27 декабря 2020 г. в 23:44 пекинского времени (15:44 UTC) со стартового комплекса №94 Центра космических запусков Цзюцюань был выполнен успешный пуск РН «Чанчжэн-4C» (CZ-4C №Y35) с аппаратом радиолокационной съемки Земли «Яогань-33» и попутным малым КА для испытаний технологий микро- и наноспутников.

Старт 27 декабря 2020 г.

Номера и международные обозначения, присвоенные КА в каталоге Космического командования США, а также начальные параметры их орбит приведены в таблице.

 

Данные на спутники, запущенные 27.12.2020

КА

Номер

Обозн.

Параметры орбиты

i

Hp, км

Ha, км

P, мин

Яогань-33

47302

2020-103A

98.26°

681.9

686.0

98.44

WJSW-2

47303

2020-103B

98.26°

681.7

683.3

98.41

 

О предстоящем старте стало известно 22 декабря, но официальное подтверждение последовало 24-го, когда появилась информация о закрытии района падения в Бенгальском заливе у берегов Бирмы. Кроме того, 25 декабря появился репортаж с космодрома Цзюцюань о том, как личный состав готовит в трудных зимних условиях запуск «спутника определенного типа». Предупреждения оказались небеспочвенными – старт состоялся в ожидаемое время, и уже через полчаса агентство Синьхуа выпустило сообщение об успехе.

Цзюцюань. Подготовка к старту.

Китай завершил космический год с 39 пусками, из которых 35 были успешными. Аварии потерпели новые носители CZ-7A и KZ-11, а также CZ-3B и KZ-1A, эксплуатируемые уже значительное время. На орбиты были выведены 85 спутников, в том числе 72 китайских и 13 иностранных.

Ракета и оба КА, запущенных 27 декабря, изготовлены в Шанхайской исследовательской академии космической техники SAST. Спутники предназначены – официально – «для научных экспериментов, мониторинга земельных ресурсов, оценки урожайности сельхозкультур, предотвращения и уменьшения ущерба от стихийных бедствий». Стандартная легенда прикрытия для разведывательных аппаратов, хотя обычно слова о научных экспериментах в ней отсутствуют.

Космическую головную часть везут на старт для стыковки с носителем.

Название «Яогань-33» (遥感三十三号卫星) происходит от термина «дистанционное зондирование». Первые спутники с таким названием, а они запускаются с 2006 года, имели описательное наименование яогань вэйсин, то есть «спутник дистанционного зондирования». Впоследствии, однако, практика присвоения названий изменилась, и «Яогань» перешло в категорию имен собственных. Семейство «Яоганей», дополненное с 2015 года группой спутников «Гаофэнь» («высокое разрешение»), включало разведывательные аппараты всех возможных видов: оптические, радиолокационные и даже некоторые спутники радиоэлектронного наблюдения. От одного имени толку было мало.

Так как еще до старта методом разработчик основного КА был выявлен методом исключения (пекинская академия CAST объявила о завершении годовой программы раньше), была выдвинута гипотеза о том, что это очередной спутник радиолокационной разведки типа «Цзяньбин-12» (JB-12). Пять таких аппаратов были запущены в 2015–2019 гг., причем на редкость неудачно: «Яогань-29» вышел на орбиту, а «Гаофэнь-10» и «Яогань-33» один за другим были утрачены в аварийных запусках. Потерянное было возмещено запусками второго КА с именем «Гаофэнь-10» и спутника «Гаофэнь-12».

Ну а 27 декабря стартовал второй по счету «Яогань-33», причем на такой же точно ракете, как и первый и его собратья – на CZ-4C с головным обтекателем диаметром 3.80 м. Правда, с Цзюцюаня вместо Тайюаня, но этому было вполне разумное объяснение.

При запуске ракет типа CZ-4B и CZ-4C с Тайюаня вторая ступень падала в Индокитае, в районе лаосско-камбоджийской границы, и хотя об этом были соответствующие договоренности, в начале 2020 года было принято решение прекратить подобную практику и перенести большую часть пусков этих носителей на Цзюцюань. Так как он находится значительно западнее, при полете по аналогичной траектории точка падения второй ступени смещается в море вблизи берегов Бирмы.

Поскольку к моменту решения ракета Y35 уже находилась в производстве, пришлось провести определенную доработку носителя по части сопряжения со стартовым оборудованием, размещения антенн и т.п. Опять же перенос не был «бесплатным» с точки зрения характеристик ракеты. Траекторию все-таки пришлось немного изогнуть , так что грузоподъемность ракеты снизилась, но ракетчики обещают в будущем скомпенсировать потери и добавить 30-50 кг за счет оптимизации.

Внешний вид запущенных КА на экране центра управления.

Против идентификации «Яоганя-33» как шестого JB-12 сыграли три других обстоятельства. Во-первых, никто не мог объяснить, зачем запускать радиолокационный разведчик на солнечно-синхронную орбиту с прохождением нисходящего узла в 22:00 по местному времени. Во-вторых, внешний вид КА на «большом красном экране», которым в центре управления запусками подтверждают успех запуска, отличался от представленного на аналогичной картинке при старте «Яоганя-29». В-третьих, определенная американцами орбита не соответствовала ожидаемой: если спутники JB-12 работают на высоте 628 км, то новый аппарат запустили на круговую орбиту высотой 684 км.

Единственным аналогом «Яоганя-33» по части орбиты является гражданский аппарат «Гаофэнь-5», запущенный 9 мая 2018 г. на ракете CZ-4C (см. «Новости космонавтики», №7, 2018). Он также был спроектирован и изготовлен SAST и оснащен приборами для изучения Земли и ее атмосферы скорее научного, нежели прикладного характера. Таким образом, он плохо подходит на роль прототипа нового военного КА, да и две панели солнечных батарей «Яоганя-33» контрастируют с одной панелью «Гаофэня-5» и его ближайших родственников – метеоспутников «Фэнъюнь-3» на платформе SAST-ML1 (SAST-3000).

Имеющаяся на данный момент информация позволяет заключить, что второй «Яогань-33» является военным спутником наблюдения нового и пока неизвестного типа.

Теоретическая грузоподъемность ракеты CZ-4C на солнечно-синхронную орбиту известна и составляет 2944 кг. Масса «Яоганя-33», очевидно, ниже, так как помимо него осталось место для попутчика.

Вторым аппаратом на борту был спутник с описательным наименованием 微纳技术试验卫星 (вэйна цзишу шиянь вэйсин), что переводится как экспериментальный КА для отработки технологии микро- и наноспутников. По первым буквам записи этого названия латиницей мы будем сокращать его до WJSW. Из сообщения Сианьского центра измерений и управления спутниками об обеспечении запуска следует, что у попутчика есть также порядковый номер 02. Естественно задать вопрос, а кто тогда предшественник – и на него есть ответ. Попутный спутник с таким же названием был запущен 10 апреля 2018 г. вместе с тройкой китайских аппаратов морской радиоэлектронной разведки и имел обозначение MO-1, которое так и осталось нерасшифрованным. Впрочем, его разработчиком была пекинская компания «Хантянь дунфанхун», так что если и есть между двумя WJSW что-то общее, то лишь общее назначение. Никаких деталей по конструкции и полезной нагрузке WJSW-2 пока не появилось.

Интересная деталь: при запуске попутный аппарат располагался на боковой поверхности отсека систем обеспечения ракеты-носителя.

Автор: Liss