Новости Космонавтики - Новости

Архив номеров

№ 12 (431), 2018

Подписка на новости

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Встреча с экипажем корабля «Союз МС-16» 16.02.2020 Встреча с экипажем корабля «Союз МС-16»

В Центре «Космонавтика и авиация» на ВДНХ 15 февраля 2020 года накануне своей экспедиции на Международную космическую станцию выступили космонавты Роскосмоса Николай Тихонов и Андрей Бабкин. В рамках открытой встречи из цикла «Уроки космоса» перед гостями Центра также выступил Герой России, летчик-космонавт Федор Юрчихин, передает пресс-служба Роскосмоса.

Запуск пилотируемого корабля «Союз МС-16», в экипаж которого вошли Николай Тихонов, Андрей Бабкин и астронавт Крис Кессиди, запланирован на 9 апреля 2020 года. Во время полугодовой экспедиции им предстоит выполнить программу научно-прикладных исследований и экспериментов, поддерживать работоспособность Международной космической станции и выполнить ряд других задач.

В первую очередь, главные герои встречи рассказали о своей мечте, которая в самое ближайшее время воплотится в реальность.

«У меня мама учитель, у нас дома всегда была огромная библиотека, и, конечно, было много разных книжек, в том числе и на тему космоса. Я читал книжки про Юрия Гагарина, его биографию, читал различные фантастические книги. Это и привело меня в итоге в профессию», — поделился космонавт Роскосмоса Николай Тихонов.

Андрей Бабкин, в своь очередь, отметил, что его путь в космонавтику прошел через астрономию: «Многие из вас тоже пытаются найти себя, когда еще сознание такое раскрепощенное. Именно в этом возрасте всегда понимаешь, к чему тебя тянет. И в этот момент мне очень нравилось звездное небо, планеты».

Полуторачасовая встреча прошла в теплой дружеской атмосфере, участникам встречи удалось задать интересующие вопросы российским членам экипажа корабля «Союз МС-16» и ведущему встречи — космонавту Федору Юрчихину. В мероприятии приняли участие студенты Московского авиационного института, выпускниками которого являются Николай Тихонов и Андрей Бабкин, а также учащиеся аэрокосмических классов и детских технопарков города Москвы — всего более 300 человек. Участники, которые задали самые интересные вопросы, получили памятные призы от Госкорпорации «Роскосмос» и Центра «Космонавтика и авиация».

Полная видеозапись встречи скоро будет доступна на YouTube-канале «Роскосмос ТВ».

Запуск Starlink'ов отложен на сутки 16.02.2020 Запуск Starlink'ов отложен на сутки

Космическая корпорация SpaceX перенесла на сутки запуск ракеты Falcon 9 с очередными 60 микроспутниками системы Starlink, запланированный ранее на воскресенье, передает РИА Новости. Об этом сообщается в Twitter компании.

"Откладываем завтрашний запуск Starlink. Команда работает над тем, чтобы более внимательно изучить клапанный компонент второй ступени. Теперь наша цель — понедельник, 17 февраля", - говорится в сообщении.

В РКК "Энергия" рассказали об опасности космического мусора для МКС 16.02.2020 В РКК "Энергия" рассказали об опасности космического мусора для МКС

Проламывание обломком космического мусора обшивки российского сегмента Международной космической станции может привести к ранению члена экипажа или к смерти от утечки кислорода в восьми случаях из ста, посчитали специалисты ракетно-космической корпорации "Энергия", передает РИА Новости.

"Анализ результатов расчетов показал, что относительная вероятность катастрофического исхода пробоя, сопровождаемого гибелью экипажа и/или потерей станции, составляет 13,3 процента", — говорится в статье в выпускаемом корпорацией научном журнале "Космическая техника и технологии".

Вероятность пробоя герметичной оболочки российского сегмента МКС рассчитывалась с помощью разработанной РКК "Энергия" программы "Защита КА" (космический аппарат).

При этом в 13,3 процента входит вероятность в 3,8 процента потери экипажа и станции в результате гипоксии из-за утечки в космос кислорода, вероятность ранения члена экипажа оценена в 4,2 процента, вероятность эвакуации экипажа с потерей станции — в 3,7 процента. К катастрофическим последствиям также отнесены отрыв панелей солнечных батарей из-за столкновения с мусором, взрыв топливных баков, разрыв трещины в корпусе.

"Ранение члена экипажа осколками продуктов пробоя гермооболочки возможно при условии, что член экипажа находится в пробитом модуле, и случайно разыгранное его местоположение в модуле попадает в зону распространения осколков от пробоя", — говорится в статье.

В 86,7 процента случаев пробитие обшивки станции не приведет к катастрофическим последствиям, выяснили специалисты РКК "Энергия".

Источник: госкомиссия приняла решение о запуске "Союза-2.1а" с Плесецка 20 февраля 16.02.2020 Источник: госкомиссия приняла решение о запуске "Союза-2.1а" с Плесецка 20 февраля

Госкомиссия предварительно назначила старт ракеты "Союз-2.1а" с военным спутником, запуск которой с Плесецка был ранее отменен, на 20 февраля. Об этом сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.

"На состоявшейся в субботу госкомиссии принято решение предварительно назначить старт "Союза-2.1а" со спутником "Меридиан" на 20 февраля", - сказал собеседник агентства.

Запущен Cygnus NG-13 15.02.2020 Запущен Cygnus NG-13

15 февраля 2020 г. в 20:21 UTC (23:21 ДМВ) со стартового комплекса LP-0А Среднеатлантического регионального космодрома на о. Уоллопс (шт. Вирджиния, США) стартовыми командами компании Northrop Grumman осуществлен пуск РН Antares-230 с грузовым транспортным кораблем Cygnus NG-13. Пуск успешный, корабль выведен на околоземную орбиту.

На МКС Cygnus должен доставить около 2,5 т разнообразных грузов.

Расширен состав Национального совета по космосу США 15.02.2020 Расширен состав Национального совета по космосу США

13 февраля президент США Дональд Трамп своим указом расширил состав Национального совета по космосу, сообщает SpaceNews. В совет включены министр энергетики Дэнни Рэй Бруйетт (Danny Ray Brouillette) , помощник президента по экономической политике Ларри Кудлоу (Larry Kudlow) и помощник президента по внутренней политике Джо Гроган (Joe Grogan).

В Японии запланирован эксперимент по очистке орбиты от мусора 15.02.2020 В Японии запланирован эксперимент по очистке орбиты от мусора

Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) заключило контракт с компанией Astroscale Holdings на проведение эксперимента по своду с орбиты обломков ракет и спутников больших размеров, сообщает SpaceNews. Первый этап эксперимента предполагает подлет специализированного спутника к объекту, требующему утилизации, сбор информации о нем и отработка сближения. На втором эксперименте (отдельная миссия) планируется провести “захват” объекта и свести его с орбиты. Сроки проведения эксперимента пока не названы.

Разработана легкая радиационная защита с ингредиентом из ржавчины 15.02.2020 Разработана легкая радиационная защита с ингредиентом из ржавчины

Исследователи из Университета штата Северная Каролина разработали новую технологию для защиты электроники в военной и космической технике от ионизирующего излучения. Новый подход является более рентабельным, чем существующие методы, и секретным ингредиентом является - ржавчина, сообщает Planeta Today.

“Наш подход может быть использован для поддержания одного и того же уровня радиационной защиты при одновременном снижении веса на 30% или более по сравнению с наиболее широко используемыми методами защиты. В любом случае, наш подход уменьшает объем пространства, занимаемого экранированием”, - говорит Роб Хейс, соавтор статьи и доцент ядерной инженерии.

Ионизирующее излучение может вызвать значительные проблемы для электронных устройств. Для защиты от этого устройства, которые могут подвергаться воздействию радиации – например устройства, используемые в космических аппаратах, включают радиационную защиту.

Вес является важным фактором в разработке аэрокосмических технологий, и экранирование, наиболее часто встречаемое в аэрокосмических устройствах, состоит из размещения алюминиевой коробки вокруг любых чувствительных технологий. Такое решение рассматривалось как обеспечение наилучшего компромисса между весом щита и защитой, которую он обеспечивает.

Новый метод основан на смешивании окисленного металлического порошка – ржавчины - в полимер, а затем включении его в общее конформное покрытие на соответствующей электронике.

"Порошок оксида металла предлагает меньшую защиту, чем металлический порошок, но оксиды менее токсичны и не создают электромагнитных проблем, которые могут помешать работе устройства”, - поясняет Хейс.

"Расчеты переноса излучения показывают, что включение порошка оксида металла обеспечивает экранирование, сопоставимое с обычным щитом. При низких энергиях порошок оксида металла уменьшает как гамма-излучение в электронику в 300 раз, так и нейтронное излучение, повреждающее ее на 225%”, - говорит Майк Деванзо, один из авторов исследования.

“В то же время покрытие менее громоздко, чем экранирующая коробка. И при вычислительном моделировании, худшая производительность оксидного покрытия все еще поглощает на 30% больше излучения, чем обычный щит того же веса. Кроме того, оксидные частицы намного дешевле, чем такое же количество чистого металла”, - добавляет Хейс.

Найденное решение может потенциально уменьшить потребность в обычных защитных материалах для космической электроники. Исследователи продолжают испытывать и оттачивать свою технику экранирования для использования в различных устройствах.

Фpaнция пpиcoeдинилacь к инициaтивe «Oбъeдинeнныe кocмooпepaции» 15.02.2020 Фpaнция пpиcoeдинилacь к инициaтивe «Oбъeдинeнныe кocмooпepaции»

Франция присоединилась к инициативе по сотрудничеству «Объединенные космические операции» (CSpO). Об этом в четверг, 13 февраля, в заявлении для прессы сообщила министр обороны страны Флоранс Парли.

По ее словам, вместе с шестью союзниками Париж предпринимает меры по укреплению и координации действий в космосе.

«Космос имеет важное значение для всех. Вместе мы будем отстаивать свободный доступ к нему», — написала глава минобороны в Twitter.

Первоначально инициатива объединяла США, Великобританию, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Франция и Германия в качестве наблюдателей присоединились в 2016 году. Ассоциированными членами они стали в 2017 году, пишут "Известия".

Conversation: из-за слабой киберзащиты спутники могут стать опасным оружием хакеров 15.02.2020 Conversation: из-за слабой киберзащиты спутники могут стать опасным оружием хакеров

Всё увеличивающееся количество орбитальных спутников может принести революцию в различные аспекты жизни (такие как доступ к интернету), однако также является и источником опасности, пишет The Conversation. Ввиду низких норм кибербезопасности, спутники становятся лёгкой мишенью хакеров, которые могут использовать их для подрыва работы наземной инфраструктуры, а также сбивать спутники с курса, провоцируя их столкновения друг с другом или даже с МКС.

В прошлом месяце компания SpaceX стала крупнейшим спутниковым оператором в мире, пишет The Conversation. К концу января SpaceX располагала 242 орбитальными спутниками: в следующее десятилетие компания планирует запустить в космос ещё 42 тыс. спутников, которые смогут реализовать задачу по обеспечению доступа в интернет на всём земном шаре. К спутниковой гонке также подключаются другие фирмы, такие как Amazon, OneWeb и другие.
Как пишет издание, новые спутники могут принести революцию в различные аспекты современной жизни, однако, вместе с этим, они несут в себе серьёзную опасность, заключающуюся в недостаточно высоких стандартах кибербезопасности и нехватке правил регулирования спутников в США и по всему миру. Таким образом, спутники могут оказаться лёгкими мишенями для хакеров.

Последствия хакерского взлома спутников могут быть критическими, предупреждает The Conversation. Во-первых, хакеры смогут отключать спутники, обрывая таким образом доступ к предоставляемым им услугам. Кроме того, они получат возможность глушить и подделывать спутниковые сигналы, вызывая нарушения в работе инфраструктурных объектов, таких как электростанции, водопроводные и транспортные сети. Также некоторые спутники могут менять свой курс, управляясь с земли: если хакеры получат контроль над такими спутниками, они смогут столкнуть их на орбите с другими спутниками или даже с МКС.

Издание отмечает, что большинство компонентов для современных спутников изготавливаются на основе технологий, находящихся в открытом доступе, что даёт хакерам возможность изучить их и найти слабые места. Кроме того, компании — производители спутников, такие как SpaceX, соревнуются друг с другом за первенство на рынке, ввиду чего вынуждены сокращать производственные расходы. Таким образом, у фирм появляется стимул к тому, чтобы сократить расходы именно в сфере кибербезопасности, поскольку она не имеет прямого отношения к непосредственным спутниковым технологиям, необходимым для запуска объекта в космос.

The Conversation напоминает о ряде прецедентов: в 1998 году хакеры получили контроль над американо-немецким спутником ROSAT X-Ray и направили его солнечные батареи прямо на солнце, что привело к выводу спутника из строя. В итоге, в 2011 году он врезался в землю. В1999 году хакеры использовали захваченный американский спутник SkyNet для вымогательства выкупа. С тех пор хакерские взломы спутников стали ещё более частым явлением.

Некоторые аналитики считают, что государства должны активнее вмешиваться в вопрос кибербезопасности спутников, пишет издание. К примеру, могут быть приняты законы, обязывающие производителей разрабатывать общую архитектуру кибербезопасности.

Материал представлен в пересказе ИноТВ.

Межпланетный аппарат Mars2020 доставлен во Флориду 15.02.2020 Межпланетный аппарат Mars2020 доставлен во Флориду

Как сообщает SpaceFlightNow, во Флориду для предстартовой подготовки доставлен межпланетный аппарат Mars2020. Транспортировка осуществлена с помощью двух самолетов С-17. После тестовых проверок аппарат будет интегрирован с РН Atlas-5, которая и запустит его в июле нынешнего года.

Источник: прибытие "Морского старта" из США в Приморье ожидается во второй половине марта 15.02.2020 Источник: прибытие "Морского старта" из США в Приморье ожидается во второй половине марта

Перебазирование плавучего космодрома "Морской старт" из США на Славянский судоремонтный завод (СРЗ) в 50 км от Владивостока может завершиться во второй половине марта. Об этом сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.

"В конце февраля ожидается, что плавучая платформа должна выдвинуться из порта Лонг-Бич. Примерно три недели она будет добираться до пункта назначения, и ориентировочно во второй половине марта платформа может прибыть на Славянский судоремонтный завод", - сказал собеседник агентства.

По его словам, точная дата начала перебазирования "Морского старта" из США пока не определена. "Известно только, что это конец февраля", - уточнил источник.

Казахстан ратифицировал протокол к соглашению с Россией о комплексе "Байтерек" 15.02.2020 Казахстан ратифицировал протокол к соглашению с Россией о комплексе "Байтерек"

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон о ратификации протокола о внесении изменений в соглашение между правительствами Казахстана и России о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса (КРК) "Байтерек", передает ТАСС. Об этом сообщила пресс-служба президента Казахстана в субботу.

"Главой государства подписан закон Республики Казахстан "О ратификации протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса "Байтерек" от 22 декабря 2004 года", - говорится в сообщении.

Протокол подписан в Москве в августе 2018 года и оговаривает основные условия реализации проекта по созданию КРК "Байтерек", а также разделение финансирования его реализации между казахстанской и российской сторонами. РФ разрабатывает ракету-носитель "Союз-5", которую планирует запускать с этого комплекса.

Документ предусматривает замену ракеты-носителя в проекте (с ракеты носителя "Ангара" на перспективную российскую ракету-носитель среднего класса), а также места строительства на базе космического ракетного комплекса "Зенит-М", который выводится из аренды космодрома "Байконур". Предусмотрено, что российская сторона обеспечивает финансирование создания ракеты-носителя и средств транспортирования ее составных частей, модернизации технических комплексов разгонного блока, космического аппарата и космической головной части. Казахстанская сторона обеспечивает финансирование реконструкции и модернизации существующей наземной инфраструктуры космического ракетного комплекса "Зенит-М", создания учебно-тренировочных средств подготовки персонала по эксплуатации стартового и технических комплексов.

Источник: на космодроме Плесецк заменили вышедшую из строя третью ступень ракеты "Союз-2.1а" 15.02.2020 Источник: на космодроме Плесецк заменили вышедшую из строя третью ступень ракеты "Союз-2.1а"

Специалисты заменили третью ступень на ракете-носителе "Союз-2.1а", запуск которой с Плесецка был ранее отменен. Об этом сообщил в субботу ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.

"Союз-2.1а" должен был вывести 24 января на орбиту военный спутник "Меридиан", но запуск был отменен из-за короткого замыкания в электрооборудовании третьей ступени.

"Третью ступень поставили, ракета собрана и установлена на устройство для транспортировки", - отметил собеседник агентства.

По его словам, в субботу в 12:00 мск на Плесецке состоится госкомиссия, которая примет решение о вывозе носителя на стартовый стол. Сейчас вывоз запланирован на понедельник, сам запуск - на 20 февраля.

Ступень РН "Циклон-3" разрушилась на орбите 15.02.2020 Ступень РН "Циклон-3" разрушилась на орбите

Третья ступень РН "Циклон-3" (21656 / 1991-056В), с помощью которой в августе 1991 г. был запущен метеорологический спутник “Метеор-3”, разрушилась в космосе, сообщила 18-я эскадрилья контроля космического пространства ВВС США.

"Восемнадцатая эскадрилья контроля космического пространства ВВС США подтвердила, что разрушение ступени ракеты SL-14 (американское обозначение "Циклона-3") произошло 12 февраля 2020 года в 10:46 UTC (13:46 мск). Отслеживаются 75 связанных с этим обломков — нет индикации, что это было вызвано столкновением", — говорится в сообщении эскадрильи в Twitter.

Американские военные не уточняют, представляют ли обломки ступени опасность для действующих спутников, передает РИА Новости.

НАСА продолжит переговоры с РФ о покупке одного-двух мест на "Союзе" 15.02.2020 НАСА продолжит переговоры с РФ о покупке одного-двух мест на "Союзе"

НАСА продолжает переговоры с РФ о покупке одного-двух мест на "Союзе" для обеспечения бесперебойного присутствия на МКС, сообщил РИА Новости представитель ведомства Дэниэл Хуот.

"НАСА планирует приобрести одно или два дополнительных места на "Союзе", чтобы обеспечить непрерывное присутствие США на Международной космической станции. Переговоры продолжаются", - сообщил он РИА Новости.

По словам представителя ведомства, "это соответствует рекомендациям нескольких ведомств, в том числе Управления подотчетности правительства, консультативной группы по аэрокосмической безопасности НАСА и генерального инспектора НАСА для обеспечения запасной возможности на случай задержки пилотируемых полетов и гарантии выполнения НАСА своих обязательств перед международными партнерами (по МКС)".

На мысе Канаверал прошли огневые испытания 1-й ступени РН Falcon-9 14.02.2020 На мысе Канаверал прошли огневые испытания 1-й ступени РН Falcon-9

На космодроме на мысе Канаверал прошли огневые испытания двигателей 1-й ступени В1056 РН Falcon-9, предназначенной для запуска очередной группы спутников Starlink. По заявлению представителей компании SpaceX, испытания прошли успешно.

По погодным условиям пуск планируется на 16 февраля.

РН "Чанчжэн-7А" вывезена на стартовый комплекс 14.02.2020 РН "Чанчжэн-7А" вывезена на стартовый комплекс

Как сообщает NASASpaceFlight, сегодня на китайском космодроме Вэньчан состоялся вывоз на стартовую позицию РН “Чанчжэн-7А”. Ракета установлена на площадке № 201, где с ней начали работать стартовые команды. Ее запуск запланирован на март текущего года.

Запуск "Сигнуса" отложен по метеоусловиям 14.02.2020 Запуск "Сигнуса" отложен по метеоусловиям

Сегодняшняя попытка запуска РН Antares-230 с грузовым кораблем Cygnus NG-13 отменена из-за неблагоприятных метеоусловий в районе Среднеатлантического космодрома на о. Уоллопс (шт. Вирджиния, США). Новая попытка будет предпринята в субботу в 20:21 UTC (23:21 ДМВ).

Спутники системы Starlink обвинили в будущей краже 30% времени астрономических наблюдений 14.02.2020 Спутники системы Starlink обвинили в будущей краже 30% времени астрономических наблюдений

Эксперты Международного астрономического союза (МАС) прогнозируют, что вывод на орбиту всех 30 тысяч зондов Starlink крайне негативно повлияет на астрономию, лишив ученых до 30% от общего времени наблюдений в самое темное время ночи, передает ТАСС. Об этом говорится в предварительной версии их доклада, опубликованной на сайте МАС.

"Международный астрономический союз подчеркивает, что сейчас нет никаких международных правил, которые ограничивали бы яркость рукотворных космических объектов. Поэтому мы планируем регулярно представлять результаты наших расчетов на заседаниях Комитета ООН по мирному использованию космоса", – пишут ученые.

Новости 61 - 80 из 20231