24 августа 2022 г. в 11:01 пекинского времени (03:01 UTC) со стартового комплекса №9 космодрома Тайюань был произведен коммерческий пуск носителя «Чанчжэн-2D» (CZ-2D №Y75) с космическим аппаратом дистанционного зондирования Земли «Бэйцзин-3B» (北京三号卫星B星, Beijing 3B, BJ-3B), который был выведен на расчетную солнечно-синхронную орбиту с параметрами:
- наклонение – 97.94°;
- минимальная высота – 596.5 км;
- максимальная высота – 615.5 км;
- период обращения – 96.81 мин;
- местное время в нисходящем узле – 10:10.
В каталоге Космического командования США спутник получил номер 53587 и международное обозначение 2022-103A.
Предстоящий запуск спутника «Бэйцзин-3B» был впервые анонсирован 11 февраля 2022 г. в статье корпоративной газеты «Чжунго хантянь бао» об итогах 2021 г. и планах на 2022 г. Там он был назван в числе коммерческих КА, которые предполагалось вывести на орбиту на коммерческой основе. Упоминалось это обязательство и в дальнейшем, но без указания конкретной даты старта.
О пуске с Тайюаня утром 24 августа стало известно пятью днями раньше из стандартного уведомления о закрытии района падения ракетной ступени. По месту падения можно было предположить, что будет использован носитель CZ-2D, но ее полезный груз оставался неизвестным вплоть до официального объявления о старте.
Как и в других случаях запуска носителей семейства «Чанчжэн» в коммерческих целях формальным заказчиком пуска была Китайская промышленная компания «Великая стена», являющаяся подразделением Китайской корпорации космической науки и техники CASC и официальным госпосредником по пусковым услугам как для иностранных, так и для негосударственных китайских фирм.
Закачиком и владельцем спутника «Бэйцзин-3B» является Акционерная компания прикладной космической техники «21-й век» (二十一世纪空间技术应用股份有限公司, эршии шицзи кунцзянь цзишу инъюн гуфэнь юсянь гунсы, англоязычное наименование 21st Century Space Technology Application Co. Ltd., сокращенно 21AT), образованная в июне 2001 г. с первоначально заявленной целью поставки данных космической съемки в интересах развития городов.
27 октября 2005 г. в групповом пуске с Плесецка на российской ракете «Космос-3М» на орбиту был доставлен ее первый спутник «Бэйцзин-1», изготовленный британской компанией Surrey Satellite Technology Ltd. Аппарат был оснащен мультиспектральной камерой с разрешением 32 м, а также панхроматической камерой разрешением 4 м.
10/11 июля 2015 г. индийским носителем PSLV-XL были запущены три спутника «Бэйцзин-2», которые компания 21AT арендовала у SSTL сроком на семь лет. Эти КА оснащались панхроматической камерой с разрешением 1 м и мультиспектральной камерой (4 канала) с разрешением 3 м и могли вести съемку в полосе шириной 23 км.
Аппарат третьего поколения «Бэйцзин-3» (北京三号), задним числом получивший уточненное наименование «Бэйцзин-3A», был спроектирован и изготовлен Космической спутниковой компанией «Дунфанхун» (она же China Spacesat Co. Ltd.), входящей в Китайскую исследовательскую академию космической техники CAST, под явным влиянием французского проекта Pleiades (см. «Новости космонавтики» №2, 2012, и №2, 2013). Как и прототип на платформе AstroSat-1000, китайское изделие типа CAST-3000E было выполнено в виде шестиугольной призмы с тремя панелями солнечных батарей, причем служебный борт обеспечивал быстрое (с угловой скоростью до 10° в секунду) и высокоточное перенацеливание аппарата на объекты съемки.
Основное различие было в целевой аппаратуре. Французы использовали оптико-электронную систему HiRI массой 200 кг на базе телескопа с диаметром основного зеркала 0.65 м, обеспечивающую съемку с разрешением 0.7 м с рабочей орбиты высотой 700 км; в результате дополнительной обработки («передискретизация») разрешение повышалось до 0.5 м. Китайцы поставили на свой КА не одну, а две камеры от спутника «Гаоцзин-1» (см. «Новости космонавтики» №3, 2018), и получили разрешением 0.5 м в панхроматическом и 2.0 м в четырех цветных полосах в полосе шириной более 22 км с рабочей высоты 495 км. Как следствие, масса китайского КА приблизилась к 1200 кг против 970 кг у прототипа.
«Бэйцзин-3», названный, как и все его предшественники, в честь столицы КНР города Пекина, был успешно запущен 11 июня 2021 г. ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/80349.html ). В американском каталоге он до сих пор числится неопознанным среди четырех объектов этого запуска, но по характеристикам и орбитальному поведению можно заключить, что он имеет номер 48843 и международное обозначение 2021-050D. Только этот объект имеет размерную характеристику Large («крупный»), и только он совершил за время полета два маневра – 20 февраля и 13-14 мая 2022 г. – с целью поддержания заданной высоты орбиты.
«Бэйцзин-3B» также создан в компании «Дунфанхун» и также описывается как спутник с пространственным разрешением 0.5 м в панхроме и 2.0 м в мультиспектральном диапазоне, но не указывается, как оно было достигнуто. А это вопрос не праздный, так как с имеющейся оптико-электронной системой подъем орбиты с 495 до 606 км неизбежно привел бы к пропорциональному ухудшению разрешения. В принципе возможны две версии: или второй КА оснащен новой ОЭС с более высокими характеристиками, или же данные первого были сознательно занижены, например, из-за регуляторных ограничений.
Ответ между тем лежит на поверхности: 24 августа 2022 г. на ракете CZ-2D впервые использовался головной обтекатель диаметром 3.80 м, а это значит, что габариты BJ-3B больше, чем у BJ-3A, который уместился под стандартным обтекателем диаметром 3.35 м. Собственно, в сообщении «Чжунго хантянь бао» об этом было написано китайским по белому. Далее, на изображениях нового КА, продемонстрированных в телерепортаже о запуске, видна одна оптическая система большого диаметра, а не две, как на BJ-3A, и в сообщении газеты «Кэцзи жибао» также говорится об «одной камере с разрешением 0.5 м». Таким образом, под тем же именем в действительности запущен спутник по существенно иному проекту.
Интересная деталь: компания 21AT на своем сайте после собственного КА «Бэйцзин-3A» приводит информацию о неких «спутниках международного сотрудничества» массой 1000 кг с пространственным разрешением 0.3 м при съемке с высоты 620 км в полосе шириной 14 км, к съемкам которых она, очевидно, имеет доступ с правом распространения. Приведенные даты двух запусков (29 апреля и 17 августа 2021 г.) позволяют идентифицировать этот безымянный источник данных как французские спутники нового поколения Pleiades Neo 3 и 4. Не они ли послужили «источником вдохновения» при создании КА «Бэйцзин-3B», тем более что и выбранная рабочая высота практически такая же?
Как и предшественник, новый КА имеет средства бортовой обработки изображений и другие технологии, обеспечивающие автономное планирование наблюдений и «разумную» непрерывную работу, и одновременно характеризуется тремя «сверх»: сверхвысокой маневренностью, точностью наведения и стабильностью сопровождения объекта. Помимо обычной полосовой съемки в направлении север–юг, «Бэйцзин-3B» способен выполнять съемку с одного прохода заданного района под несколькими углами, получать качественные трехмерные стереоизображения, удерживать цель на протяжении 90 секунд с видеосъемкой, фотографировать с одного прохода несколько объектов, снимать полосы под углом вплоть до 90° к направлению полета и вести маршрутную съемку по произвольной траектории, к примеру, вдоль реки Янцзы.
Помимо «фамильного» наименования, новый спутник имеет собственное имя «Наньнин-1» (南宁一号, Nanning 1) в честь города Наньнин в провинции Гуанси, где компания 21AT с согласия Национальной комиссии по развитию и реформам и при содействии местных властей построила Юго-Западную приемную станцию данных ДЗЗ для своей космической системы.
Напомним, что в пуске 11 июня 2021 г. помимо основного КА «Бэйцзин-3A» было доставлено на орбиту три микроспутника. На сей раз попутчиков не было; это можно было бы объяснить быстрым снижением грузоподъемности ракеты с ростом высоты круговой орбиты, но в данном случае выросла и масса КА.
Это был 434-й пуск РН семейства «Чанчжэн» («Великий поход») и 104-й успешный подряд. Он стал 165-м для изделий шанхайского производства и 63-й для носителей CZ-2D всех модификаций. Как и другие ракеты «традиционных» типов, CZ-2D прошла процедуру «отвязывания» от конкретного полезного груза, то есть может теперь применяться более гибко. Параллельно разработчики носителя из SAST продолжают модернизацию системы управления, поэтапно изменяя тип и состав средств измерения параметров текущей ориентации.
Автор: Liss