3 сентября 2022 г. в 07:44 пекинского времени (2 сентября в 23:44 UTC) со стартового комплекса №94 Центра космических запусков Цзюцюань был выполнен успешный пуск РН «Чанчжэн-4C» (CZ-4C №Y52) с аппаратом радиолокационной съемки Земли «Яогань-33» №02. Спутник был успешно выведен на солнечно-синхронную орбиту с параметрами:

• минимальная высота – 680.1 км;
  • максимальная высота – 687.9 км;
  • период обращения – 98.44 мин.

В американском космическом каталоге аппарат получил номера 53698 и международное обозначение 2022-106A.

Пуск РН CZ-4C 3 сентября 2022 г.

Официальная информация о запуске КА «Яогань-33» №02 (遥感三十三号02星, Yaogan 33 hao 02 xing, YG-33 02) крайне скудна. В сообщении агентства Синьхуа утверждается, что он предназначен для научных экспериментов, исследования земельных ресурсов, оценки урожайности сельскохозяйственных культур, а также для предотвращения стихийных бедствий и минимизации ущерба от них. (Понятно, что эта стандартная формулировка о назначении КА прикрывает его действительное разведывательное назначение.)

Доставка головной части для установки на ракету

Корпоративная газета «Чжунго хантянь бао» сообщила, что как носитель, так и спутник были изготовлены Шанхайской исследовательской академией космической техники SAST в составе Китайской корпорации космической науки и техники CASC.

Традиционный партнер SAST, Шанхайский институт технической физики, традиционно выпустил крохотное сообщение о том, что на борту КА имеется и штатно работает инфракрасный датчик Земли с двойным коническим сканированием. Вот и все, пожалуй…

Эмблема запуска КА YG-33 02

Стоит оговорить тот занятный факт, что хотя запущенному 3 сентября аппарату дан порядковый номер 02, в действительности это третий спутник по имени «Яогань-33». Дело в том, что самый первый из них, стартовавший с Тайюаня 23 мая 2019 г., не был выведен на орбиту, а затем такое же имя было дано спутнику, успешно запущенному с Цзюцюаня полтора года спустя, 27 декабря 2020 г. ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/77943.html ), при том что они, скорее всего, относились к различным типам спутников радиолокационного наблюдения и предназначались для работы на разных орбитах.

Красный экран с докладом об успешном запуске

К счастью, в данном случае название, тип ракеты и обтекателя и начальная орбита дают основания связать вновь запущенный спутник с предыдущим аппаратом по имени «Яогань-33», которому, очевидно, придется задним числом присвоить номер 01. И хотя на этот раз разработчик полезной нагрузки в лице Инновационной академии аэрокосмической информации Китайской АН не стал афишировать свое участие, вряд ли стоит в нем сомневаться.

Фрагмент изображения с предполагаемым внешним видом КА

Видимое различие между двумя успешными КА «Яогань-33» состоит в положении плоскости солнечно-синхронной орбиты: если 01-й проходил нисходящий узел в 22:00 местного времени в первые дни полета и в 22:16 сегодня, то 02-му выбором другого времени старта обеспечено прохождение в 06:00. Будет интересно, если систему дополнит третий КА с местным временем узла 14:00.

Поведение КА «Яогань-33» №01 за время полета вкратце может быть описано так. В самом начале, через двое суток после старта, он поднялся до рабочей высоты 696.1 км, на которой и проходил испытания и приемку. Это достаточно высоко, чтобы верхняя атмосфера почти не тормозила спутник, и все же на протяжении полутора лет он потерял почти 1 км высоты. 15 июня 2022 г. он поднял орбиту до высоты 696.2 км, а 26 июля выполнил еще одну небольшую коррекцию. Таким образом, спутники этого типа достаточно тщательно выдерживают высоту рабочей орбиты, а следовательно, и производные параметры – частоту повторения наземной трассы и межвитковое расстояние.

Взаимное угловое положение КА YG-33 01 и WJS-2

Вторым важным различием является факт запуска вместе с 01-м спутником попутного экспериментального КА для отработки технологии микро- и наноспутников (微纳技术试验卫星, вэйна цзишу шиянь вэйсин, WJS) разработки SAST и отсутствием такового у 02-го спутника.

Попутчик проявил себя более медленным подъемом до той же высоты рабочей орбиты, что и первый КА – он продолжался 17 суток и закончился 14 января 2021 г., вследствие чего WJS оказался в 90° впереди YG-33 01 в его движении по орбите. Попутчик тормозился быстрее, а потому проводил более частые коррекции высоты орбиты, стараясь выдерживать примерно такой же фазовый угол, однако к настоящему времени он увеличился почти до 120°. Поскольку два КА не имеют прямой видимости друг с другом, речь может идти лишь о наблюдениях по согласованной программе.

Носитель CZ-4C на старте

О предстоящем запуске КА YG-35 02 стало известно еще 9 августа, когда появилась информация о закрытии района падения в Бенгальском заливе у берегов Бирмы в период со 2 по 9 сентября. Уточненная версия предупреждения с точной датой была опубликована 31 августа. Старт состоялся в ожидаемое время.