Автор: Конюхов С.Н. (ред.)
Год издания: 2001
Издательство: Колор Граф
Формат: djvu

В этой книге, подготовленной учеными и ведущими специалистами ГКБ «Южное» им. М. К Янгеля, впервые представлен наиболее полный перечень, основные характеристики и конструктивные особенности боевых ракет, космических носителей и космических аппаратов, разработанных за период с 1954 по 1999 г.г.
Введение: 10 апреля 1999 г. исполнилось 45 лет со дня создания дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции Государственного конструкторского бюро «Южное» им. М. К. Янгеля.
Главной задачей созданного в годы холодной войны Особого конструкторского бюро № 586, как первоначально называлось ГКБ «Южное», была разработка боевых ракетных комплексов стратегического назначения, обеспечивающих возможность нанесения ответного ядерного удара в случае ракетно-ядерного нападения на СССР.
За короткое время ОКБ-586 под руководством М. К. Янгеля стало ведущим в стране по значимости и количеству ракетных комплексов, сданных на вооружение Советской Армии.
Стратегические ракетные комплексы, разработанные ГКБ «Южное», явились технической базой для создания Ракетных войск стратегического назначения СССР и в дальнейшем составили основу могущества РВСН. Среди них — не имеющие аналогов в мировой практике комплексы на базе тяжелых жидкостных ракет с моноблочными, разделяющимися и орбитальными головными частями, а также боевой железнодорожный ракетный комплекс с твердотопливной ракетой, сыгравшие важную роль в достижении стратегического паритета с США и способствовавшие началу переговорного процесса по ограничению и сокращению стратегических вооружений двух великих ядерных держав.
ГКБ «Южное» является лидером среди ракетно-космических КБ стран СНГ по использованию боевых стратегических ракет для создания космических носителей. Ракеты-носители «Космос», «Интеркосмос», «Циклон-2», «Циклон-3», созданные на базе боевых ракет, вывели на орбиты ИСЗ более 1100 космических аппаратов, сыграв значительную роль в освоении космического пространства.
Создание экологически чистого космического носителя «Зенит», одного из лучших в современном ракетостроении по конструктивному и технологическому совершенству, с полностью автоматизированным процессом подготовки и проведения пуска, обеспечением высокой точности выведения космических аппаратов на заданные орбиты является достижением мирового уровня.
Космические аппараты, разработанные ГКБ «Южное». — от малых унифицированных до автоматических универсальных орбитальных станций — позволили успешно проводить космические исследования в интересах науки, обороны и народного хозяйства страны, а также в интересах международного сотрудничества в космосе.
Итогом сорока пяти лет творческой деятельности и самоотверженного труда коллективов ГКБ «Южное» и производственного объединения «Южный машиностроительный завод», смежных организаций России, Украины и других стран СНГ стали разработка и создание четырех поколений боевых ракетных комплексов стратегического назначения, пяти типов космических носителей, свыше семидесяти типов космических аппаратов.
Успешная работа ГКБ «Южное» была бы невозможна без творческого участия специалистов обширной кооперации смежных предприятий, КБ. заводов, отраслевых и академических институтов, испытательных полигонов и военных представительств Министерства обороны, а также постоянной помощи со стороны высших государственных органов.
Но главными создателями ракетно-космической техники по праву являются люди: проектанты, конструкторы, инженеры, испытатели, технологи, рабочие, ученые, все те, кто в своей ежедневной и неустанной работе проявляли глубокие знания, инженерную эрудицию, изобретательность, смелость в принятии технических решений. Научные достижения коллектива в области динамики, баллистики, аэродинамики, термодинамики, материаловедения, прочности, надежности, испытаний и измерений — стали основополагающим вкладом в созданные ракеты и космические аппараты.
Два действительных члена АН СССР, четыре академика и шесть членов-корреспондентов НАН Украины, тридцать три доктора и свыше трехсот кандидатов наук — свидетельство высокого научного уровня» коллектива предприятия. Более 8000 авторских свидетельств на изобретения за разработку новых конструкций, узлов, агрегатов и технологий — таков творческий вклад конструкторского бюро в научно-технический прогресс.
В начале 90-х годов двадцатого столетия эпоха противостояния крупнейших ядерных держав мира ушла в прошлое. Наступило время международного сотрудничества. ГКБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод» стали участниками ряда международных космических программ.
Расширяющееся сегодня международное сотрудничество и работы, выполняемые в интересах Национальной и Межгосударственной космических программ, открывают новые перспективы в создании Государственным конструкторским бюро «Южное» им. М. К. Янгеля новых образцов ракетно-космической техники.
В этой книге впервые представлен наиболее полный перечень, основные характеристики и конструктивные особенности боевых ракет, космических носителей и космических аппаратов, разработанных ГКБ «Южное» за прошедшие годы.