27 июня 2022 г. в 23:46 пекинского времени (15:46 UTC) со стартового комплекса №94 Центра космических запусков Цзюцюань был выполнен успешный пуск РН «Чанчжэн-4C» (CZ-4C №Y46) со спутником «Гаофэнь-12» №03, который был успешно выведен на орбиту с параметрами:

* наклонение – 97.98°;

* минимальная высота – 594.8 км;

* максимальная высота – 599.2 км;

* период обращения – 96.62 мин.

В американском космическом каталоге аппарат получил номер 52912 и международное обозначение 2022-069A.

Пуск РН CZ-4C в ночь с 27 на 28 июня 2022 г.

И ракета, и спутник изготовлены в Шанхайской исследовательской академии космической техники SAST. Официально объявлено, что КА «будет использоваться в различных областях, включая топографическую съемку, городское планирование, проектирование дорожной сети, прогнозирование урожайности и ликвидацию последствий стихийных бедствий», что в действительности представляет собой легенду прикрытия для очередного китайского военного спутника радиолокационного наблюдения.

Два предыдущих КА этого типа были выведены на орбиты 28 ноября 2019 г. и 31 марта 2021 г. Во всех трех случаях использовался носитель CZ-4C с надкалиберным обтекателем диаметром 3.80 м. Орбита выведения третьего КА совпадает с орбитами спутников 01 и 02 с точностью до километра и в перигее, и в апогее, что свидетельствует одновременно как об их родстве, так и о высокой точности примененной на ракете системы управления. Корпоративная газета «Чжунго хантянь бао» прямо называет запущенный КА «микроволновым спутником дистанционного зондирования». В силу этих обстоятельств изображение КА с «трубой» телескопа, приведенное на «большом красном экране» по случаю успешного старта, по-видимому, следует расценивать как дезинформацию.

"Запуск успешный!"

Обширный материал ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/79519.html ), опубликованный в марте 2021 г и посвященный запуску спутника с номером 02 и шанхайским радиолокационным аппаратам в целом, позволяет нам ограничиться лишь главными тезисами.

Спутники «Гаофэнь-12» (高分十二号, Gaofen 12, GF-12) являются наиболее детальными китайскими аппаратами радиолокационной съемки – радиолокатор с активной фазированной антенной решеткой 14-го института Китайской корпорации электронной техники CETC имеет пространственное разрешение до 0.3 м. Разработчиком КА в целом является подразделение SAST – Шанхайский проектный институт спутников (上海卫星工程研究所, шанхай вэйсин гунчэн яньцзюсо, Shanghai Institute of Satellite Engineering). За носитель отвечает другое подразделение SAST – Шанхайский проектный институт космических систем (上海宇航系统工程研究所, шанхай юйхан ситун гунчэн яньцзюсо, Shanghai Institute of Aerospace Systems Engineering).

Команда испытателей из Шанхая

Главным конструктором аппаратов типа «Гаофэнь-12» является Фань Цзися (范季夏). Интересно, что в начале своей карьеры она специализировалась по ракетам-носителям, а с 1994 г. перешла с группой специалистов из одного шанхайского проектного института в другой и окунулась в спутниковую тематику. В проекте первого китайского радиолокационного аппарата «Яогань-1», утвержденного к разработке в 1999 г., она уже была главным конструктором по общему проектированию, а в 2010 г. была в первый раз назначена главным конструктором нового спутника. «Я не была в отпуске последние 30 лет, – рассказывала она в интервью в июне 2021 г., и никогда не использовала полностью праздничные дни. Я побывала во многих странах, но всякий раз – в командировках, а моя семья почти не выезжала [за рубеж]».

Главный конструктор Фань Цзися

Вскоре после запуска каждый КА типа GF-12 выполняет самостоятельный подъем до рабочей орбиты с условной средней высотой 628.5 км. Хотя первые два размещены в двух разных плоскостях с прохождением нисходящего узла в 07:00 и 05:00 соответственно, они синхронизируют свое движение и остаются примерно в противофазе, то есть когда GF-12 01 проходит нисходящий узел, GF-12 02 пересекает экватор в противоположном направлении на другой стороне Земли. Маневрирование обоих КА с этой целью отмечается с конца января 2022 г.

Установка космической головной части на ракету-носитель

Третий КА серии выведен на орбиту с нестандартным для радиолокационных КА местным временем нисходящего узла – 22:02. После этого напрашивается добавление и четвертого спутника с временем узла около 20:00.