27 сентября 2021 г. в 14:19 по пекинскому времени (06:19 UTC) с мобильной пусковой установке на площадке 95A Центра космических запусков Цзюцюань был выполнен успешный коммерческий пуск твердотопливной РН «Куайчжоу-1A» (KZ-1A) с коммерческим спутником дистанционного зондирования Земли «Цзилинь-1 гаофэнь-02D». Аппарат был успешно выведен на орбиту с параметрами:

• минимальная высота – 531.9 км;
  • максимальная высота – 545.5 км;
  • период обращения – 95.42 мин.

В каталоге Космического командования США спутник получил номер 49256 и международное обозначение 2021-086A. В каталог была также внесена ступень ракеты-носителя, оставшаяся на орбите высотой 167×562 км.

Пуск РН KZ-1A 27 сентября 2021 г.

Запущенный КА принадлежит к семейству спутников дистанционного зондирования провинции Цзилинь, разрабатываемых и изготавливаемых Спутниковой технической компанией «Чангуан» (长光卫星技术有限公司, чангуан вэйсин цзишу юсянь гунсы) в г. Чанчунь. Это уже 32-й запущенный аппарат семейства «Цзилинь-1» и 30-й, который удалось вывести на орбиту. Его название по-китайски выглядит как 吉林一号高分02D卫星 (цзилинь-1 гаофэнь 02D вэйсин, Jilin 1 gaofen 02D weixing, JL-1 GF-02D), что означает «спутник 02D высокого разрешения группировки Цзилинь-1».

Спутник GF-02D готовят к стыковке с носителем

Детальный обзор спутников компании «Чангуан», опубликованный после запуска 3 июля ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/80603.html ), позволяет нам ограничиться необходимым минимумом информации.

Аппараты типа GF-2 стартовой массой около 230 кг были спроектированы под запуск коммерческим легким твердотопливным носителем KZ-1A и рассчитаны на применение на солнечно-синхронной орбите высотой 539 км. Полезная нагрузка представлена двумя зеркальными телескопами соосного типа, каждый из которых, по имеющейся информации, использует в качестве приемника изображения матрицу CG-FPC-T30K с элементами изображения по 4.5 мкм и снимает полосу шириной 22.8 км с пространственным разрешением 0.76 м в панхроматическом диапазоне. Кроме того, имеется четыре мультиспектральных (узкополосных) канала с расчетным пространственным разрешением около 3.1 м. В описании аппарата GF-02D, опубликованного после старта, утверждается, что разрешение лучше 0.75 и 3.0 м соответственно. Суммарная ширина снимаемой полосы в двух каналах в надире превышает 40 км, однако КА способен вести съемку в стороне от надира, отклоняясь на угол до 45° от вертикали. Двухканальная высокоскоростная радиолиния обеспечивает сброс информации со скоростью 1.8 Гбит/с. Максимальная продолжительность непрерывной съемки составляет 300 секунд, изображения привязываются с точностью 20 м.

В Чанчуне изготовлено шесть аппаратов данного типа. Два первых, GF-02A и GF-02B, были успешно выведены на орбиту 13 ноября и 7 декабря 2019 г. и работают в противофазе на солнечно-синхронной орбите с прохождением нисходящего узла около 09:40. Запущенный вне очереди спутник GF-02E погиб 10 июля 2020 г. вследствие аварии в испытательном пуске первой ракеты KZ-11 ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/74905.html ). Запланированный на сентябрь 2020 г. последовательный запуск трех остальных аппаратов не состоялся, так как первый из них, GF-02C погубила авария серийной ракеты KZ-1A 12 сентября 2020 г. ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/75683.html ). И лишь год спустя ее разработчики из Китайской корпорации космической науки и промышленности CASIC смогли возобновить пуски. Спутник GF-02D стартовал 27 сентября, а GF-02F должен быть запущен в начале октября.

Начальная орбита спутника GF-02D – солнечно-синхронная высотой 539 км с местным временем прохождения нисходящего узла 12:40. Скорее всего, GF-02F предполагается вывести на такую же орбиту, чтобы они работали в противофазе.

Аппарат GF-02D имеет второе название «Хэпин цзинъин» (和平精英号, Heping Jingying), данное по популярной в Китае, но малоизвестной за его пределами игре «Элита мира». Более того, такое же имя дано и использованной 27 сентября ракете KZ-1A. Ее заводской номер неизвестен, но скорее всего, это пропущенный Y4. Оставшийся аппарат может использовать ракету Y5, личное имя которой – «Куайчжоу Синьчжоу» (快舟新洲, Kuaizhou Xinzhou).

Подготовка РН KZ-1A к старту 27 сентября 2021 г.

KZ-1A — трехступенчатый твердотопливный носитель с дополнительной четвертой ступенью, выполняющей функции блока довыведения. При высоте около 20 м и стартовой массе примерно 30 т он выводит до 300 кг на низкую околоземную орбиту и 200 кг на типовую солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км. Первый полет нового носителя состоялся 9 января 2017 г. (см. «Новости космонавтики» №3, 2017). Нынешний полет – 11-й в истории KZ-1A и 10-й успешный.

Пуск РН KZ-1A 27 сентября 2021 г.

Оператором этой системы запуска является Космическая ракетная техническая компания «Кэгун», работающая под брендом ExPace. Ракеты выпускаются на заводе общей сборки и испытаний в г. Ухань, рассчитанного на первой фазе развития на выпуск 20 изделий в год.