Новый номер

№ 01 (420), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

29.01.2013 В феврале будет рассмотрен проект перспективной пилотируемой транспортной системы

В феврале будет рассмотрен проект перспективной пилотируемой транспортной системы, разрабатываемой РКК "Энергия", сообщил сегодня глава Роскосмоса Владимир Поповкин, передает ИТАР-ТАСС.

"В феврале проект Перспективной пилотируемой транспортной системы будет рассмотрен, далее начнутся ее наземные испытания", - сказал он.

Поповкин также напомнил, что в декабре этого года планируется оправить к МКС многофункциональный лабораторный модуль. Кроме того, идет разработка научно-энергетического модуля /НЭМ/ для орбитальной станции. "НЭМ может летать автономно и использоваться как малая орбитальная станция", - отметил руководитель Роскосмоса.

29.01.2013 С 2016 года Россия может сократить количество пусков "Протона" с Байконура

С 2016 года Россия может сократить количество пусков ракет-носителей "Протон" с космодрома Байконур, сообщил сегодня журналистам руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин.

"Мы готовы найти эту возможность с 2016 года. Но это должно решаться не в одностороннем порядке, а в ходе переговоров", - прокомментировал он заявленное решение казахской стороны сократить количество пусков "Протона" в 2013 году с 17 до 12.

"На этой неделе состоится встреча рабочей группы России и Казахстана по этому вопросу", - добавил Поповкин, передает ИТАР-ТАСС.

29.01.2013 Космическая отрасль Украины увеличила в 2012 году объемы производства на 24 %

Предприятия космической отрасли Украины увеличили объемы производства в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 24 проц. Об этом сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе Государственного космического агентства Украины. Абсолютных цифр в ведомстве не уточнили, но, по оценкам экспертов, выпуск продукции мог достичь около 540 млн долларов.

Объемы реализации возросли в 2012 году на 17,7 проц. В общем объеме проданной продукции доля экспорта составила 61,7 проц. Это на 4 процентных пунктов больше, чем в 2011 году.

"Основными факторами положительной динамики являются увеличение производства ракетно-космической техники, объема работ по Программе утилизации твердого ракетного топлива и буровзрывных работ", - отметили в агентстве.

Среди предприятий отрасли наибольшие показатели по объемам производства и реализации, в том числе на экспорт, продемонстрировали госпредприятие "Производственное объединение "Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова", Государственное конструкторское бюро "Южное" им. М.К. Янгеля, Государственное предприятие "Научно-производственное объединение "Павлоградский химический завод", Государственное научно-производственное предприятие "Объединение "Коммунар" и публичное акционерное общество "Хартрон".

Как сообщалось, по итогам 2011 года объемы производства и реализации продукции предприятий сферы управления Государственного космического агентства Украины увеличились в 1,7 раза по сравнению с 2010 годом и достигли 439 млн долл.

29.01.2013 Документы на Райкунова находятся в администрации президента

Документы о представлении Геннадия Райкунова на должность главы "Российских космических систем" /РКС/ находится в администрации президента, сообщил сегодня журналистам руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин.

"Для его назначения на эту должность должно пройти заседание совета акционеров и совета директоров. Сейчас документы находятся в администрации президента, после публикации директивы правительства заседание совета акционеров состоится в течение 2-3 дней", - сказал он, передает ИТАР-ТАСС.

29.01.2013 Центр Келдыша работает над созданием безопасной ядерной энергетической установкой для полетов в космическом пространстве

Государственный научный центр им. Келдыша работает над созданием безопасной ядерной установки для полетов в космическом пространстве. Об этом сообщил сегодня в ходе 37-х академических Королевских чтений по космонавтике гендиректор центра академик Анатолий Коротеев.

"Схема, которую мы разрабатываем, в значительной степени снижает риск использования ядерной энергии, особенно с учетом того, что одним из основополагающих моментов является эксплуатация этой системы на орбитах выше 800-100 км", - сказал он, передает ИТАР-ТАСС.

29.01.2013 Противоречия между РФ и Казахстаном о пусках с Байконура разрешимы

Разногласия между Россией и Казахстаном о количестве запусков с космодрома Байконур разрешимы, на текущей неделе этот вопрос будет обсуждать межправительственная комиссия, российская сторона представит свои аргументы по этому вопросу, заявил журналистам глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

"Противоречия есть, но они разрешимы. Мы объяснили казахским коллегам, что просто так уменьшить число пусков нельзя. На этой неделе будет встреча (в рамках) межправительственной комиссии, надеюсь, вопрос сдвинется. Я думаю, казахская сторона нас услышит", — сказал Поповкин.

Глава "Роскосмоса" добавил, что российская сторона еще раз доведет до казахских коллег, что сделано с точки зрения обеспечения экологической безопасности запусков с Байконура, передает РИА Новости.

29.01.2013 Поповкин выступает за сокращение сроков создания научных зондов

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин считает, что Россия не может позволить себе тратить много времени на разработку и создание космических аппаратов для исследования космоса, передает РИА Новости.

"Мы сильно обожглись на "Фобос-Грунте". Наверное, такой результат был закономерен. Нельзя одной фирме разрабатывать один аппарат научного направления так долго — 15 лет", — сказал Поповкин во вторник на открытии ежегодных Королевских чтений.

Глава Роскосмоса добавил, что при создании новой техники надо учиться на ошибках, но если технику делать очень долго, то извлечь опыт из неудач своевременно не получится.

29.01.2013 Роскосмос не исключает пилотируемый полет на Луну ради науки

Изучение космоса в настоящее время требует одновременного решения задач пилотируемой космонавтики и научных задач, поэтому Роскосмос и Российская академия наук (РАН) создали рабочую группу, в рамках которой будут обсуждать направления своего сотрудничества по космосу. Об этом заявил глава Роскосмоса Владимир Поповкин, выступивший на открытии ежегодных Королевских чтений, передает РИА Новости.

В рамках работы созданной группы может быть рассмотрен вопрос о пилотируемом полете на Луну в интересах науки.

"Если будет необходимость по линии Академии наук присутствия человека (на Луне), тогда там должен присутствовать человек", — сказал Поповкин на открытии ежегодных Королевских чтений.

Ранее Поповкин заявлял, что человек должен побывать на Луне, но не так, как в 1969 году — "просто оставить след", люди на Луне должны выполнять научные задачи.

Глава Роскосмоса также отметил, что российская ракетно-космическая отрасль имеет в настоящее время ряд трудностей, но об ее упадке говорить нельзя.

"У нас сохранился потенциал людей, которые верят в космос, и сохранились… ракетно-космические предприятия, способные делать такие (прорывные) вещи", — подчеркнул Поповкин.

29.01.2013 Британская компания изготовит 12 спутников для Тайваня

Британская компания Surrey Satellite Technology Limited (SSTL) объявила о заключении контракта с Национальной космической организацией Тайваня на разработку и изготовление 12 спутников для глобальной метеорологической системы FORMOSAT-7/COSMIC-2, создаваемой тайваньскими специалистами совместно с американскими коллегами из Национальной администрации океанографических и атмосферных исследований. Запуск первых шести космических аппаратов запланирован на 2016 год.

29.01.2013 Ушел из жизни В.Н. Паппо-Корыстин

28 января 2013 года на 79-м году скончался ветеран КБ «Южное» Вадим Николаевич Паппо-Корыстин, отдавший многие годы разработке и созданию новых образцов ракетно-космической техники, внесший большой вклад в популяризацию достижений Украины в космической сфере.

Вадим Николаевич родился 28 марта 1934 года в г. Сталинграде. После окончания в 1957-м году Днепропетровского госуниверситета по специальности «инженер-механик» поступил на работу в КБ «Южное», где прошел должности от инженера до заместителя главного инженера предприятия.

В качестве ведущего конструктора в 1962-1969 годах внес большой вклад в разработку и создание первого метеорологического спутника «Метеор» и ракеты-носителя «Космос-2» - осуществлял координацию работ организаций-разработчиков, был членом госкомиссии по проведению летно-конструкторских испытаний.

На должности заместителя главного инженера в 1970-1997 годах руководил подготовкой испытательных средств экспериментальной базы КБ «Южное» для проведения наземной отработки ракет стратегического и космического назначения, в т.ч. отработки минометного старта тяжелой жидкостной ракеты Р-36М, системы удержания на старте ракеты-носителя «Зенит».

С 1972 года руководил работами от КБ «Южное» по увековечению памяти академика М.К. Янгеля в Днепропетровске, в Москве, на Байконуре и на его родине в Сибири. С 1996 года непосредственно участвовал в создании, открытии и организации работы Национального центра аэрокосмического образования молодежи в г. Днепропетровске. Принимал активное участие в подготовке ряда книг: «Днепровский ракетно-космический центр», «Ракеты и космические аппараты КБ «Южное», «Призваны временем», а также в съемках документальных фильмов о выдающихся ракетчиках М.К. Янгеле, В.С. Буднике, А.М. Макарове.

Заслуги В.Н. Паппо-Корыстина отмечены Ленинской премией СССР, Орденами Трудового Красного Знамени и «За Заслуги», званиями «Заслуженный машиностроитель Украины» и «Ветеран космической отрасли Украины», говорится в некрологе, подписанном руководителями Национального космического агентства Украины.

29.01.2013 Памятные даты космонавтики. 29 января 2013 г.

29 января исполняется 80 лет (1933) со дня рождения российского советского ученого Ординарда Пантелеймоновича Коломийцева. В 1967-1968 гг. проходил подготовку к полетам в космос.

29 января исполняется 65 лет (1948) со дня рождения японского астронавта Мамору Мори (Mamoru Mohri).

29 января исполняется 15 лет (1998) со дня запуска с космодрома Байконур пилотируемого космического корабля "Союз Т-27" с космонавтами Талгатом Мусабаевым, Николаем Будариным и Леопольдом Эйартцом (Leopold Eyharts) на борту.

29 января исполняется 15 лет (1998) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) разведывательного спутника USA-137.

29 января исполняется 10 лет (2003) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) навигационного спутника USA-166 (GPS 2R-8).

28.01.2013 Жители США, возможно, наблюдали падение спутника "Космос-1484"

Десятки жителей восточного побережья США в ночь на понедельник наблюдали летящий по небу огненный шар — болид, который, возможно, являлся советским спутником "Космос-1484" — такие данные приводятся на сайте Американского метеорного общества.

Спутник "Космос-1484" (второе название аппарата — "Ресурс-ОЭ") массой 2,5 тонны был запущен в 1983 году. Согласно расчетам американских военных, он должен был войти в атмосферу в понедельник, 28 января, в 02.27 по Гринвичу плюс-минус 17 минут (06.27 мск). Траектория аппарата в это время должна была пролегать над восточным побережьем США и Канады.

Американское метеорное общество получило 30 сообщений о болиде, который с 02.20 по 02.50 по Гринвичу наблюдали жители многих восточных штатов США — от Джорджии на юге до Коннектикута и штата Нью-Йорк на севере.

Очевидцы говорят, что болид летел значительно быстрее, чем самолет, но медленнее, чем обычный метеор. За ним тянулся длинный светящийся хвост.

"Я ехал на север и увидел его (болид) на западе сквозь стекло машины. Он был яркий как звезда, но имел очень длинный хвост. Сперва я подумал, что это самолет с посадочными огнями, но он исчез", — говорит один из очевидцев. "Невероятно долго живущий и медленно движущийся метеор", — замечает другой, передает РИА Новости.

28.01.2013 Снабжать водой лунные базы будут кометы, считают ученые

Будущие лунные базы следует снабжать водой путем "охоты" на небольшие кометы, каждая из которых может содержать сотни тонн водяного льда — это более простой и эффективный способ, чем добыча льда в приполярных областях Луны, считают сотрудник Института астрономии РАН Александр Багров и начальник отдела петербургского КБ "Арсенал" Михаил Кислицкий.

Данные, полученные с автоматических зондов в последние годы, показали, что в приполярных зонах Луны, куда почти никогда не заглядывает Солнце, могут находиться сотни миллионов тонн льда. Это значительно облегчает задачу снабжения будущих обитаемых лунных баз. Вода может служить не только для питья — путем разложения ее на водород и кислород можно получить ракетное топливо.

Однако Багров и Кислицкий считают, что рассчитывать на лунную "мерзлоту" не стоит. "Добыча воды из смерзшегося реголита будет очень сложной технически, так как прочность льда при низких температурах сопоставима с прочностью стали", — пишут они в докладе, подготовленном к конференции "Королевские чтения".

Лунные базы в приполярных районах будут лишены источника энергии — солнечного излучения. Ученые предлагают ловить "миникометы", пролетающие рядом с Луной — это около 40 тысяч тел метрового размера в год, на 80% состоящих из льда. Ученые предлагают доставлять на ядра комет двигатели, которые работают за счет энергии солнечного излучения, а в качестве рабочего тела используют кометный метан.

"Эта… техника может быть использована для доставки миникометы в сферу гравитационного действия Луны. Если же миникомету перевести на окололунную орбиту, то перегонку можно будет провести непосредственно на окололунной орбите, разделив воду и метан", — считают ученые, передает РИА Новости.

28.01.2013 Иран отправил обезьяну в космос
Как сообщает арабоязычный телеканал "Аль-Алам", в Иране осуществлен запуск ракеты по суборбитальной траектории с так называемой "капсулой жизни", внутри которой находилась обезьяна. Спустя некоторое время обезьяна благополучно возвратилась на Землю.

Запуск был посвящен 34-й годовщине исламской революции в Иране и является подготовительной частью программы, предусматривающей полет в космос человека, который Иран планирует осуществить в ближайшие пять-восемь лет.

Подробности пуска пока неизвестны. Максимальная высота подъема ракеты составила 120 км.

28.01.2013 NASA испытало компоненты "лунных" двигателей

Американское космическое агентство в рамках проекта создания новых сверхтяжелых ракет-носителей SLS провело испытания газогенератора двигателя F-1. Этот двигатель, до сих пор являющийся самым мощным жидкостным двигателем в мире, в свое время доставил американских астронавтов на Луну . Сообщение об испытаниях опубликовано на сайте NASA.

Испытания проводились в космическом центре Маршалла в штате Алабама. По замыслу инженеров, новая серия тестов должна проверить работу газогенератора двигателя F-1 в более интенсивных режимах, чем перед запуском на Луну . Данные, собранные в результате новых тестов(газогенератор в жидкостном двигателе предназначен для запуска основной турбины), специалисты NASA собираются применить при разработке новой сверхтяжелой ракеты SLS, предназначенной для пилотируемых экспедиций, пишет Lenta.ru.

28.01.2013 Спутник "Космос-1484" мог упасть на востоке Канады

Советский спутник "Космос-1484" мог упасть в ночь на понедельник на востоке Канады, свидетельствуют данные Стратегического командования США.

Согласно расчетам американских военных, спутник вошел в атмосферу в понедельник, 28 января, в 02.27 по Гринвичу (06.27 мск плюс-минус 17 минут).

Точка входа имела координаты 55 градусов северной широты и 283,1 градус восточной долготы. Это место находится в восточной части Канады в 189 километрах от канадского города Чисасиби, передает РИА Новости.

28.01.2013 "Морской старт" мог бы осуществить запуск 29 января

Корпорация "Морской старт" (Sea Launch) готова во вторник осуществить запуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" со спутником Intelsat 27 (IS-27) из акватории Тихого океана, но к этому оказалось не готово НАСА, сообщил РИА Новости представить компании Sea Launch AG.

"Суда "Морского старта" находятся на точке запуска космического аппарата IS-27 c координатой 154 градуса западной долготы в Тихом океане. В ходе миссии планировалось, исходя из создавшихся благоприятных временных условий, по согласованию с НАСА осуществить запуск телекоммуникационного космического аппарата компании Intelsat 29 января 2013 года, то есть ранее первоначально запланированной даты", — сказал собеседник агентства.

Однако, по его словам, из-за 24-ти часовой задержки запуска ракеты-носителя Atlas-5 вследствие неисправности в системе дистанционного управления пиротехническим оборудованием, время запуска "Зенита-3SL" с подвижной плавучей платформы Odyssey по программе "Морской старт" было определено на 31 января в 10.56 мск, заявил собеседник агентства.

Вместе с тем, по его словам, в настоящее время на комплексе "Морской старт" продолжаются подготовительные операции перед объявлением 72-часовой готовности к пуску ракеты-носителя "Зенит-3SL" с космическим аппаратом IS-27 в соответствии с уточненной датой запуска.

28.01.2013 Тегеран обещает продемонстрировать свои новые достижения в космической сфере

В ближайшие дни, во время праздничной декады, посвященной победе Исламской революции в Иране 1979 г., будут представлены новые достижения в космической сфере, в частности, первый космический центр имени Имама Садека (шестого имама шиитов), предназначенный для контроля полета космических объектов, который также будет заниматься разработкой и запуском спутников нового поколения, заявил сегодня министр обороны Ирана генерал Ахмад Вахиди, передает иранский англоязычный телеканал Press-TV.

28.01.2013 "Локхид Мартин" завершила испытания спутника связи MUOS-2 для ВМС США

Компания "Локхид Мартин" (Lockheed Martin) успешно завершила испытания второго тактического спутника связи нового поколения MUOS-2 (Mobile User Objective System) для ВМС США. Спутник размещен в помещении для хранения до момента запуска на орбиту, запланированного на июль 2013 г., сообщает "Военно-промышленное сотрудничество".

28.01.2013 Беларусь создает целевую аппаратуру для египетского спутника

Беларусь создает целевую аппаратуру для египетского спутника дистанционного зондирования Земли. Об этом сообщил корреспонденту БЕЛТА главный инженер НИРУП "Геоинформационные системы" НАН Беларуси Олег Семенов.

Белорусская целевая аппаратура будет стоять на спутнике EgyptSat, который планируется вывести на орбиту в 2014 году. Космический аппарат создает российская ракетно-космическая корпорация "Энергия". Белорусская сторона выступает в проекте субподрядчиком.

Оптико-электронную аппаратуру для спутника создают в ОАО "Пеленг". Это предприятие сегодня обеспечено заказами примерно на $135 млн., что в 8 раз превышает себестоимость Белорусского космического аппарата ($16 млн.).

Помимо целевой аппаратуры, белорусы создадут технологию отправки и обработки космической информации. После завершения летных испытаний и сдачи спутника заказчику он будет использоваться Египтом для собственных нужд.