15 апреля 2022 г. в 20:00 пекинского времени (12:00 UTC) с пусковой установки №2 Центра космических запусков Сичан был произведен пуск РН «Чанчжэн-3B» (CZ-3B №Y89) с гражданским телекоммуникационным спутником «Чжунсин-6D». Аппарат был успешно выведен на стандартную геопереходную орбиту с параметрами:
* наклонение – 28.45°;
* минимальная высота – 231 км;
* максимальная высота – 35765 км;
* период обращения – 631.3 мин.
В американском космическом каталоге «Чжунсин-6D» получил номер 52255 и международное обозначение 2022-038A.
«Чжунсин-6D» (中星6D卫星, Zhongxing-6D, ZX-6D) изготовлен Китайской исследовательской академией космической техники CAST в Пекине по контракту с компанией «Чжунго вэйтун» – китайским национальным оператором спутниковой связи, известным также как China Satellite Communications Co. Ltd.; в англоязычных публикациях он фигурирует по названием Chinasat-6D.
В настоящее время China Satellite Communications Co. Ltd. эксплуатирует девять телекоммуникационных спутников собственной группировки, данные о которых по состоянию на 1 декабря 2021 г. приведены в таблице. (Под управлением этого оператора находятся также спутники семейства APStar, принадлежащие шэньчжэньской компании APT Mobile SatCom Limited.)
КА |
Дата старта |
Платформа |
Полезная нагрузка |
Точка |
ZX-15 (Belintersat-1) |
2016.01.16 |
DFH-4 |
20 C, 18 Ku |
51.5°в.д. |
ZX-12 (ZX-15A) |
2012.11.27 |
SB-4000C2 |
24 C, 23 Ku |
87.5°в.д. |
ZX-9 |
2008.06.09 |
SB-4000C2 |
22 Ku |
92.2°в.д. |
ZX-11 |
2013.05.02 |
DFH-4 |
26 C, 19 Ku |
97.9°в.д. |
ZX-9B |
2021.09.09 |
DFH-4E |
25 Ku |
101.4°в.д. |
ZX-10 (Sinosat-5) |
2011.06.21 |
DFH-4 |
30 C, 16 Ku |
110.5°в.д. |
ZX-16 (SJ-13) |
2017.04.12 |
DFH-3B |
26 Ka |
110.5°в.д. |
ZX-6B |
2007.07.05 |
SB-4000C2 |
38 C |
115.5°в.д. |
ZX-6A (Sinosat-6) |
2010.09.05 |
DFH-4 |
24 C, 8 Ku, 1 S |
125.0°в.д. |
ZX-6C |
2019.03.10 |
DFH-4 |
25 C |
130.0°в.д. |
ZX-6D |
2022.04.15 |
DFH-4E |
25 C, 25 Ku |
|
Почему мы выбрали для показа ситуацию на 1 декабря? Дело в том, что изначально «Чжунсин-6D» предназначался для замены КА «Чжунсин-6A» в позиции 125°в.д., однако последний так и не дождался преемника. Из-за утечки в подсистеме наддува бортовой двигательной установки спутник смог отработать лишь около 11.5 лет из расчетного 15-летнего срока службы, и в январе 2022 г. его пришлось увести на орбиту захоронения. А за месяц до этого, то есть как раз в декабре, «Чжунсин-6C» был перемещен из своей штатной точки 130°в.д. в 125°в.д.
Но тогда вопрос: пойдет ли «Чжунсин-6D» в освободившуюся точку 130°в.д., или же с выходом его на орбиту все «переиграют обратно»? Сразу после старта корпоративная газета «Чжунго хантянь бао» подтвердила, что аппарат будет выведен в позицию 125°в.д., что позволит расширить покрытие в Южно-Китайском море и Юго-Восточной Азии, а также обеспечить обслуживание островов Южно-Китайского моря и островных государств Тихого океана. Через пару недель мы узнаем это наверняка.
«Чжунсин-6D» оснащен комбинированной полезной нагрузкой из 25 транспондеров C-диапазона и 25 транспондеров Ku-диапазона. В C-диапазоне он должен заместить ресурсы предшественника с улучшением защиты от помех в линии «Земля–КА» и покрытия земной поверхности; ресурс в Ku-диапазоне будет значительно увеличен для покрытия высокого спроса. Сообщается, что новый КА заложит прочный технический фундамент для телевизионного вещания высокой четкости в Китае.
Наземный сегмент включает станции Сибэйван в Пекине, Хуалай в провинции Хэбэй, Кашгар в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и Хайкоун на острове Хайнань.
Суммарный объем инвестиций в проект составил 1433.9 млн юаней (225 млн $).
«Чжунсин-6D» изготовлен на платформе DFH-4E, усиленной версии хорошо зарекомендовавшей себя платформы DFH-4 для геостационарных спутников. Одним из основных достоинств DFH-4E является комбинированная двигательная установка, включающая как традиционные ЖРД, так и электроракетные двигатели.
Напомним, что платформа DFH-4E в начале своего пути приобрела репутацию «невезучей». «Чжунсин-18», первый спутник на ее базе, запущенный 19 августа 2019 г., после выхода на орбиту не вышел на связь из-за неисправностей, характер которых не был назван, и в итоге был признан утраченным. Вторым стал индонезийский КА Palapa N1 (Nusantara-2), утраченный в результате аварийного запуска 9 апреля 2020 г.
Успех пришел к DFH-4E лишь с третьей попытки, когда 9 июля 2020 г. на орбиту был успешно доставлен спутник с высокой пропускной способностью APStar 6D (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/74896.html).
Как только разработчики убедились в его нормальной работе, в ноябре 2020 г. было объявлено о заказе еще трех спутников на этой платформе суммарной стоимостью 3918 млн юаней (около 600 млн $). Ими стали «Чжунсин-9B», запущенный 9 сентября 2021 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/81306.html) в точку 101.4°в.д. на замену истратившего все свое топливо «Чжунсина-9A» , стартовавший сегодня «Чжунсин-6D» и «Чжунсин-6E», предназначенный для замены «Чжунсина-6B».
Кроме того, анонсированы планы создания КА «Чжунсин-26» для широкополосной связи в Ka-диапазоне, также на платформе DFH-4E, и «Чжунсин-19».
Перспективная тяжелая платформа DFH-5 была до сих пор применена лишь дважды. Спутник «Шицзянь-18» погиб 2 июля 2017 г. в результате аварийного запуска на ракете CZ-5. Второй аппарат под названием «Шицзянь-20» был запущен 27 декабря 2019 г. и успешно работает на геостационаре.
Это был 415-й старт ракеты с именем «Чанчжэн» («Великий поход»), 129-й для носителей семейства CZ-3A, в которое также входят ракеты CZ-3C и CZ-3B, и 84-й для изделия CZ-3B с четырьмя жидкостными стартовыми ускорителями.
Автор: Liss