Европейскому космическому агентству (ЕКА). Запуск намечен на 2016 год и станет первым этапом масштабной научной программы, осуществляемой европейскими учеными совместно с Роскосмосом. "Проект "Экзомарс" - это большой вызов, - отметил присутствовавший на церемонии передачи модуля глава ЕКА Жан- Жак Дорден. - Это первый подобный опыт в Европе и по ряду аспектов первый в своем роде проект в мире". Подчеркнув весомый вклад немецких инженеров в разработку и испытания аппарата, руководитель европейского агентства особо отметил, что с этим модулем ученые связывают большие надежды. "Мы уже с нетерпением ждем значительных научных открытий, которые сделает TGO, - добавил Дорден. - Это позволит нам лучше понять историю эволюции планеты Марс, в особенности о том, существовала ли когда-либо на Марсе жизнь". К.И.
НАСА продлило работу зонда LADEE на лунной орбите на 28 дней
НАСА продлило работу зонда LADEE на лунной орбите на 28 дней, это позволит снизить орбиту зонда до нескольких километров над лунной поверхностью и собрать еще больше научных данных, сообщает сайт SpaceRef. "Запуск аппарата и выход на орбиту с использованием двигателей на борту LADEE были исключительно точны, поэтому у него осталось значительное количество топлива, что позволяет провести дополнительные исследования. Продление работы намного увеличит количество научных данных, которые даст этот проект", — пояснил менеджер проекта Батлер Хайн (Butler Hine) из Исследовательского центра Эймса в Майнтин-Вью, чьи слова приводятся на сайте. Аппарат LADEE был запущен в космос в сентябре 2013 года. В октябре он прибыл к Луне, а 20 ноября вышел на низкую окололунную орбиту — от 12 до 60 километров над поверхностью спутника — и начал выполнять основную научную программу по изучению разреженной атмосферы Луны. Предполагалось, что этой работой он будет заниматься 100 дней. Теперь НАСА продлило работу зонда на орбите еще на 28 дней. LADEE совершит посадку приблизительно 21 апреля. Точная дата будет зависеть от финальной траектории зонда, передает РИА Новости. К.И.
04.02.2014
Космический аппарат Turksat-4A установили на разгонный блок “Бриз-М”
На космодроме Байконур подготовка к пуску ракеты космического назначения (РКН) “Протон-M”с турецким спутником связи Turksat 4A /“Турксат 4А”/ продолжается по намеченному графику, сообщает пресс-служба ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. В настоящее время в зале 101 монтажно-испытательного комплекса 92-А50 проводятся работы по сборке космической головной части РКН (в составе космического аппарата Turksat 4A, переходной системы, разгонного блока “Бриз-М” и головного обтекателя). Эти операции выполняют инженеры и технический персонал из ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, MELCO (Япония), RUAG Space AB (Швеция), ILS (США). В воскресенье утром 2 февраля космический аппарат перевезли из чистовой камеры, в которой он проходил автономные проверки, в зал 101 для сборки с разгонным блоком. В тот же день космический аппарат с помощью переходной системы разработки ГКНПЦ им. М.В.Хруничева установили на разгонный блок. В состав переходной системы входит система разделения разработки фирмы RUAG Space AB (Швеция), предназначенная для стыковки аппарата с переходной системой и для его отделения во время полета. После завершения сборки космического аппарата с разгонным блоком, российские и иностранные специалисты провели необходимые электрические проверки. 3 февраля в МИКе началась подготовка к установке (“накатке”) створок головного обтекателя на "сборку" космического аппарата и разгонного блока. Эти подготовительные мероприятия включает перевод "сборки" в горизонтальное положение, электрические проверки космического аппарата и тестирование радиочастотных каналов связи с ним. На вторник намечена накатка головного обтекателя. Работы с КГЧ продлятся до конца текущей недели. Затем КГЧ доставят в зал общей сборки РКН для последующей стыковки с ракетой носителем “Протон”. Запуск КА TurkSat 4A должен состояться в феврале этого года. К.И.
"Прогресс М-20М" отстыкован от МКС
3 февраля в 16:21 UTC (20:21 мск) транспортный грузовой корабль “Прогресс М-20М” был отстыкован от стыковочного отсека “Пирс” Международной космической станции. В соответствии с программой полёта сведение корабля с орбиты намечено на 11 февраля 2014 года, сообщает пресс-служба ЦУПа. К.И.
04.02.2014
Иран представил два новых спутника собственного производства
Иранские специалисты в рамках празднования "Национального дня космических технологий" Исламской Республики представили два новых космических спутника собственного производства — "Тадбир" ("Мудрость") и "Халидж-е Фарс" ("Персидский залив"), которые предназначены для съемки поверхности Земли, ретрансляции информации в защищенном режиме и экстренного оповещения в случае чрезвычайных ситуаций, сообщает в понедельник иранское информационное агентство ИРНА. Ранее иранские СМИ сообщали, что к концу марта 2014 года Иран намерен вывести на орбиту три спутника — "Тадбир", "Шариф" и "Нахид". Вывод планируется осуществить при помощи иранской ракеты-носителя "Сафир B1" ("Посланник"). Как отмечает иранское агентство, на проектирование и сборку спутника дистанционного зондирования земли "Тадбир", который прошел все необходимые испытания и готов к запуску, иранским специалистам потребовалось пять месяцев. Спутник "Тадбир" представляет собой технически более продвинутую модель спутника "Навид" ("Предвестник"), который Иран вывел на орбиту в феврале 2012 года. Он обладает возможностью пространственного разрешения до 100 метров, а также использует сигналы системы глобального позиционирования (GPS) для определения своего положения в пространстве. В свою очередь, как отмечает агентство, предполагается, что спутник связи "Халидж-е Фарс" ("Персидский залив") будет осуществлять передачу данных с криптографической защитой и будет использоваться службами экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и природных катастроф, передает РИА Новости. К.И.
03.02.2014
Медведев подписал распоряжение о консолидации имущества в ОРКК
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства о консолидации имущества в рамках создания Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), сообщает РИА Новости. "Я подписал распоряжение правительства, которое касается управления ракетно-космической отраслью <…> Оно обеспечит консолидацию крупнейших разработчиков и производителей в рамках создаваемой Объединенной ракетно-космической корпорации", — сказал Медведев на совещании с вице-премьерами. "Корпорация по этому распоряжению получает активы 10 интегрированных структур. Это 48 различных организаций, 14 компаний самостоятельных. 100% корпорации будет находиться в собственности государства", — сообщил премьер. По словам вице-премьера Дмитрий Рогозин, правительство приступит к подготовке распоряжений для Росимущества по оценке передаваемых в ОРКК активов и акционированию ФГУПов. Также будет готовиться передача в РКК недвижимого имущества и денежных средств, чтобы корпорация смогла начать работать. Кроме того предстоит разграничить ответственность между РКК и Роскосмосом. "Важный вопрос — это рынок космических услуг. Недавно у нас вышли все необходимые документы на сей счет. Должна быть одна нянька у этого вопроса. Это касается услуг, которые создает наша уникальная орбитальная группировка ГЛОНАСС — это и дистанционное зондирование земли, картография, метеоуслуги, связь и коммуникации, и многое, многое другое. РКК как корпорация, которая является своеобразным хозяином этих космических группировок, должна взять на себя организацию всей деятельности", — сказал Рогозин. Рогозин напомнил, что предусмотрен двухлетний срок для завершения работы по формированию корпорации. "Постараемся сделать быстрее", — сказал он, добавив, что консолидация активов в рамках ОРКК позволит проводить в отрасли единую техническую политику. В частности, ОРКК будет координировать работу по производству и закупкам элементно-компонентной базы космических аппаратов. Медведев выразил надежду, что произведенная оптимизация создаст условия для развития отрасли. "Надо сделать так, чтобы этот процесс не затянулся", — сказал премьер. К.И.
03.02.2014
На космодром Байконур доставлены космические аппараты "Экспресс -АТ1" и "Экспресс-АТ2"
3 февраля на аэродром "Юбилейный" комплекса "Байконур" совершил посадку самолет АН-124-100, который доставил на космодром из красноярского ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф.Решетнёва» два российских коммуникационных космических аппарата (КА) "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ2". После выгрузки из самолета контейнеры с КА и дополнительным оборудованием будут доставлены в монтажно-испытательный корпус 92А-50, где специалисты предприятий ракетно-космической отрасли проведут подготовку "Экспрессов" к запуску. Запуск космических аппаратов "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ2" планируется осуществить в середине марта 2014 года с помощью ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М", сообщает пресс-служба Роскосмоса. К.И.
РКН "Союз-У" с ТГК "Прогресс М-22М" вывезена на стартовый комплекс
3 февраля в соответствии с графиком предпусковой подготовки стартовые расчеты предприятий ракетно-космической промышленности (РКП) России выполнили операции по вывозу РКН "Союз-У" с ТГК "Прогресс М-22М" из монтажно-испытательного корпуса площадки 112 космодрома на стартовый комплекс площадки 1 ("Гагаринский старт"). Ракета установлена в пусковую систему. Ведутся работы по программе первого стартового дня. Пуск ракеты запланирован на 5 февраля, сообщает пресс-служба Роскосмоса. К.И.
Новое судно ВМС США названо в честь Джона Гленна
В минувшую субботу в Сан-Диего, шт. Калифорния, на верфи National Steel and Shipbuilding Company прошла церемония спуска на воду нового десантного корабля ВМС США, которому присвоено имя астронавта Джона Гленна (John Glenn), первого американца, совершившегно орбитальный космический полет. На церемонии присутствовал сам Гленн, его жена и дочь. К.И.
Штат на Восточном увеличат на 80 человек для ускорения темпов стройки
Штат строителей космодрома Восточный в Амурской области к среде пополнится на 80 человек, чтобы ликвидировать отставание от графика, сообщает генподрядчик Дальспецстрой. На прошлой неделе работы на Восточном проинспектировал глава Роскосмоса Олег Остапенко. В ходе осмотра стартового комплекса ему доложили, что морозы мешают выйти на уровень нулевой отметки к 30 марта, как было запланировано. Рабочей датой подрядчик считает 15 мая. Есть отставание и на других объектах. "Причина отставания по срокам на стартовом сооружении РКН "Союз-2" — установившиеся здесь с декабря 40-50-градусные морозы. Для ликвидации отставания наращиваются людские ресурсы. Сейчас численность строительного персонала на стартовом комплексе — 420 человек, а к 5 февраля она будет доведена до 500 человек", — говорится в сообщении. Дальспецстрой поясняет, что рабочим приходится создавать тепловой контур с помощью тепловых пушек, чтобы соблюсти технический регламент проведения бетонных работ. Кроме того требуется постоянный электропрогрев бетона. Сейчас на космодроме ведутся строительные работы на 30 из 33 основных зданий и сооружений. Весной для монтажа оборудования будет передано три объекта — это технологические блоки кислорода и азота, керосина и нафтила, сжатых газов. Всего на объектах строительства с учетом межвахтового отдыха задействовано около 5,5 тысяч человек, в том числе более 3,7 тысяч, ежедневно занятых в строительстве и постоянно находящихся на объектах (из них 600 человек — инженерно-технический персонал), передает РИА Новости. К.И.
Состоялись заседания Технического руководства и Государственной комиссии
Продолжается подготовка транспортного грузового космического корабля "Прогресс М-22М" к пуску по программе Международной космической станции. Как сообщает пресс-служба РКК "Энергия", на 254-й площадке состоялись заседания Технического руководства и Государственной комиссии. Принято решение о вывозе ракеты-носителя "Союз-У" с транспортным кораблем "Прогресс М-22М" на старт. К.И.
03.02.2014
Завершена общая сборка РКН "Союз"
Продолжается подготовка транспортного грузового космического корабля "Прогресс М-22М" к пуску по программе Международной космической станции. Как сообщает пресс-служба РКК "Энергия", в монтажно-испытательном корпусе завершена общая сборка ракеты-носителя "Союз-У" с головным блоком, содержащим космический корабль "Прогресс М-22М". К.И.
Головной блок РН "Союз-У" с ТГК "Прогресс М-22М" отправлен на общую сборку
Продолжается подготовка транспортного грузового космического корабля "Прогресс М-22М" к пуску по программе Международной космической станции. Как сообщает пресс-служба РКК "Энергия", головной блок ракеты-носителя "Союз-У" с космическим кораблем "Прогресс М-22М" отправлен из монтажно-испытательного корпуса космических аппаратов на общую сборку. К.И.
03.02.2014
Российский дипломат отмечает продуктивность диалога с США по космосу
. Позиция США по вопросу о доверии и транспарентности в космосе претерпела значительные позитивные изменения, сообщил директор департамента МИД РФ по вопросам безопасности и разоружения Михаил Ульянов. "Диалог по космосу с американцами идет, и он оказался более продуктивным, чем можно было ожидать. В части, касающейся мер доверия и транспарентности в космосе, в позиции США произошла позитивная эволюция", - сказал он в интервью "Интерфаксу". Ульянов отметил, что осенью прошлого года в рамках сессии Генассамблеи ООН Россия, США и Китай стали соавторами резолюции по мерам транспарентности и доверия в космосе. "Формат, можно сказать, беспрецедентный. Более шестидесяти стран немедленно пожелали стать соавторами. В итоге резолюция была принята на ура, консенсусом", - сказал дипломат. Он напомнил, что на протяжении нескольких лет США либо выступали против этой резолюции, либо воздерживались. В то же время дипломат признал, что у России и США "по-прежнему разные подходы к вопросу о юридическом запрете на размещение оружия в космосе". "Американцы к такому запрету абсолютно не готовы. Решения сената, в том числе те, которые принимаются при утверждении бюджета, свидетельствуют о стремлении сохранить для США полную свободу рук в космическом пространстве", - сказал Ульянов. К.И.
Второй спутник Азербайджана отправится в космос в 2017 году
На 2017 год запланирован запуск на орбиту второго телекоммуникационного спутника Азербайджана Azerspace-2, передает Day.Az. Спутник будет предназначен для предоставления услуг цифрового телерадиовещания, доступа к Сети и многого другого. К.И.
“Кьюриосити” повредил колесо
Марсоход Curiosity повредил колесо об острый камень, передает Universe Today. Сообщается, что это произошло, когда аппарат через дюны направлялся к Эолиде — центральному пику марсианского Кратера Гейла. С тех пор, как одно из колес марсохода пострадало осенью 2013 года, ученые стараются на регулярной основе фотографировать все колеса аппарата. И теперь они заметили, что на левом переднем колесе имеется повреждение: Curiosity буквально «распорол» колесо об острый камень. По примерным подсчетам, прокол составляет 5 — 8 см в длину и 3 см в ширину. Учитывая повреждения колеса, инженеры NASA теперь решают, как выбрать наиболее безопасный путь для марсохода, который с момента посадки преодолел почти пять километров. К.И.
03.02.2014
Памятные даты космонавтики. 3 февраля 2014 г.
3 февраля исполняется 80 лет (1934) со дня рождения Игоря Владимировича Брилева, начальника – главного конструктора КБТХМ (1978-1990 гг.). 3 февраля исполняется 75 лет (1939) со дня рождения военного инженера Владимира Евгеньевича Преображенского. В 1965-1980 гг. проходил подготовку к полетам в космос. 3 февраля исполняется 30 лет (1984) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) по программе STS-41-B корабля многоразового использования Challenger с астронавтами Вэнсом Брандтом (Vance Brand), Робертом Гибсоном (Robert Gibson), Брюсом МакКандлессом (Bruce McCandless), Рональдом МакНэйром (Ronald McNair) и Робертом Стюартом (Robert Stewart) на борту. В тот же день на орбиту выведены спутники связи: американский Westar-6 и индонезийский Palapa B-2. 3 февраля исполняется 20 лет (1994) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) по программе STS-60 корабля многоразового использования Discovery с астронавтами Чарльзом Болденом (Charles Bolden), Рональдом Сига (Ronald Sega), Кеннетом Райтлером (Kenneth Reightler), Франклином Чанг-Диасом (Franklin Chang-Diaz), Джен Дэвис (Jan Davis) и Сергеем Крикалевым на борту. Первый полет российского космонавта на американском корабле. 3 февраля исполняется 20 лет (1994) со дня запуска в Японии (космодром Танегасима) экспериментальных спутников OREX (Orbital Re-entry Experiment) и VEP (Vehicle Evaluation Payload). К.И.
03.02.2014
Памятные даты космонавтики. 2 февраля 2014 г.
2 февраля исполняется 30 лет (1984) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника "Космос-1535" ("Парус"). 2 февраля исполняется 5 лет (2009) со дня запуска в Иране (космодром Семнан) спутника Omid. В этот день Иран стал космической державой. К.И.
02.02.2014
Проведены авторский осмотр ТГК "Прогресс М-22М" и накатка головного обтекателя
Продолжается подготовка транспортного грузового космического корабля "Прогресс М-22М" к пуску по программе Международной космической станции. Как сообщает пресс-служба РКК “Энергия”, в МИК КА проведен авторский осмотр грузового корабля "Прогресс М-22М". В тот же день осуществлена накатка головного обтекателя ракеты-носителя на космический корабль. К.И.
01.02.2014
В Российской Федерации образован первый геоинформационный кластер “ГЕОКИРОВ”
29 января 2014 г. по инициативе Роскосмоса, Правительства Кировской области, ОАО “Ростехнологии” и ОАО “НПК “РЕКОД” в форме некоммерческого партнерства образован первый в Российской Федерации геоинформационный Кластер “ГЕОКИРОВ”. Это сделано во исполнение утвержденных 14 января 2014 г. Президентом Российской Федерации Основ государственной политики России в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года. В подписании договора о создании Кластера и обсуждении планов его развития приняли участие Главный федеральный инспектор по Кировской области А.В. Чичеватов, заместитель Председателя Правительства Кировской области А.Б. Кузнецов. Стратегической целью Кластера является создание опорного центра экономического развития Кировской области и повышение ее конкурентоспособности на основе опережающего развития и внедрения геоинформационных продуктов, услуг, технологий и других результатов космической деятельности. Геинформационный кластер ориентирован на использование космических и геоинформационных технологий, продуктов и услуг в интересах социально-экономического развития и повышения качества жизни населения Кировской области практически во всех сферах - сельское, дорожное и водное хозяйства, природопользование, энергетика, ЖКХ, мониторинг окружающей среды, недвижимость, земельные ресурсы, совершенствование регионального и муниципального управления и многих других областях, сообщает пресс-служба Роскосмоса. К.И.
01.02.2014