Новый номер

№ 11 (418), 2017

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

29.11.2017 Анализ причин нештатной ситуации

Как сообщает Центр общественных коммуникаций ГК "Роскосмос", 29 ноября 2017 года Государственная комиссия утвердила состав аварийной комиссии по определению причин нештатного пуска ракеты-носителя «Союз-2.1Б» с разгонным блоком «Фрегат», космическим аппаратом «Метеор-М» №2-1 и попутной полезной нагрузкой, который состоялся 28 ноября с космодрома Восточный.

Руководителем аварийной комиссии назначен Олег Скоробогатов, заместитель генерального директора ФГУП ЦНИИмаш; заместителем руководителя аварийной комиссии – Александр Медведев, заместитель генерального директора ФГУП ЦНИИмаш, генеральный конструктор по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре. В составе комиссии работают специалисты Роскосмоса, головных научно-исследовательских институтов ракетно-космической промышленности и предприятий отрасли, а также представители Министерства обороны РФ.

Работа комиссии планируется до 15 декабря 2017 года, следующее заседание состоится 1 декабря 2017 года.

29.11.2017 Пуск МБР в КНДР

29 ноября в 02:48 местного времени (28 ноября в 18:18 UTC) КНДР осуществила с полигона Саинни к северу от Пхеньяна с мобильной ПУ пуск новой МБР типа "Хвасон-15" (HS-15) на дальность 950 км с максимальной высотой подъема 4475 км и продолжительностью полета 53 минуты.

И.Л.

29.11.2017 Источник: производитель "Фрегатов" проверит все изготовленные ранее разгонные блоки

НПО имени С.А.Лавочкина проведет проверку всех произведенных ранее разгонных блоков "Фрегат", сообщил 29 ноября ТАСС со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли. "В случае выявления недостатков они будут отправлены на доработку", – сказал собеседник агентства.

В НПО имени С.А.Лавочкина не прокомментировали эту информацию.

29.11.2017 Инженеры NASA приступили к постройке марсохода Mars 2020

Участники проекта Mars 2020 официально приступили к постройке пятого марсохода NASA, главной задачей которого будет сбор потенциальных следов жизни на Красной планете, сообщило 29 ноября РИА Новости со ссылкой на Лабораторию реактивного движения JPL.

"Проблема того, существует или существовала ли когда-либо жизнь за пределами Земли, является одной из главных загадок для науки и человечества в целом. Те образцы, которые мы соберем в ходе этой миссии, помогут нам приблизиться к ответу на этот фундаментальный вопрос – одни ли мы во Вселенной?", – заявил Кен Фарли (Ken Farley), научный руководитель миссии Mars 2020 в JPL.

Как изначально подчеркивали в NASA, этот марсоход по своей начинке будет полным наследником Curiosity — он будет основан на той же платформе, что и четвертый ровер NASA, но при этом будет оснащен другим набором инструментов. Их главным предназначением будет не поиск следов воды, а проверка способности Марса в прошлом и сегодня поддерживать жизнь.

Из-за проблем внешнеполитического характера этот марсоход не будет оснащен российским детектором воды NORD, который разрабатывался в ИКИ РАН группой Игоря Митрофанова. С другой стороны, на борту Mars 2020, пока не получившего официальное имя, будет установлен микрофон, что позволит нам впервые "услышать" звуки Марса.

Использование той же технологической платформы, как подчеркивали в NASA, должно было заметно сократить стоимость ровера. Проект Curiosity был реализован с двухлетним опозданием и обошелся налогоплательщикам США в более чем 2,5 миллиарда долларов, что неоднократно побуждало ряд конгрессменов попытаться "закрыть" дорогостоящий проект, чья изначальная стоимость не должна была превысить 800 миллионов долларов.

Инженеры NASA, по словам Фарли, уже приступили к постройке нового марсохода, примерно 85% компонентов которого будет унаследовано от Curiosity. Как отметили в NASA, инженеры учтут все проблемы, которые возникли в работе его предшественника, и установят новые колеса, не разрушающиеся при движении по острым камням, а также новый бур и систему забора грунта.

Ведется также сборка семи новых научных инструментов, в том числе миниатюрного бура и специального "шкафа", в котором будут накапливаться образцы пород с потенциальными следами жизни, найденные во время движения по планете. Для поиска этих следов на Mars 2020 будут установлены рентгеновские спектрометры и ультрафиолетовые лазеры, способные находить следы ароматических углеводородов и других потенциальных "кирпичиков жизни" в грунте Красной планеты, а также новый набор камер и радар, способный искать залежи льда и воды на больших глубинах.

Пока NASA не выбрало место для посадки  своего пятого ровера – на эту роль сейчас претендуют кратер Джезеро, плато Большой Сырт и кратер Гусев. Каждый из этих регионов может таить в себе следы древней марсианской жизни, и пока Фарли и его коллеги не готовы сказать, какой из них привлекает их больше.

29.11.2017 Роскосмос будет проводить запуски лунных станций с Байконура

Запуски российских лунных станций вплоть до 2021 года будут проходить с космодрома Байконур. С таким заявлением выступил генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров, сообщило 29 ноября РИА Новости.

В августе текущего года гендиректор НПО имени С.А.Лавочкина Сергей Лемешевский сообщал, что все запуски по лунной программе будут проводить с Восточного. Однако Комаров заявил, что площадка не готова, поэтому лунные модули попадут в космос с Байконура. На Восточный планируется вернуться после 2021 года.

29.11.2017 Источник допустил перенос следующего пуска с Восточного

Следующий запуск с космодрома Восточный, запланированный на 22 декабря, могут перенести на следующий год, сообщило 29 ноября РИА Новости со ссылкой на источник в космической отрасли.

По его словам, вчерашняя неудача с пуском ракеты "Союз-2.1Б" с 19 спутниками потребует тщательных проверок разгонного блока "Фрегат". Скорее всего, отметил источник, "Фрегат" вернут на завод-изготовитель – НПО имени С.А.Лавочкина.

На расследование, тестирование и возможное устранение недостатков нужно время, указал собеседник агентства. "До конца года вряд ли успеют. Поэтому с высокой долей вероятности этот старт с Восточного состоится уже в 2018 году", – добавил он.

29.11.2017 Совфед ратифицировал соглашение с Китаем по охране технологий в мирном космосе

Совет Федерации 29 ноября ратифицировал межправительственное соглашение с Китаем о мерах по охране технологий в связи с сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, передает ТАСС.

Соглашение было подписано в Пекине 25 июня 2016 года.

29.11.2017 Тяжелый Falcon в текущем году не полетит

Как сообщило 28 ноября американское сетевое издание spaceflightnow.com со ссылкой на представителей компании SpaceX, первый пуск тяжелого Falcon Heavy перенесен на январь 2018 года.

29.11.2017 Памятные даты космонавтики. 29 ноября 2017 г.

29 ноября исполняется 50 лет (1967) со дня запуска в Австралии (полигон Вумера) с помощью американской РН Redstone (проект SPARTA) первого австралийского научно-исследовательского спутника WRESAT.

29 ноября исполняется 30 лет (1987) со дня запуска в США (мыс Канаверал) спутника СПРН DSP F13 (USA-28), модернизированного по проекту Phase II Upgrade с присвоением номера 005R.

28.11.2017 Об аварии при запуске КА "Метеор-М" №2-1

28 ноября 2017 года с космодрома Восточный осуществлен пуск РН «Союз-2.1Б» с разгонным блоком «Фрегат». Основной задачей пуска являлось выведение на солнечно-синхронную орбиту космического аппарата «Метеор-М» № 2-1.

В результате работы РН «Союз-2.1Б» головной блок в составе РБ «Фрегат» и КА «Метеор-М» был выведен на заданную промежуточную орбиту.  Однако в ходе первого планового сеанса связи с космическим аппаратом не удалось установить связь по причине его отсутствия на целевой орбите. В настоящее время ведется анализ информации.

ГК "Роскосмос"

28.11.2017 В США подготовили проект поселения на Марсе на 10000 человек

Группа инженеров и архитекторов из Массачусетского технологического института в США победила в конкурсе Mars City Design 2017 года, создав прообраз жилья, предназначенного для будущей колонизации Марса, передает ТАСС. Спонсорами конкурса выступали Национальное управление по аэронавтике и космосу NASA и Европейское космическое агентство, сообщил 28 ноября ТАСС со ссылкой на интернет-издание Space.com.

Проект марсианского жилья, выполненного в форме купола, получил название Redwood Forest. Каждый дом рассчитан максимум на 50 человек. Авторы проекта предлагают построить порядка 200 таких куполов, чтобы разместить 10000 человек. Каждый купол будет связан с остальными разветвленной системой туннелей, похожих на корневую систему деревьев. Туннели, которые планируется прокладывать под поверхностью Красной планеты, должны вести в помещения, предназначенные для работы и отдыха, а также к средствам транспортировки колонистов. "Корни" сконструированы таким образом, чтобы надежно защищать людей от радиации, последствий удара небольших метеоритов и экстремальных перепадов температуры.

Каждый такой дом воспроизводит естественную среду обитания в лесу и имитирует дерево. "На Марсе наш город будет функционально имитировать [земной] лес с помощью таких местных ресурсов, как лед и вода, реголит и солнце, необходимых для обеспечения жизни, – пояснила исследователь Массачусетского технологического института Валентина Сумини. – Сам лесной дизайн символизирует потенциал естественного освоения планеты таким образом, каким живая природа охватывала бы новые и новые зоны поверхности Марса". Сумини обратила внимание на то, что каждый такой купол можно конструировать по индивидуальному проекту в зависимости от функции помещения в будущей колонии.

Аспирант кафедры аэронавтики и астронавтики МТУ Джордж Лордос подчеркнул важность наличия воды в развитии поселений на Марсе. "Каждый образец среды обитания будет получать энергию от солнца и использовать ее для переработки воды и ее транспортировки через "дерево", каждое такое "дерево" воспроизводит насыщенную влагой среду. Вода будет наполнять ячейки внутри купола, обеспечивая защиту от радиации, поддержку процесса распределения тепла и работы гидропонных ферм, предназначенных для разведения рыбы и растений. Панели солнечных батарей должны давать энергию, необходимую для использования воды в целях получения ракетного топлива, кислорода и зарядки водородных батарей под средства передвижения на большие расстояния. Это будет также резервный источник энергии на случай пылевых бурь", – пояснил Лордос.

Он с коллегами считает Redwood Forest вполне пригодным в определенных условиях и на Земле. Например, по такому же принципу можно строить помещение для работы и жизни в пустынях и на дне океана. А подземная многоуровневая система сообщения ("корни") вполне способна помочь снизить транспортную нагрузку в крупных городах.

Space.com не уточняет, какое денежное вознаграждение получат изобретатели из Бостона от спонсоров конкурса. NASA в мае этого года объявило о выделении двум победителям прошлогоднего состязания 100 тыс. $.

28.11.2017 Запуск спутников "Канопус-В" номер 5 и 6 запланирован на конец 2018 года

Российские спутники дистанционного зондирования Земли "Канопус" №5 и №6 должны быть запущены в конце 2018 года с космодрома Восточный, сообщил 29 ноября в интервью ТАСС главный конструктор космических систем и комплексов корпорации ВНИИЭМ Александр Чуркин.

Он напомнил, что в декабре этого года с Восточного должны быть запущены спутники "Канопус-В" №3 и №4. "Это высокодетальные аппараты дистанционного зондирования Земли. Запуск обоих аппаратов будет осуществлен одной ракетой-носителем "Союз-2" этапа 1А. Аппараты уже на космодроме, на технической позиции. Их подготовка идет по графику, – уточнил главный конструктор. – Два следующих аппарата – "Канопус-В" №5 и 6 также сейчас создаются в АО "Корпорация ВНИИЭМ" и их совместный запуск запланирован на конец следующего года. Продолжение серии "Канопус-В" после шестого аппарата пока обсуждается с заказчиками", – сказал А.Л.Чуркин.

28.11.2017 Второй старт с Восточного

28 ноября 2017 г. в 08:41:46 ДМВ (05:41:46 UTC) с космодрома Восточный стартовыми командами ГК “Роскосмос” осуществлен пуск РН “Союз-2.1Б” с метеорологическим спутником "Метеор М" №2-1. В качестве попутного груза на околоземную орбиту будут выведены 18 малых космических аппаратов отечественных и зарубежных предприятий и организаций.

28.11.2017 Российского ученого наградили в Бельгии за изучение космической погоды

Посол РФ в Бельгии Александр Токовинин в понедельник 27 ноября вручил учрежденную академиями наук России, Бельгии и Норвегии медаль российскому физику Елене Поповой, сообщило 28 ноября РИА Новости со ссылкой на российское диппредставительство. Церемония прошла в рамках ежегодной Европейской недели космической погоды, которая проходит во фламандском городе Остенде.

Елена Попова, работающая в НИИ ядерной физики имени Д.В.Скобельцына МГУ (НИИЯФ МГУ), была удостоена медали имени Александра Чижевского, которая вручается за значительный вклад в изучение космической погоды "тем, кто не боялся рисковать и ради успеха шел неизведанными путями". Это одна из трех медалей, учрежденных в 2013 году российской, норвежской и бельгийской академиями наук для награждения ученых, занимающихся космической метеорологией.

Выступая на церемонии награждения, А.А.Токовинин отметил, что российская сторона считает учреждение этой медали академиями наук трех стран "важным вкладом в объединение международного научного сообщества и противовесом политических и культурных противоречий, разделяющих наш мир сегодня". "Действительно, сегодня в Остенде мы наблюдаем пример многостороннего научного сотрудничества, которое идет на пользу всем", – сказал посол.

28.11.2017 Памятные даты космонавтики. 28 ноября 2017 г.

28 ноября исполняется 25 лет (1992) со дня запуска в США (база ВВС США Ванденберг) спутника оптико-электронной разведки типа Improved CRYSTAL (USA-86).

28 ноября исполняется 15 лет (2002) со дня запуска в России (космодром Плесецк) алжирского спутника ДЗЗ ALSAT-1 и российского экспериментального спутника “Можаец”, созданного курсантами и преподавателями Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского.

27.11.2017 В РКК "Энергия" состоялся Совет главных конструкторов

27 ноября в РКК “Энергия” состоялось заседание Совета главных конструкторов по Российскому сегменту Международной космической станции.

После вступительного слова генерального конструктора РКК “Энергия” Евгения Микрина Совет главных конструкторов рассмотрел вопросы о готовности к запуску транспортного пилотируемого корабля “Союз МС-07” и ракеты-носителя “Союз-ФГ”, готовности МКС, стартового и измерительного комплексов, средств и персонала ГОГУ и ЦУП, средств поиска и спасания, средств медицинского обеспечения космонавтов, экипажей длительных экспедиций к предстоящим работам.

Главный конструктор пилотируемых космических комплексов РКК “Энергия” Сергей Романов доложил об этапах реализации программы транспортно-технического обеспечения МКС, о готовности корабля “Союз МС-05” к завершению полета, ходе подготовки к запуску транспортного пилотируемого корабля “Союз МС-07” и представил программу полета Российского сегмента МКС на предстоящий период.

С сообщениями о готовности всех систем корабля и станции выступили главные конструкторы, ответственные представители РКК “Энергия” и организаций-соисполнителей.

Рассмотрены готовность ракеты-носителя "Союз-ФГ" №Р15000-061 для запуска корабля "Союз МС-07"; готовность стартового комплекса и наземной космической инфраструктуры к предстоящим работам с кораблем "Союз МС-07". Получено заключение о готовности средств и персонала ЦУП-М к работам по проведению запуска корабля "Союз МС-07"; доложено о готовности средств поиска и спасания.

Представитель ИМБП РАН доложил о состоянии здоровья экипажей, работающих на борту МКС и проходящих подготовку к полету.

Представитель Центра подготовки космонавтов подтвердил, что члены экипажей готовы к выполнению предстоящей программы работ на МКС.

Головной институт ЦНИИмаш выдал заключение о технической готовности ракетно-космического комплекса "Союз-ФГ"/"Союз МС-07" к выполнению работ по программе полета МКС.

По итогам заседания Советом главных конструкторов одобрены предложения РКК "Энергия" по возвращению экипажа из трех человек на корабле «Союз МС-05» 14 декабря 2017 года, по плану предстоящих работ по подготовке корабля "Союз МС-07" к запуску 17 декабря 2017 года и доставке на МКС экипажа основной экспедиции в составе трех человек; о допуске РС МКС к выполнению программы очередного этапа эксплуатации МКС. В составе основного экипажа МКС-51/52 Антон Шкаплеров (Роскосмос), Скотт Тингл (NASA) и Норисигэ Канаи (JAXA).

В заседании приняли участие представители Госкорпорации “Роскосмос”, зарубежных космических агентств, Федерального медико-биологического агентства России, Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), предприятий ракетно-космической отрасли и ряда других организаций, участвующих в программе МКС.

27.11.2017 В правительстве пожелали Роскосмосу удачи во втором запуске с Восточного

Правительство РФ пожелало удачи в запуске ракеты "Союз-2.1б" с космодрома Восточный в Амурской области 28 ноября, передает РИА Новости.

Запуск ракеты "Союз-2.1б" с гидрометеорологическим спутником "Метеор-М" №2-1, студенческим спутником "Бауманец-2" и наноаппаратами запланирован с космодрома Восточный в Амурской области на вторник 28 ноября; второй за историю космодрома пуск должен состояться в 14.41 по местному времени (08.41 мск).

"Пожелаем нашим специалистам Роскосмоса, чтобы все прошло удачно", — сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на заседании правительства.

27.11.2017 Михаил Корниенко уходит с должности космонавта

1 декабря 2017 г. Михаил Корниенко по собственному желанию переводится с должности инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса на должность ведущего специалиста отряда космонавтов ЦПК. Таким образом, в отряде ЦПК останутся 26 действующих космонавтов, из них только 13 имеют опыт полетов в космос.

С.Ш.

27.11.2017 На Восточном построят стол под новую сверхтяжелую ракету к 2028 году

Завершение строительства стартового стола под новую российскую сверхтяжелую ракету на космодроме Восточный планируется к 2028 году. Как сообщило РИА Новости, об этом объявил 27 ноября вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на заседании правительства.

"Ну а дальше, после 2021 года, строительство уже стартового стола по сверхтяжелой ракете к 2028 году", – сказал Д.О.Рогозин.

27.11.2017 Рогозин рассказал, как будут осуществляться запуски спутников ГЛОНАСС

Запуски спутников ГЛОНАСС после 2021 года будут осуществляться на новой ракете-носителе "Ангара". Как передает РИА Новости, об этом сообщил 27 ноября вице-премьер Дмитрий Рогозин.

"Это 2021 год. Мы планируем уже обеспечить пуск "Ангары [А5]". Таким образом, сможем после 2021 года переносить туда пуски и ГЛОНАССов, и космических аппаратов, в том числе способных работать на геостационарной орбите", – сказал Д.О.Рогозин на заседании правительства.