Новый номер

№ 11 (418), 2017

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

27.11.2017 Высоту полета МКС увеличат на 600 метров

Орбита Международной космической станции (МКС) будет скорректирована в среду, 29 ноября, с помощью двигателей пристыкованного грузового корабля "Прогресс МС-06", сообщил 27 ноября РИА Новости представитель Центра управления полетом. "Согласно предварительным расчетам, средняя высота орбиты должна увеличиться на 0,6 километра и составить примерно 404 километра", – сказал представитель ЦУП.

Коррекцию проведут для формирования баллистических условий для посадки пилотируемого корабля "Союз МС-05", запланированной на 14 декабря 2017 года, а также сближения и стыковки со станцией пилотируемого корабля "Союз МС-07", запуск которого запланирован на 17 декабря 2017 года.

27.11.2017 Памятные даты космонавтики. 27 ноября 2017 г.

27 ноября исполняется 65 лет (1952) со дня рождения американского астронавта Джеймса Дональда Уэзерби (James Donald Wetherbee).

27 ноября исполняется 25 лет (1992) со дня запуска с космодрома Байконур российского спутника связи “Горизонт” №38Л.

27 ноября исполняется 20 лет (1997) со дня запуска в Японии (космодром Танэгасима) американского метеорологического спутника TRMM. В качестве попутного груза на орбиту выведены японские экспериментальные спутники проекта ETS-7 Hikoboshi и Orihime для отработки технологии сближения и стыковки в космосе.

27 ноября исполняется 5 лет (2012) со дня запуска в Китае (космодром Сичан) телекоммуникационного спутника “Чжунсин-12”.

26.11.2017 Роскосмос подготовит первого эмиратского космонавта, сообщил Мантуров

Как сообщило 26 ноября РИА Новости, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что между ОАЭ и Роскосмосом достигнута договоренность о подготовке первого эмиратского космонавта.

26.11.2017 Япония планирует отправить астронавтов к Луне в 2020-х годах

Япония планирует в 2020-х годах получить возможность отправить своих астронавтов к Луне, сообщило 26 ноября РИА Новости со ссылкой на газету «Иомиури».

Издание со ссылкой на источники в правительственных кругах утверждает, что включение японских астронавтов в состав лунных миссий может стать возможным благодаря вероятному участию страны в проекте по постройке модульной среды обитания на окололунной орбите – Deep Space Gateway.

26.11.2017 Памятные даты космонавтики. 26 ноября 2017 г.

26 ноября исполняется 80 лет (1937) со дня рождения летчика-космонавта СССР Бориса Борисовича Егорова.

26 ноября исполняется 35 лет (1982) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника связи “Радуга” №20Л.

26 ноября исполняется 30 лет (1987) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника-ретранслятора “Космос-1897” (“Луч” №12Л).

25.11.2017 Орбитальный телескоп James Webb прошел испытания при минус 233 градусах

90-суточные испытания Космического телескопа имени Джеймса Вебба завершились в криогенной камере Космического центра имени Джонсона в Хьюстоне (штат Техас), сообщил 25 ноября ТАСС со ссылкой на публикацию интернет-портала Space.com. Даже ураган "Харви", обрушившийся в августе нынешнего года на Техас, не прервал работу.

"После 15 лет планирования, переоборудования криогенной камеры, сотни часов испытаний, призванных сократить возможность поломки аппаратуры, в результате усилий более 100 специалистов, работавших на протяжении 90 суток, испытания в криогенной камере успешно завершены", – отметил руководитель проекта создания орбитального телескопа Билл Охс.

Охлаждение в камере до –233°C обеспечивали два контура: внешний был заполнен жидким азотом, а внутренний - жидким гелием. Помимо устойчивости аппаратуры к сверхнизким температурам, проверялась возможность коррекции главного зеркала диаметром 6,5 м, составленного из 18 отдельных сегментов.

Теперь телескоп будет доставлен на испытательный стенд корпорации Northrop Grumman в Редондо-Бич (штат Калифорния), где к нему будет пристыкован двигательный отсек. После этого всю конструкцию подвергнут новой серии тестов на вибрацию и перегрузки.

Вывод обсерватории на орбиту будет осуществлен в 2019 году ракетой-носителем Ariane 5 с космодрома Куру во Французской Гвиане. После коррекции орбитальная обсерватория прибудет в точку Лагранжа L2 системы Солнце–Земля примерно в 1,5 млн километров от Земли. В течение шести месяцев вся бортовая аппаратура будет проверена, и затем телескоп сможет начать регулярные наблюдения древнейших во Вселенной звезд и галактик, сформировавшихся вскоре после Большого взрыва. Срок его эксплуатации рассчитан на 10 лет.

25.11.2017 "Союз-2.1Б" вывезли на старт на Восточном

25 ноября ракета космического назначения «Союз-2.1Б» вывезена с технического на стартовый комплекс космодрома Восточный и установлена в пусковую систему.

Для проведения подготовительных работ проведен наезд мобильной башни обслуживания на стартовый комплекс. По графику первого стартового дня запланированы проверочные и испытательные работы с системами ракеты-носителя и разгонного блока «Фрегат».

Пуск запланирован 28 ноября в 08:41 ДМВ, сообщает ГК "Роскосмос".

25.11.2017 Памятные даты космонавтики. 25 ноября 2017 г.

25 ноября исполняется 90 лет (1927) со дня рождения испытателя ракетно-космических комплексов ОКБ-1, соратника С.П.Королева Бориса Аркадьевича Дорофеева.

25 ноября исполняется 50 лет (1967) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-193” (“Зенит-2” №58).

25 ноября исполняется 45 лет (1972) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника “Космос-537” (“Зенит-2М”).

25 ноября исполняется 25 лет (1992) со дня запуска в России (космодром Плесецк) спутника СПРН “Космос-2222” (“Око”).

25 ноября исполняется 15 лет (2002) со дня запуска с космодрома Байконур телекоммуникационного спутника Astra 1K.

25 ноября исполняется 5 лет (2012) со дня запуска в Китае (космодром Цзюцюань) группы из трех КА радиоэлектронной разведки “Яогань-16” типа "Цзяньбин-8".

24.11.2017 В Китае запущена вторая группа спутников "Яогань-30"

25 ноября в 02:10 пекинского времени (24 ноября в 18:10 UTC, 21:10 ДМВ) с космодрома Сичан осуществлен пуск РН “Чанчжэн-2C” (CZ-2C, пусковая кампания 07-81) с тремя КА, официально заявленными как вторая группа спутников ДЗЗ “Яогань-30”. Пуск успешный, аппараты выведены на расчетные орбиты.

24.11.2017 Заседание Совета директоров в Центре Хруничева

22 ноября состоялось первое заседание Совета директоров Акционерного общества «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева» (Центр Хруничева, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») в форме заочного голосования, сообщила 24 ноября пресс-служба ГК "Роскосмос"

Председателем Совета директоров избран Александр Иванов, первый заместитель генерального директора Госкорпорации «Роскосмос».

Заместителем Председателя Совета директоров избран Роман Богданов, заместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом; Секретарем Совета – Сергей Исправников, начальник отдела корпоративного управления и развития Центра Хруничева.

Совет директоров единогласно утвердил условия трудового договора с генеральным директором Центра Хруничева Алексеем Варочко – по итогам голосования Председателю Совета директоров поручено подписать трудовой договор с генеральным директором Центра Хруничева.

Также Совет директоров принял ряд решений по текущей деятельности акционерного общества – утверждены АО «Регистратор Р.О.С.Т.» в качестве регистратора компании и условия договора с ним; согласован вопрос о присоединении Центра Хруничева к Положению о закупке товаров, работ, услуг Госкорпорации «Роскосмос».

24.11.2017 Ангольский спутник связи AngoSat-1 запустят 26 декабря

Запуск ангольского телекоммуникационного спутника AngoSat-1 на украинской ракете "Зенит" с российским разгонным блоком "Фрегат" перенесен на 26 декабря, сообщили 24 ноября РИА Новости в РКК "Энергия", создавшей спутник.

Ранее планировавшийся на 7 декабря запуск был перенесен в связи с выявленной неисправностью разгонного блока "Фрегат". "Неисправность устранена, запуск состоится 26 декабря", – сказал собеседник агентства.

Проект AngoSat предусматривает создание спутника связи с ретранслятором, запуск его на геостационарную орбиту и создание наземной инфраструктуры связи и телевизионного вещания. AngoSat-1 будет обеспечивать вещание в C- и Ku-диапазонах на территорию Республики Ангола, а также на территорию всего африканского континента.

24.11.2017 Экипаж эксперимента SIRIUS покинул "космический корабль"

Экипаж наземного "космического корабля" для имитации полета к Луне в рамках 17-дневного эксперимента SIRIUS  "вернулся" 24 ноября на Землю и открыл люки, сообщил корреспондент РИА Новости из Института медико-биологических проблем.

Из наземного модуля под аплодисменты вышли трое мужчин и три женщины: член отряда космонавтов Анна Кикина, сотрудник РКК "Энергия" Марк Серов, представитель Airbus Defence and Space Виктор Феттер, а также сотрудники ИМБП Елена Лучицкая, Наталия Лысова и Илья Рукавишников. Все участники получат вознаграждение, размер которого будет определен дифференцировано для каждого.

В ходе эксперимента имитировался выход на окололунную орбиту и виртуальные витки вокруг спутника Земли. В рамках программы "облета" экипаж учился управлять виртуальным ровером. Кроме того, прошел эксперимент по заказу NASA, в ходе которого через виртуальный "иллюминатор" станции экипаж наблюдал поверхность "Луны" и выбирал наилучшие точки для "посадки".

В ходе "полета" специалисты института получили возможность изучить распределение ролей и динамику лидерства, взаимодействие в ограниченном пространстве, биохимию и иммунитет членов экипажа. Кроме того, были опробованы новые системы психологической поддержки экипажа и методы распределения пространства в космических кораблях будущего для обеспечения комфортной работоспособности экипажа. В рамках одного из исследований члены экипажа провели индивидуальные измерения уровня шума в каютах. На основе полученных данных специалисты проанализируют общую зашумленность "космического корабля".

24.11.2017 Петр Власов назначен начальником ЦПК

24 ноября Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров представил коллективу ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина» нового главу ЦПК – Павла Власова, сообщается на сайте ГК "Роскосмос".

Павел Николаевич Власов родился 13 октября 1960 года в г. Лебедин (Сумская обл., Украинская ССР). Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (ХВВАУЛ) имени С.И.Грицевца (1981) и Центр подготовки летного состава имени А.В.Федотова (1989), получил дополнительное образование в Московской школе управления «Сколково» (2011). В 1981–1987 гг. летчик-инструктор ХВВАУЛ, в 1989–2002 летчик-испытатель ФГУП «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»», с 2002 по 2010 г. заместитель генерального директора по летной работе – начальник Летно-испытательного центра имени А.В.Федотова – начальник летной службы – старший летчик-испытатель ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». В 2010–2012 гг. начальник ФГУП «Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова», с 2012 г. генеральный директор ОАО «Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова». Герой Российской Федерации, награжден орденом Мужества, имеет почетное звание "Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации".

24.11.2017 Ученые предложили догнать залетевший в Солнечную систему межзвездный астероид

Ученые предложили догнать и изучить странный астероид Оумуамуа, залетевший в Солнечную систему, сообщила 24 ноября "Газета.ру" со ссылкой на препринт группы американских авторов, опубликованный на сайте arXiv.org.

Расчеты показывают, что гиперболическая скорость астероида составляет 26 км/c, что значительно больше скоростей, когда-либо достигнутых любыми рукотворными космическими аппаратами. Уже в мае 2018 года он удалится от Солнца на расстояние, соответствующее радиусу орбиты Юпитера. «Помимо научного интереса в получении данных с этого объекта, попытка догнать его может расширить текущие технологические границы исследования космоса, – считают авторы исследования. – Поэтому проект Lyra интересен не только с научной точки зрения, но и в терминах технологических вызовов, которые он представляет».

Учитывая все сложности, возможная миссия к астероиду Оумуамуа будет строиться на компромиссах между временем полета и скоростью аппарата, а также между временем полета и датой запуска. При этом выбор в пользу высокой скорости аппарата в попытках быстрее догнать астероид будет осложняться тем, что достигнув его, зонд будет иметь мало времени для его изучения из-за большой разности скоростей.

«Реалистичным мог бы быть запуск через 5-10 лет (2023–2027 годы). Тогда при скорости аппарата от 33 до 76 км/с время миссии займет от 30 до 5 лет», – отмечают авторы исследования. Они полагают, что запустить исследовательский КА к загадочному астероиду помогут новые технологии наподобие солнечного паруса, или тех, что предложены в проекте Breakthrough Starshot.

24.11.2017 Женщины лучше "пережили" 38 часов без сна в эксперименте по изоляции

Женщины – участницы 17-суточного изоляционного эксперимента SIRIUS (Scientific International Research In Unique terrestrial Station, научное исследование в уникальном наземном комплексе), завершающегося 24 ноября, лучше и легче мужчин "пережили" психофизиологическое исследование, в рамках которого экипаж условного корабля работал 38 часов без сна. Об этом сообщил в интервью ТАСС заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, на территории которого проводились исследования, Вадим Гущин.

"В конце 38-часового рабочего дня был тест на когнитивные особенности, на счет, когда тебе задают четырехзначное число, например, 2083, и ты из него должен вычитать по 13. Это надо делать без ошибок, потому что если ошибаешься, возвращаешься назад – к исходному 4-значному числу, и опять все заново. Лучшие два результата этого теста показали две девушки, на третьем месте – мужчина", – сказал Гущин.

По его словам, режим 38-часовой бессонницы закончился у экипажа в среду, 22 ноября, в 21:00 ДМВ. "Экипаж выполнил всю программу. Были небольшие сдвиги по времени, то есть, они запаздывали. У некоторых несколько снизилась эффективность выполнения операторских задач из-за усталости, причем особенно сильно это сказалось не в ночное время, а на следующий день, когда 38-часовая бессонная работа уже подходила к концу", – уточнил заведующий лабораторией ИМБП.

Говоря о бытовых условиях проживания в условном космическом корабле, он отметил, что некоторые члены экипажа жаловались на дефицит сна. "Я надеюсь, что мы расширим размеры спальных мест, потому что были жалобы на неполноценный сон, некомфортно спать, часто просыпались, спина болела. Может быть, кровать была слишком короткая, слишком узкая", – пояснил специалист.

Гущин отметил, что этот экипаж гармоничен в том плане, что он вобрал в себя все плюсы обоих полов. "Есть стойкость и высокий профессионализм у мужской части экипажа, и гибкость, сенситивность, умение сплотить и организовать вокруг себя – у женской части экипажа", – подчеркнул он.

"До начала подготовки к эксперименту члены экипажа не были друг с другом знакомы. Тем не менее, они очень быстро сплотились, еще до начала эксперимента выработали некие ритуалы. Например, у них был вечерний ритуал совместного просмотра фильма и его обсуждение, им никто это не советовал, не рекомендовал, не навязывал. Они с удовольствием проводили вместе время, о чем все члены экипажа говорили, это был совместный отдых для пользы общего дела", – добавил Гущин.

24.11.2017 Астронавт Тома Песке выпустил альбом космических фотографий

Астронавт Тома Песке во время своих репортажей с орбиты честно признавался, что фотографировать через купол обсерватории Международной космической станции стало для него одним из любимых занятий в свободное время, то есть вечером каждого воскресенья. И увлечение оказалось не напрасным – астронавт Европейского космического агентства, проведя на орбите 196 суток, теперь на Земле выпустил большой альбом сделанных им фотографий.

Как сообщает ТАСС, книга объемом в 320 страниц, озаглавленная "Terre(s)" (что означает одновременно "Земля" и "Земли") выпущена крупнейшим парижским издательством Michel Lafon. Она повествует о всей красоте и всей беззащитности нашей планеты.

"Каждодневное любование Землей из космоса убеждает не только в том, что наша планета прекрасна, но и в том, что она крайне уязвима. Следы негативной человеческой деятельности видны повсюду – это вырубленные леса, отступающие под воздействием потепления климата ледники, загрязнение атмосферы, морей и океанов – вот что часто попадается на фотоснимках", – пишет сам Песке в предисловии к фотоальбому.

"Находясь на орбите, я просто физически ощущал необходимость защитить Землю как оазис нашей жизни, затерявшийся в черной бесконечности космоса. Наша Земля на самом деле – это космический корабль, запущенный в бесконечное путешествие вокруг Солнца. Но ее ресурсы ограничены", – говорит астронавт. Издательство на своем сайте отмечает, что "благодаря взгляду и фотографиям Песке наша планета предстает не только как произведение искусства, но и как подлинный шедевр созидания".

Все фотографии снабжены указанием, в какой час и день они были сделаны, и кратким комментарием автора. В интервью радиостанции Europe 1 Песке признал, что "фотографирование оказалось делом весьма непростым". "Мои первые фотоснимки оказались просто ужасными, потому что это требует определенного подхода – станция летит на высоте 400 км со скоростью в 28000 км/ч. Чтобы получился хороший снимок, нужно очень точно настроить всю технику", – сказал он.

"Космический" фотоальбом выпущен тиражом в 5000 экземпляров. Все авторские гонорары за книгу ценой в 39,95 евро будут переданы Песке французской благотворительной организации "Рестораны сердца", готовящей пищу для малообеспеченных или бездомных людей во Франции.

24.11.2017 Госдума ратифицировала соглашение с Китаем об охране космических технологий

Госдума ратифицировала соглашение между правительствами России и Китая об охране технологий и сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, сообщило 24 ноября РИА Новости. Соответствующий законопроект внесло в нижнюю палату парламента правительство. Ранее комитет Госдумы по международным делам рекомендовал ратифицировать это соглашение.

Соглашение было подписано 25 июня 2016 года в Пекине во время официального визита президента России Владимира Путина в Китай. Отмечается, что документ направлен на развитие российско-китайского сотрудничества в области космической деятельности.

Документ определяет принципы и нормы для развития сотрудничества в области космической деятельности, регламентирующие объем и порядок доступа сторон как к техническим данным, так и к материальной части, связанным с совместными проектами на всех этапах их реализации, говорится в справке к соглашению. Согласно справке, в части, относящейся к экспортному контролю, в соглашение включены положения, обязывающие стороны осуществлять должные меры по защите охраняемых технологий, а также предусмотрены соответствующие механизмы по обеспечению такой защиты, в том числе посредством разработки и утверждения конкретных планов охраны технологий.

Отмечается, что соглашение подлежит ратификации, так как содержит правила, отличные от предусмотренных российским законодательством. Его реализация позволит активизировать деятельность отечественных организаций и предприятий ракетно-космической промышленности, обеспечив их дополнительными заказами, сообщается на сайте кабинета министров.

24.11.2017 Экипаж программы SIRIUS готовится "возвратиться" на Землю

Экипаж наземного "космического корабля" 17-суточного эксперимента SIRIUS по имитации полета к Луне "вернулся" на Землю, и готовится в пятницу 24 ноября открыть люки, покинуть модуль и выйти к журналистам, сообщил РИА Новости представитель Института медико-биологических проблем (ИМБП).

В программе участвуют трое мужчин и три женщины: член отряда космонавтов Анна Кикина, сотрудник РКК "Энергия" Марк Серов, представитель Airbus Defence and Space Виктор Феттер, а также сотрудники ИМБП Елена Лучицкая, Наталия Лысова и Илья Рукавишников.

"Итоги эксперимента будут подведены позднее, после всестороннего анализа результатов работы. Но уже сейчас можно сказать, что первый межгендерный экипаж проявил себя, как единый слаженный коллектив", – сказал представитель ИМБП.

В ходе эксперимента была достигнута "окололунная орбита" и осуществлены первые виртуальные витки вокруг "спутника Земли". В рамках программы "облета" экипаж учился управлять виртуальным ровером. Кроме того, прошел эксперимент по заказу NASA, в ходе которого через виртуальный "иллюминатор" станции экипаж наблюдал поверхность "Луны" и выбирал наилучшие точки для "посадки".

По словам представителя ИМБП, у экипажа была техническая возможность приближать поверхность "спутника Земли", имитируя разглядывание деталей рельефа местности с помощью длиннофокусной фотоаппаратуры. Такая задача будет поставлена при реальном облете Луны на космическом корабле, поэтому она детально отрабатывалась на Земле аппаратно-компьютерными методами.

24.11.2017 Памятные даты космонавтики. 24 ноября 2017 г.

24 ноября исполняется 55 лет (1962) со дня запуска в США (база ВВС США Ванденберг) фоторазведывательного спутника FTV 1135 (CORONA M-15) с камерой КН-4А и полетным заданием 9048.

24 ноября исполняется 40 лет (1977) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) геодезического спутника “Космос-953” (“Сфера”).

24 ноября исполняется 25 лет (1992) со дня запуска в России (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-2221” (“Целина-Д”).

24 ноября исполняется 15 лет (2002) со дня запуска в США (мыс Канаверал) корабля многоразорвого использования Endeavour с полетным заданием STS-113 и экипажем в составе: командир Джеймс Уэзерби (James Wetherbee), пилот Пол Локхарт (Paul Lockhart), специалисты полета  Майкл Лопес-Алегриа (Michael Lopez-Alegria), Джон Херрингтон (John Herrington), Кеннет Бауэрсокс (Kenneth Bowersox), Николай Бударин и Дональд Петтит (Donald Pettit).

23.11.2017 РН "Союз-2.1Б" готова к вывозу на Восточном

23 ноября на космодроме Восточный специалисты предприятий Роскосмоса завершили общую сборку ракеты-космического назначения «Союз-2.1Б». В монтажно-испытательном корпусе ракеты-носителя произведена стыковка космической головной части и третьей ступени с пакетом РН, смонтирован электротеплочехол на головной обтекатель.

РН «Союз-2.1Б» готова к вывозу на стартовый комплекс, который запланирован на утро 25 ноября, а пуск – на 28 ноября 2017 года, сообщается на сайте ГК "Росокосмос".