Новый номер

№ 04 (411), 2016

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

13.06.2017 Памятные даты космонавтики. 13 июня 2017 г.

13 июня исполняется 45 лет (1972) со дня запуска в США (мыс Канаверал) телекоммуникационного спутника Intelsat IV F5.

13 июня исполняется 5 лет (2012) со дня запуска с борта самолета L-1011, взлетевшего с атолла Кваджлейн в Тихом океане, ракеты-носителя Pegasus-XL с астрономическим спутником Nustar.

12.06.2017 Семена дерева возрастом 5000 лет дали побеги после возвращения из космоса

Семена 5000-летнего кипариса в провинции Шэньси дали побеги после того, как совершили полет в космос в прошлом году.

В августе 2016 года для проведения эксперимента космической селекции с этого кипариса собрали 150 семян, которые были отвезены в космос в орбитальной лаборатории "Тяньгун-2" и возвращены на Землю на корабле "Шэньчжоу-11". Таким образом, они находились в полете с 15 сентября по 18 ноября 2016 г.

Пилотный проект по выращиванию "космических" семян стартовал 15 мая. Всего проросло 28 семян. На данный момент ростки достигают 3-5 см в высоту, сообщил сотрудник провинциального семенохранилища редких видов деревьев Чжао Ся. Участники проекта ведут круглосуточный мониторинг процесса всхода побегов и делают записи каждые два часа, сообщило 12 июня Синьхуа.

Старый кипарис высотой 20 м растет в уезде Хуанлин провинции Шэньси. Говорят, что он был посажен Хуан-ди -- Желтым императором, который считается общим предком всей китайской нации.

12.06.2017 IKEA создаст мебель для космоса

Инженеры IKEA отправятся на Марсианскую исследовательскую станцию в штате Юта, чтобы изучить концепцию "космического дома" и создать мебель для первых участников экспедиции на Красную планету, сообщил 12 июня "Петербургский дневник".

Специалисты будут находиться внутри экспериментальной модели "марсианской станции" неделю. Вместе со специалистами NASA сотрудники шведской компании изучат, что может потребоваться астронавтам во время трехлетней миссии на Марс.

12.06.2017 Памятные даты космонавтики. 12 июня 2017 г.

12 июня исполняется 50 лет (1967) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) межпланетной станции "Венера-4" (4В1 №310), впервые в мире осуществившей измерения на спуске в атмосфере Венеры.

12 июня исполняется 50 лет (1967) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника для калибровки и юстировки наземных радиолокаторов “Космос-165” (“ДС-П1-Ю” №11).

12 июня исполняется 30 лет (1987) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника предупреждения о ракетном нападении “Космос-1851” (“Око”).

11.06.2017 Американский грузовой космический корабль Cygnus завершил свою миссию

Американский грузовой космический корабль Cygnus завершил свою миссию OA-7, сгорев в верхних слоях атмосферы над Тихим океаном. Об этом сообщила американская компания Orbital ATK.

"Миссия OA-7 официально завершилась 11 июня около 13:38 EDT (17:38 UTC, 21.38 ДМВ), когда корабль Cygnus совершил безопасный вход в атмосферу Земли и сгорел в ее верхних слоях над Тихим океаном к востоку от Новой Зеландии", – говорится в пресс-релизе.

11.06.2017 Ракета-носитель с кораблем «Прогресс МС-06» установлена в вертикальное положение

Ракета-носитель среднего класса «Союз-2.1А» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-06» вывезена 11 июня из монтажно-испытательного корпуса и установлена в вертикальное положение на стартовом сооружении площадки №31 космодрома Байконур.

Специалисты РКК «Энергия» и других предприятий ГК «Роскосмос» приступили к заключительным технологическим операциям на стартовом комплексе. Проводятся предстартовые испытания систем и агрегатов ракетно-космического комплекса, проверяется взаимодействие бортовой аппаратуры и наземного оборудования, анализируется телеметрия, сообщается в пресс-релизе РКК "Энергия".

10.06.2017 Ракета с грузовым кораблем «Прогресс МС-06» допущена к установке на старте

Представители Технического руководства и Государственной комиссии на космодроме Байконур выдали 10 июня заключение о готовности ракетно-космического комплекса в составе транспортного грузового корабля «Прогресс МС-06» и ракеты-носителя «Союз-2.1А» к вывозу и установке на стартовом комплексе.

Общая сборка ракетно-космического комплекса успешно завершена. В течение дня 10 июня головной блок с кораблем был состыкован с третьей ступенью ракеты в монтажно-испытательном корпусе ракет-носителей, сообщается в пресс-релизе РКК "Энергия".

10.06.2017 Памятные даты космонавтики. 10 июня 2017 г.

10 июня исполняется 40 лет (1977) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) картографического спутника “Космос-916” (“Зенит-4МТ”).

10 июня исполняется 35 лет (1982) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника радиотехнической разведки “Космос-1378” (“Целина-Д”).

10 июня исполняется 25 лет (1992) со дня запуска в США (мыс Канаверал) телекоммуникационного спутника Intelsat-K.

10 июня исполняется 20 лет (1997) со дня запуска в Китае (космодром Сичан) геостационарного метеорологического спутника “Фэнъюнь-2А”.

10 июня исполняется 15 лет (2002) со дня запуска с космодрома Байконур российского телекоммуникационного спутника “Экспресс-А4”.

10 июня исполняется 10 лет (2007) со дня запуска в Израиле (база ВВС Израиля Пальмахим) разведывательного спутника Ofeq-7.

09.06.2017 «Прогресс МС-06» отправлен на сборку с ракетой

Транспортный грузовой корабль «Прогресс МС-06» в составе головного блока отправлен 9 июня на общую сборку с ракетой-носителем «Союз-2.1А».

Транспортировка выполнялась по железной дороге. Комплекс технологических операций по общей сборке будет проведен в монтажно-испытательном корпусе ракет-носителей в рамках подготовки к старту, сообщается в пресс-релизе РКК "Энергия".

09.06.2017 ЦУП завершил подготовку к управлению полетом корабля "Прогресс МС-06"

ЦУП ЦНИИмаш завершил плановые работы по подготовке к управлению полетом транспортного грузового корабля «Прогресс МС-06». Старт ракеты-носителя «Союз-2.1А» с ТКГ «Прогресс МС-06» запланирован на 14 июня 2017 года в 12:20:13 ДМВ с космодрома Байконур.

Специалисты Главной оперативной группы управления полетом Российского сегмента Международной космической станции (ГОГУ РС МКС) приступят к управлению полетом транспортного грузового корабля после его отделения от 3-й ступени ракеты-носителя. Расчетное время отделения и выведения корабля на заданную орбиту – 12:29 ДМВ.

Программой полета предусмотрена двухсуточная схема сближения ТГК «Прогресс МС-06» с Международной космической станцией. Стыковка корабля запланирована на 16 июня 2017 года в 14:42 ДМВ.

Сближение транспортного корабля «Прогресс МС-06» с МКС и причаливание к стыковочному узлу Служебного модуля «Звезда» планируется в автоматическом режиме под контролем специалистов ГОГУ РС МКС в ЦУП и космонавта Роскосмоса – командира экипажа МКС Фёдора Юрчихина.

Кораблю «Прогресс МС-06» предстоит доставить на Международную космическую станцию более 2000 кг различных грузов, в числе которых топливо, воздух, оборудование для поддержания станции в рабочем состоянии, посылки и средства для обеспечения жизнедеятельности членов экипажа, сообщила пресс-служба ЦУПа.

09.06.2017 В Москве скончался экс-глава Центра Хруничева Анатолий Киселёв

Экс-гендиректор ГКНПЦ имени М.В.Хруничева Анатолий Киселёв, руководивший предприятием с 1975 по 2001 годы, скончался в Москве в ночь на 9 июня на 80-м году жизни, сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.

"Анатолий Иванович скончался сегодня ночью в одной из московских больниц", – сказал собеседник агентства.

В Центре Хруничева подтвердили информацию о смерти Киселёва. "Предприятие занимается организацией похорон", – сказали в пресс-службе. Информация о дате и месте похорон станет известна позже, уточнили там.

В сообщении дирекции по коммуникациям Космического центра, поступившем в ТАСС, приводятся слова генерального конструктора средств выведения и наземной космической инфраструктуры, первого заместителя генерального директора Центра Хруничева Александра Медведева: "Уход Анатолия Ивановича – тяжелая утрата для всех нас. Мы скорбим и соболезнуем семье, соратникам, друзьям".

09.06.2017 NASA считает, что сокращение бюджета не помешает ему отправить человека на Марс в 2033 г.

Планируемое сокращение бюджета Национального управления по аэронавтике и космосу (NASA) в 2018 финансовом году на 500 млн $ по сравнению с текущим годом не помешает ему продолжить подготовку пилотируемого полета на Марс, который должен состояться примерно через 15 лет. Как передает ТАСС, об этом заявил 8 июня на слушаниях в Конгрессе и.о. руководителя космического ведомства США Роберт Лайтфут, подтвердивший, что американские специалисты по-прежнему рассчитывают отправить человека на Красную планету в 2033 году.

Согласно бюджетному запросу, ранее представленному Белым домом, расходы NASA в следующем году составят 19,1 млрд $, что на 500 млн $ меньше, чем в нынешнем. В то же время финансирование ряда других правительственных ведомств будет урезано еще сильнее.

Выступая в комитете Палаты представителей по науке, космосу и технологиям, Лайтфут заверил, что в проекте бюджета предусмотрены необходимые средства "на те системы, которые будут нужны в 2018 году, чтобы добиться необходимого прогресса".

09.06.2017 С борта Cygnus'а запущены четыре наноспутника

8 июня с борта грузового корабля Cygnus OA-7, находящегося в настоящий момент в автономном полете, произведен запуск четырех американских наноспутников типа Lemur-2.

В 17:53 UTC (20:53 ДМВ) от корабля отделились КА Lemur-2-30 ‘JennyBarna’ (2017-017C) и Lemur-2-31 ‘Angela’ (2017-017D), а в 21:03 (9 июня в 00:03 ДМВ) – КА Lemur-2-32 ‘Spirovision’ (2017-017Е) и Lemur-2-33 ‘RobMoore’ (2017-017F).

Все спутники изготовлены американской компанией Spire и предназначены для наблюдения за земной поверхностью и атмосферой. Масса каждого из них 4 кг.

09.06.2017 Памятные даты космонавтики. 9 июня 2017 г.

9 июня исполняется 45 лет (1972) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-492" ("Зенит-4М").

9 июня исполняется 35 лет (1982) со дня запуска в США (мыс Канаверал) телекоммуникационного спутника Westar-5.

9 июня исполняется 30 лет (1987) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) военного спутника связи "Космос-1850" ("Стрела-2М").

08.06.2017 Омский губернатор считает, что говорить о снижении госзаказа на ракеты "Ангара" пока рано

Губернатор Омской области Виктор Назаров считает преждевременным говорить о сокращении госзаказа на производство ракет "Ангара" до момента утверждения Госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы и корректировки Федеральной космической программы. Об этом глава региона сообщил ТАСС 8 июня на II Форуме социальных инноваций регионов в Красногорске.

Полная сборка ракет-носителей "Ангара" должна начаться на омском ПО "Полет" (филиал ГКНПЦ имени М.В.Хруничева) в 2017 году.

Ранее глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщил, что омский завод может производить в год до 20 ракет-носителей "Ангара", однако из-за сокращения финансирования планы по производству ракеты уменьшились в несколько раз, что может повлечь простои мощностей "Полета".

"Если производство будет снижено, то об этом будет заявлено официально, – сказал глава региона. – Программы развития вооружений и Роскосмоса еще формируются, поэтому сегодня невозможно говорить о том, насколько может сократиться производство. Под строительство "Ангары" проведено техническое перевооружение завода, обучаются высококвалифицированные кадры. Все идет в плановом режиме. Мы не ощущаем никакого напряжения, что программа эта будет свернута или недофинансирована", – сказал Назаров.

Он подчеркнул, что этот проект очень важен для региона. Организация нового высокотехнологичного производства повлечет создание новых рабочих мест и позитивно скажется на промышленном потенциале области. По словам Назарова, областные власти оказывают большую поддержку предприятию в подготовке кадров. В частности, на базе Омского государственного технического университета открыт центр подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для производства "Ангары".

08.06.2017 Россия готова ознакомить страны ОДКБ с возможностями ракетно-космической промышленности

Россия намерена ознакомить представителей стран – участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с перспективными направлениями сотрудничества в космической сфере. Об этом заявил 8 июня в Бишкеке во время заседания Межгосударственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству ОДКБ заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, передает ТАСС.

"Мы договорились, что следующее заседание нашей комиссии пройдет в Казахстане, но не только в Алматы, но и на космодроме Байконур", – сообщил он. По его словам, во время поездки на космодром участники встречи смогут ознакомиться с возможностями ракетно-космической промышленности. "Сейчас там идет процесс модернизации фондов, в рамках проекта "Байтерек" Россия с Казахстаном выходят на создание стартовых комплексов и ракет-носителей", – пояснил он.

По словам Д.О.Рогозина, все работы над этим проектом должны завершиться в 2022 году "пуском пилотируемого транспортного корабля". "Мы называем его по-разному: "Феникс", "Сункар", название самой ракеты – "Союз-5", это новая ракета среднего класса", – заверил Рогозин. В настоящее время, продолжил он, многие производственные мощности Байконура "высвобождаются". "Россия и Казахстан хотели бы развернуть там часть совместного производства, в том числе по линии авиапрома и другим направлениям", – подчеркнул он.

Именно поэтому Россия и Казахстан намерены в августе 2018 года пригласить партнеров по ОДКБ провести заседание Межгосударственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству на космодроме. "Опыт, который сейчас нарабатывается совместно с Казахстаном в этой части, может быть вполне адаптирован и распространен на другие страны ОДКБ", – заключил Рогозин.

08.06.2017 Российскую сверхтяжелую ракету планируется запустить в 2028 году

Первый пуск российской сверхтяжелой ракеты-носителя планируется провести уже в 2028 году, а стартовый комплекс для нее на космодроме Восточный должен быть готов в 2027 году, сообщил ТАСС 8 июня источник в ракетно-космической отрасли.

По его словам, стартовый стол для сверхтяжелой ракеты будет построен по принципам, реализованным для ракеты-носителя "Энергия" на Байконуре (площадка №250). Это будет универсальный комплекс стенд-старт, с которого смогут стартовать как ракеты-носители "Союз-5" среднего класса, так и соединение из двух, трех и пяти таких ракет (аналогично соединению ракет семейства "Ангара" с использованием одного, трех и пяти блоков для конструирования ракет разной грузоподъемности). Именно принцип объединения пяти ракет положен в основу новой сверхтяжелой ракеты.

В Госкорпорации "Роскосмос" данную информацию не комментируют.

08.06.2017 Рогозин: начата разработка водородного двигателя для "Ангары-А5В" и сверхтяжелой ракеты

Началась разработка водородного двигателя для ракеты-носителя повышенной грузоподъемности "Ангара-А5В", который впоследствии будет использован и на сверхтяжелом носителе. Об этом 8 июня сообщил ТАСС заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин.

"Принято решение по ускорению работ по ракете сверхтяжелого класса. В этой связи уже развернуты научно-исследовательские работы, будут открыты опытно-конструкторские работы по водородному двигателю РД-0150", – сказал он.

По словам Д.О.Рогозина, этот двигатель в составе третьей ступени ракеты "Ангара-А5В" поднимет ее грузоподъемность до 37 тонн, а в последующем двигатель будет использован в третьей ступени сверхтяжелой ракеты-носителя.

08.06.2017 Рогозин: повышенное внимание к контролю качества ракетных двигателей "Протона" сохранится

Особое внимание к качеству продукции Воронежского механического завода сохранится и после успешного пуска ракеты-носителя "Протон-М". Об этом 8 июня сообщил ТАСС заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин.

"Роскосмос не скрывал те проблемы, которые были обнаружены на одном из предприятий отрасли, на Воронежском механическом заводе, где в результате грубого нарушения технологии пришлось отзывать двигатели второй и третьей ступени для ракеты-носителя, – сказал Д.О.Рогозин. – Подтверждение надежности состоялось путем фактического пуска космического аппарата, но это вовсе не означает, что теперь внимание к работе воронежского узла ракетного двигателестроения будет понижено".

Рогозин напомнил, что на воронежском предприятии были приняты жесткие кадровые решения, усилены меры контроля качества. Зампред правительства подчеркнул, что впредь будет уделяться внимание работе предприятия. "Будем следить за тем, чтобы поднятое, благодаря коллективным усилиям, качество и культура производства ни в коем случае не понижались", – отметил он.

"Для того, чтобы не допускать дальнейшей аварийности, надо было этот период пройти, соответственно сдвинув сроки пусков полезных нагрузок фактически на третий квартал этого года, сейчас эти работы начались, возобновились. Я считаю, что это важное событие", – сказал Рогозин, отметив, что оно подтверждает успешное завершение регламентных работ, которые проводились на такой чувствительной аппаратуре и технике, как двигатели для ракет-носителей.

08.06.2017 Работа "Спектра-Р" продлена до 2019 года

Государственная комиссия по проведению летных испытаний космических комплексов социально-экономического, научного и коммерческого назначения Госкорпорации «Роскосмос» 7 июня 2017 года приняла решение продлить работу радиофизической обсерватории «Спектр-Р».

Были заслушаны доклады Генерального конструктора – заместителя генерального директора АО «НПО Лавочкина» Александра Шершакова и руководителя АКЦ ФИАН академика РАН Николая Кардашёва о состоянии бортовых систем космического аппарата «Спектр-Р» и о результатах выполнения программы научных исследований. Как сообщает департамент коммуникаций ГК "Роскосмос", по результатам обсуждения принято решение продолжить использование космического комплекса «Спектр-Р» за пределами назначенного срока активного существования для выполнения работ по Программе научных исследований до 31 декабря 2019 года.