9 сентября 2021 г. в 19:50 пекинского времени (11:50 UTC) с пусковой установки №2 Центра космических запусков Сичан был произведен пуск РН «Чанчжэн-3B» (CZ-3B №Y86) с гражданским телекоммуникационным спутником «Чжунсин-9B». Аппарат был успешно выведен на стандартную геопереходную орбиту с параметрами:

* наклонение – 24.45°;

* минимальная высота – 205 км;

* максимальная высота – 35785 км;

* период обращения – 631.2 мин.

В каталоге Космического командования США «Чжунсин-9B» получил номер 49125 и международное обозначение 2021-080A.

Старт РН CZ-3B 9 сентября 2021 г.

«Чжунсин-9B» (中星9B, Zhongxing 9B) спроектирован и изготовлен в Китайской исследовательской академии космической техники CAST, а его полезная нагрузка и антенная подсистема – в Сианьском филиале CAST. Он будет эксплуатироваться основным китайским оператором геостационарных телекоммуникационных КА China Satellite Communications Co. Ltd., а потому имеет второе название Chinasat 9B. Пока под управлением этого оператора находится 14 спутников из серий Chinasat и APStar.

Спутник выполнен на усовершенствованной платформе DFH-4E и предназначен для телевизионного вещания. Бортовой ретрансляционный комплекс формирует три луча для обслуживания соответствующих регионов – континентальный (сухопутная часть КНР), морской (Южно-Китайское море) и юго-западный. В его составе 25 транспондеров Ku-диапазона, включая группу специально спроектированных приемопередатчиков с шириной полосы 56 МГц для трансляции телевизионных программ высокой четкости уровня 4K и 8K. Ожидается, в частности, что «Чжунсин-9B» возьмет на себя основную нагрузку при обслуживании зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине, а также обеспечит своевременную и надежную передачу информации в районах стихийных бедствий. Расчетный срок службы аппарата – 15 лет.

«Чжунсин-9B» запущен на замену спутнику «Чжунсин-9A», который проработал на геостационарной орбите всего три с половиной года, с июля 2017 по 7 февраля 2021 г. Причиной этому стал аварийный запуск последнего 19 июня 2017 г. (см. «Новости космонавтики» №8, 2017). В результате нештатной работы системы управления носителя «Чжунсин-9A» был выведен на геопереходную орбиту с апогеем на высоте всего 16356 км вместо 35780 км по плану и был вынужден использовать собственный запас топлива для компенсации этой недоработки. Аппарат сумел добраться до расчетной точки стояния 101.4°в.д., но оставшегося топлива хватило для стабилизации в ней по долготе и широте менее чем на четыре года. Начиная с 9 февраля 2021 г. операторы провели серию коррекций для увода «Чжунсина-9A» на орбиту захоронения несколько выше геостационарной.

«Чжунсин-9B» должен занять позицию 101.4°в.д., оставленную предшественником. Этот аппарат стартовой массой 5550 кг – четвертый спутник на базе платформы DFH-4E, которая создана путем модернизации стандартной платформы DFH-4. Одним из основных достоинств DFH-4E является комбинированная двигательная установка, включающая как традиционные ЖРД, так и электроракетные двигатели.

Памятный почтовый конверт к запуску 9 сентября 2021 г.

Первым спутником типа DFH-4E был «Чжунсин-18», запущенный 19 августа 2019 г. в 20:03 пекинского времени. Аппарат с высокой пропускной способностью был оснащен 30 транспондерами Ku-диапазона, 9 приемопередатчиками Ka-диапазона с точечными лучами и двумя вещательными транспондерами Ka-диапазона и должен был заменить «Чжунсин-6B» в позиции 115.5°в.д. Ракета CZ-3B доставила его на идеальную геопереходную орбиту, однако после отделения аппарат стоимостью 1158 млн юаней не вышел на связь из-за неисправностей, характер которых не был назван, и в итоге был признан утраченным.

В следующий раз платформа DFH-4E была применена при создании экспортного аппарата Palapa N1 (Nusantara-2) для индонезийского оператора PT Pasifik Satelit Nusantara. Спутник был оснащен 20 транспондерами C-диапазона для фиксированной связи и полезной нагрузкой высокой пропускной способности HTS, способной передавать до 9.5 Гбит/с информации, и должен был эксплуатироваться в позиции 113°в.д. Старт состоялся 9 апреля 2020 г. в 19:46 пекинского времени, однако вследствие аварии третья ступень носителя CZ-3B набрала лишь 7100 м/с и не вышла на опорную орбиту. Падение третьей ступени с головной частью наблюдалось с островов Сайпан и Гуам.

Успех пришел к DFH-4E лишь с третьей попытки, когда 9 июля 2020 г. на орбиту был успешно доставлен спутник с высокой пропускной способностью APStar 6D (см. https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/74896.html ). В настоящее время он благополучно работает в точке 134°в.д.

Носитель CZ-3B на старте

Это был 388-й старт ракеты с именем «Чанчжэн» («Великий поход»), 123-й для носителей семейства CZ-3A, в которое также входят ракеты CZ-3C и CZ-3B, и 78-й для изделия CZ-3B с четырьмя жидкостными стартовыми ускорителями. Использовалась стандартная ракета версии G2 с бортовым номером Y86 – «обезличенная», то есть не привязанная еще в период изготовления к конкретному полезному грузу. Тем не менее на ней было выполнено восемь доработок по сравнению с предшественницами, наиболее важными из которых стали бескабельная система съема телеметрической информации с датчиков и регулирование вибрационных параметров двигателей нижних ступеней.

Старт РН CZ-3B 9 сентября 2021 г.

Запуск обеспечивал корабль морского командно-измерительного комплекса «Юаньван-7».

Автор: Liss