1 февраля 2021 г. в 16:15 пекинского времени (08:15 UTC) с площадки Центра космических запусков Цзюцюань был произведен пуск легкого коммерческого носителя «Шуанцюйсянь-1» (双曲线一号, SQX-1, «Гипербола-1») с наноспутником «Фанчжоу-2» (方舟二号). Старт закончился аварией с разрушением на активном участке, причины которого пока неизвестны.

Носитель SQX-1 №Y2 на старте.

Заказчиком пусковых услуг была Пекинская космическая техническая компания «Хантянь Фанчжоу» (北京航天方舟空间技术有限公司, бэйцзин хантянь фанчжоу кунцзянь цзишу юсянь гунсы), основанная в октябре 2018 г. Смысловая часть ее названия, «Хантянь Фанчжоу», переводится как «Космический ковчег» (Space Ark) и отражает избранное направление бизнеса – запуски легких возвращаемых орбитальных аппаратов с целью осуществления в орбитальном полете коммерческих экспериментов, главным образом биологических и биотехнологических.

Проектный облик КА "Фанчжоу-3".

1 декабря 2019 г. был представлен проект такого аппарата под названием «Фанчжоу-3» (“方舟”Ⅲ, «Ковчег-3») со стартовой массой 260 кг и высотой рабочей орбиты 350 км. Изделие скомпоновали из возвращаемого аппарата и орбитального отсека с двигательной установкой для ориентации и сведения с орбиты. Разработчики пообещали постановщикам экспериментов квоту в 50 кг полезной нагрузки, размещаемой в гермообъеме при давлении 0.4-0.6 атм. Режим полета – ориентированный с точностью наведения 1° и стабильностью ориентации на уровне 0.03°/с; уровень микрогравитации – весьма скромный, всего лишь 10-3g. Была заявлена достаточно обширная зона приземления с возможными отклонениями ±95 км в продольном и ±55 км в поперечном направлении, и высокая скорость приземления под парашютом – до 13 м/с. В качестве партнеров по созданию возвращаемого аппарата назывались Пекинская космическая научно-техническая компания «Шэньхэ» (航天神禾科技(北京)有限公司) и Коммерческий научно-исследовательский центр по микро- и наноспутникам (商业微纳卫星研发中心).

Далеким предшественником этого сложного объекта и стало изделие «Фанчжоу-2» (FZ-2) – кубсат формата 6U для летной отработки отдельных технологий и элементов системы управления. Этот аппарат предполагалось вывести на солнечно-синхронную орбиту высотой 550 км.

Спутник "Фанчжоу-2".

Поставщиком пусковых услуг была Пекинская космическая научно-техническая компания «Синцзи жунъяо» («Межзвездная слава», товарная марка i-Space). Контракт на запуск был подписан 11 мая 2020 г. в Пекине. Старт первоначально планировался на конец июня, затем на конец сентября, был отложен на январь 2021 г. и в итоге состоялся 1 февраля. Запретные зоны на территории КНР не объявлялись, но такая зона была введена в Индийском океане вблизи Кокосовых островов, что и привлекло к пуску внимание наблюдателей.

Подписание контракта на запуск КА "Фанчжоу-2" 11 мая 2020 г.

Носитель SQX-1 за номером Y2 существенно отличался от первого, успешно запущенного 25 июля 2019 г. Достаточно сказать, что первая ракета имела разные диаметры ступеней – 1.4 м у первой и 1.2 м у последующих, а вторая вся была выполнена в едином диаметре, а потому должна иметь большую массу и грузоподъемность. По данным разработчика, стартовая масса носителя увеличилась с 31 до 42 т, длина ракеты – с 20 до 24 м, а грузоподъемность на ССО высотой 500 км – с 260 до 300 кг.

Интересная деталь: по заказу владельца первую и вторую ступени ракеты-носителя расписал известный китайский художник Сюй Бин (徐冰), и поэтому ей дали поэтическое наименование «Письмена небожителей Сюй Бина» (徐冰天书号). Увы, обращение к священным авторитетам не помогло.

За пару дней до аварийного старта компания «Хантянь Фанчжоу» объявила, что ее следующий аппарат FZ-2F должен стартовать на коммерческом носителе «Гушэнсинь-1» («Церера-1») не позднее 31 мая 2021 г. Планы фирмы простираются весьма далеко, вплоть до транспортировки грузов с Земли на астроиды и обратно. Как они будут откорректированы в связи с потерей первого спутника, пока неизвестно.

Автор: Liss