Автор: Гусев Е.Б.
Год издания: 2003
Издательство: МЦНМО
Формат: pdf

В учебном пособии представлено 426 задач по истории астрономии. Задачам предшествует краткое историческое введение. Издание призвано помочь в преподавании астрономии в высших учебных заведениях и в школах. Оно содержит оригинальные задачи, связанные с развитием астрономии как науки. Многие задачи носят астрофизический характер, поэтому пособие может быть также использовано на занятиях по физике.
Из предисловия: История развития любой науки интересна и поучительна: она показывает эволюцию человеческой мысли, её последовательное проникновение в тайны природы и человеческогобытия.Вэтом отношении особый интерес представляет астрономия—древнейшая естественная наука.
Познание структуры и законов Вселенной происходило фантастическими темпами. От совершенно примитивных попыток объяснения небесных явлений до современного уровня понимания мироустройства прошло всего лишь несколько тысячелетий. За этот период наши представления о Вселенной изменились гораздо сильнее, чем, к примеру, представления о строении материи.Наиболее интенсивно астрономия развивалась в XIX и XXвеках.
Но даже ещё 100 лет назад люди не догадывались об истинных источниках энергии звёзд, не осознавали огромную роль электромагнитных явлений в космосе, не были уверены в существовании других галактик и не подозревали о глобальном расширении нашего мира.
Невиданные изменения претерпели за последние столетия инструменты и методы астрономии. Однако отнюдь не при помощи гигантских телескопов были получены основные сведения о строении Солнечной системы, о законах, управляющих движением планет и их спутников, астероидов и комет. Главным инструментом любого учёного был и остаётся интеллект.
Человеческий ум, используя результаты наблюдений, иногда очень оригинальных, часто ошибаясь, неуклонно продвигается по пути истины.