9 июля 2020 г. в 20:11:04.988 пекинского времени (12:11:04 UTC) со стартового комплекса №3 космодрома Сичан был произведен пуск носителя «Чанчжэн-3B» (CZ-3B №Y64) с космическим аппаратом APStar 6D, который был успешно выведен на геопереходную с параметрами:

* наклонение – 28.41°;

* минимальная высота – 217 км;

* максимальная высота – 35790 км;

* период обращения – 631.5 мин.

В каталоге Космического командования США спутник получил номер 45863 и международное обозначение 2020-045A.

Этот старт оказался примечательным вдвойне. Во-первых, дебютировала после двух первых неудач модернизированная геостационарная платформа DFH-4E. Во-вторых, стартовал телекоммуникационный спутник, полностью предназначенный для обслуживания абонентов с высокой пропускной способностью HTS (high throughput satellite).

Спутник был заказал в ноябре 2016 г. международным оператором Asia-Pacific Communications Satellite Co. Ltd. (китайское наименование – 亚太通信卫星有限公司, ятай тунсин вэйсин юсянь гунсы), сокращенно亚太卫星или APT Satellite, базирующимся в Шанхае и Гонконге. Поэтому формальным контрагентом заказчика была компания China Great Wall Industry Company – официальный госпосредник по экспортным контрактам, являющийся, впрочем, одним из дочерних предприятий Китайской корпорации космической науки и техники CASC. Иностранный статус запуска был отражен в его кодовом обозначении 867-35.

Тем не менее спутник принадлежит китайскому предприятию, базирующимся в Шэньчжэне, и будет им эксплуатироваться. Полное наименование владельца на китайском языке выглядит как 亚太卫星宽带通信(深圳)有限公司 (ятай вэйсин куаньдай тунсин (шэньчжэнь) юсянь гунсы), а сокращенное – 亚太星通 (ятай синтун). Существуют два параллельно используемых варианта англоязычного названия – буквальный перевод Asia-Pacific Satellite Broadband Communication (Shenzhen) Co. Ltd. и официальное наименование APT Mobile SatCom Limited, сокращенно APT Mobile, APSAT или APSATCOM.

Компания была образована 23 июля 2016 г. как совместное предприятие «родительской» Asia-Pacific Communications Satellite Co. Ltd. и нескольких китайских фирм. Акционерный капитал составляет 2 млрд юаней, наибольший вклад в него внесли сама APT (600 млн юаней) и Китайский центр транспортной телекоммуникации и информации фирмы Beijing Maritime Communication & Navigation Co. (340 млн юаней). Главным исполнительным директором фирмы работает Ли Цзе (李杰), он же Джейсон Ли.

По имени родительской компании аппарат имеет англоязычное наименование APStar 6D (Asia Pacific Star 6D), а также аналогичное китайское название «Ятай 6D» (亚太6D卫星) и личное имя «Шэньчжэнь син» (深圳星), что означает «Звезда Шэньчжэня». Последнее присвоено в связи с 40-летием образования в Шэньчжэне первой специальной экономической зоны.

КА APStar 6D укрывают головным обтекателем

Разработчиком КА была Китайская исследовательская академия космической техники CAST. Функции командующего (административного руководителя) и главного конструктора исполнял Цян Вэй (魏强). В основу проекта была положена усовершенствованная геостационарная платформа DFH-4E, имеющая, в частности, систему электропитания мощностью 14.4 кВт и электроракетные двигатели LIPS-200 для коррекции наклонения орбиты спутника.

Напомним, что «обычная» DFH-4 дебютировала в октябре 2006 г. и после «лечения» детских болезней стала основой современной китайской группировки гражданских и военных телекоммуникационных спутников и популярным экспортным товаром.

Создание модернизированной платформы DFH-4E с целью увеличить в 1.5 раза массу полезной нагрузки санкционировали в 2012 г. Впервые она была применена на спутнике «Чжунсин-18», запущенном 19 августа 2019 г. Увы, неудачно – не развернулись солнечные батареи, и аппарат стоимостью 1.16 млрд юаней (164 млн $) был признан утраченным. Второй пуск состоялся 9 апреля 2020 г. – на базе DFH-4E был выполнен экспортный аппарат Palapa N1 (он же Nusantara Dua), заказанный индонезийской компанией Palapa Satelit Nusantara Sejahtera. И опять беда – на третьей ступени носителя не сработала система запуска двигателя, и спутник вместе со ступенью «нырнул» в Тихий океан вблизи острова Гуам.

Космодром Сичан. Перед стартом

Запуск APStar 6D первоначально был назначен на 1-й квартал 2019 г., однако его разработка затянулась, так что испытания были завершены лишь весной 2020 года. 25 марта было объявлено, что спутник будет выведен на орбиту 16 июня, но авария при запуске Palapa N1 задержала его еще раз. В итоге спутник был доставлен на космодром 23 мая российским самолетом Ан-124-100 и запущен 9 июля.

Легко представить себе уровень стресса, который испытывали участники и соучастники третьего старта DFH-4E. Через 20 минут после пуска, раньше запланированного времени, Центральное телевидение Китая выдало информацию об успешном выведении… и тут же убрало ее с сайта. Пронесся слух о том, что после отделения КА вновь не прошло раскрытие солнечных батарей. Наблюдатели успели помянуть недобрым словом «проклятую» платформу, однако через 58 минут после старта вышло официальное сообщение, в котором он был охарактеризован как полный успех, и даже специально оговаривалось, что первый этап развертывания четырехсекционных солнечных батарей прошел нормально. (Второй этап предстоит после довыведения КА на геостационар, это особенность DFH-4E.)

Аппарат должен быть размещен в точке 134°в.д., где уже работают старый APStar 6 европейского производства и запущенный в мае 2018 г. APStar 6C («Новости космонавтики» №7, 2018). Расчетный срок службы спутника – 15 лет.

КА APStar 6D на испытаниях

Основная задача APStar 6D – предоставлять спутниковые широкополосные коммуникационные услуги для абонентов мобильной связи на самолетах, на морских судах и на автомобилях. Полезная нагрузка использует диапазон Ka на линии между шлюзовой станцией и спутником и диапазон Ku между спутником и потребителем. Она включает сверхширокополосный мультипортовый усилитель и многолучевую антенну Ku-диапазона, образующую 90 лучей. Суммарная пропускная способность спутника составляет 50 Гбит/с (в т.ч. 25-30 Гбит/с над территорией Китая) при максимально доступной в одном луче – свыше 1 Гбит/с. Зона покрытия включает Китай, Японию, страны Юго-Восточной Азии, Индию, Австралию и прилегающие части Индийского и Тихого океана.

Схема зон покрытия КА APStar 6D

APStar 6D является первым аппаратом в системе из четырех КА с высокой пропускной способностью, формирующей сеть широкополосной связи с мировым покрытием. Сообщается, что полностью развернутая система обеспечит доступ к Интернету в 14 субрегионах и будет иметь 200 «океанских» лучей. Общая ее стоимость оценивается в 10 млрд юаней (1.4 млрд $). Инвестиции в первый этап проекта составили 1.9 млрд юаней, включая вклад «родительской» фирмы в сумме 390 млн юаней в разработку и производство APStar 6D.

Протокол о намерениях по созданию мировой системы был подписан 1 ноября 2016 г. в рамках Китайского авиасалона в Чжухае вместе с контрактом на поставку первого аппарата. Интересно, что научным руководителем проекта был назначен легендарный Сунь Цзядун (孙家栋) – ровно через полвека после того, как он стал главным конструктором самого первого китайского спутника.

Наземная инфраструктура системы включает Центр измерений и управления спутниками в Шэньчжэне, в районе Баоань, и восемь шлюзовых станций, в том числе в Шэньчжэне, Пекине и Сиане. Основную роль в их создании и оснащении сыграло Сианьское отделение CAST.

В марте 2018 г. APSATCOM заключил соглашение с компанией Panasonic Avionics Corporation об использовании ресурсов APStar-6D для обслуживания авиаперевозок над Китаем и на линиях в Токио, Сеул, Сингапур, Малайзию и Индонезию. Panasonic осуществляет информационное обслуживание 21 азиатской авиакомпании с флотом из 800 самолетов. Еще одним партнером стала в сентябре 2019 г. фирма Gogo, специализирующаяся на предоставлении информационно-развлекательных услуг в полете.

Заметим, что APStar 6D не является первым китайским спутником HTS, как часто пишут. В действительности это достижение записано за КА «Чжунсин-16», запущенным 12 апреля 2017 г. («Новости космонавтики» №6, 2017) и имеющим заявленную пропускную способность 20 Гбит/с в 26 лучах. Не далее как 7 июля 2020 г. этот аппарат государственного оператора China Satellite Communications использовался в демонстрационном полете самолета компании Qingdao Airlines с высокоскоростным доступом к Интернету из Циндао в Чэнду. Да и на погибшем спутнике Palapa N1 наряду с обычными ретрансляторами фиксированной связи была установлена полезная нагрузка типа HTS на 9.5 Гбит/с.

Следует отметить, что первые спутники на платформе DFH-4E оказались очень тяжелыми – и Palapa N1, и APStar 6D имели стартовую массу 5550 кг, превышающую официальную грузоподъемность носителя CZ-3B – 5500 кг на геопереходную орбиту. Разработчикам ракеты пришлось искать возможности «срезать» 50 кг с третьей ступени. Сняли один из пяти баллонов наддува баков, что дало экономию в 20 кг. Сделали чуть тоньше стенки самого бака – еще 10 кг. Наконец, сократили вдвое количество гасителей колебаний топлива в баке, что принесло еще 20 кг.

Понятно, однако, что резервы CZ-3B практически исчерпаны. Более тяжелые аппараты на платформе DFH-4E, масса которых достигнет 6000 кг, придется запускать с Вэньчана на новой ракете CZ-7A, когда ее летные испытания завершатся успехом.