17 января 2022 г. в 10:35 пекинского времени (02:35 UTC) со стартового комплекса №9 Центра космических запусков Тайюань был произведен пуск носителя «Чанчжэн-2D» (CZ-2D №Y70) с космическим аппаратом «Шиянь-13» (试验十三号, Shiyan 13, SY-13), который был успешно выведен на нестандартную эллиптическую орбиту с параметрами:

* наклонение – 98.68°;

* минимальная высота – 357.0 км;

* максимальная высота – 1297.2 км;

* период обращения – 101.44 мин.

В американском космическом каталоге спутник получил номер 51102 и международное обозначение 2022-004A.

Подтверждение успешного запуска

Аппарат спроектирован и изготовлен Инновационной исследовательской академией микроспутников (ИИАМ) в Шанхае и является 76-м спутником на ее счету. Не опубликованы ни фотографии спутника, ни какие-либо данные о нем, за исключением довольно грубой анимации.

Анимация выведения КА "Шиянь-13"

Официально аппарат предназначен «для проведения исследований космической среды и тестирования соответствующих технологий». Такую же формулировку использовало агентство Синьхуа для описания задач трех низкоорбитальных спутников «Шиянь-6» ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/79534.html ) и пары геостационарных аппаратов «Шиянь-12» ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/82334.html ). Заметим в скобках, что само слово шиянь означает «эксперимент» или «испытание».

Команда разработчиков КА "Шиянь-13"

Проблема в том, что если три КА «Шиянь-6», созданные в той же ИИАМ, обоснованно считаются спутниками космического сегмента контроля космического пространства, то есть используются для наблюдения за другими искусственными объектами, то для КА «Шиянь-12» разработки пекинской фирмы CAST такая задача пока лишь предполагается.

Ну и тем более странно, что та же самая формулировка применена к новому аппарату «Шиянь-13», начальная орбита которого существенно отличается от любой из орбит КА «Шиянь-6». Все они выводились на терминаторные солнечно-синхронные орбиты с прохождением нисходящего узла в 06:00 местного времени, но различной высоты – от 496 км у первого до 997 км у третьего. А вот для нового спутника была выбрана весьма нестандартная орбита – да, солнечно-синхронная, но с местным временем узла 09:40, что гарантирует погружение в тень и выход на освещенную сторону на большинстве витков, и не круговая, а эллиптическая, с перигеем 357 км и апогеем 1297 км. (Самый первый набор элементов на него показывал круговую орбиту 468×493 км, но, вероятно, был выдан по ошибке.)

Впрочем, здесь можно усмотреть некоторое сходство с КА «Шиянь-6» №02, который начинал свою карьеру в июле 2020 г. на околокруговой орбите высотой 686×706 км, в октябре 2020 г. снизился до 657×668 км, а в середине мая 2021 г. перешел на заметно эллиптическую орбиту высотой 660×790 км.

Установка космической головной части на РН CZ-2D

Еще одну общую черту можно усмотреть во внешнем виде ракет CZ-2D, использованных для запуска спутников SY-6 №01 и №02 и SY-13, – во всех трех случаях был использован короткий обтекатель диаметром 3.35 м. Однако китайские СМИ подложили свинью аналитикам, которые бы рискнули опереться на это сходство, – корпоративная газета «Чжунго хантянь бао» сообщила, что с учетом специфических требований интерфейса со спутником впервые использовалась система отделения диаметром 2 м. Таким образом, конструктивное родство между SY-13 и его низкоорбитальными собратьями не просматривается.

В то же время в одном из научно-популярных изданий стандартное состоявшегося описание запуска дополнено заявлением о том, что «Шиянь-13» улучшит возможности Китая по изучению космической среды и создаст новую ситуацию в этой области.

CZ-2D за несколько секунд до старта 17 января 2021 г.

Первый орбитальный пуск в Китае в наступившем 2022 г. стал 406-м в истории ракет семейства «Великий поход», 151-м для носителей шанхайской разработки и 58-м для CZ-2D. Единственным предупреждением о нем, как обычно, стали уведомления о закрытии двух районов падения по трассе выведения, опубликованные 12 января. Старт готовился при крайне неблагоприятных погодных условиях, при температуре до -37°C, что потребовало особых мер защиты систем носителя и КА. Кроме того, пришлось решать задачу «стыковки» трех контуров управления – на полигоне Тайюань, в военном центре управления полетом в Сиане и у разработчика в Шанхае.

Эмблема запуска КА "Шиянь-13"

После пуска «Чжунго хантянь бао» сообщила, что на 2022 г. одна только Китайская корпорация космической науки и техники CASC, без конкурирующей корпорации CASIC и без частных «игроков», запланировала более 40 космических пусков, в том числе 17 стартов ракет CZ-2D. Чтобы выйти на такой темп, была реализована технология «обезличивания» носителей – ранее каждое изделие закреплялось заранее за конкретным спутником и имело связанные с этим особенности конструкции.

Напомним, что в 2021 г. Китай осуществил 55 космических стартов, из которых 52 прошли успешно.