12.09.2020

KZ-1A: сбой на последних секундах

12 сентября 2020 г. в 13:02 пекинского времени (05:02 UTC) с площадки Центра космических запусков Цзюцюань был произведен пуск легкого твердотопливного носителя «Куайчжоу-1A» (KZ-1A №Y3) с целью выведения на солнечно-синхронную орбиту коммерческого спутника наблюдения Земли «Цзилинь-1 гаофэнь-02C».

Минут через 40 в аккаунте официального Китайского военного канала в сети Weibo появилось сообщение об успешном пуске с тремя снимками стартующей ракеты, однако оно осталось без подтверждения. Еще через час прошел слух о неудаче, а в 17:54 официальное агентство Синьхуа сообщило об аварии, причины которой выясняются. По предварительной неофициальной информации, отказ произошел на этапе работы жидкостной четвертой ступени, обеспечивающей довыведение КА на круговую орбиту.

Говорят, что снаряд не попадает дважды в одну воронку, но 12 сентября произошло то самое исключение, что подтверждает правило. Всего на два часа раньше, в 03:19, с острова Кодьяк на Аляске стартовал американский коммерческий носитель Astra Rocket 3.1 – и тоже аварийно: уже на этапе работы первой ступени некорректно работала система управления носителя, и с уходом ракеты с расчетной траектории полет пришлось прервать. В последний раз такое было 21 июня 2005 г., когда на протяжении одних суток погибли два российских носителя.

У американского стартапа Astra Space это была вторая неудача из двух попыток орбитального пуска (в первой ракета сгорела в процессе подготовки на стартовом столе). Исполнитель китайской программы значительно опытнее и успешнее. Носитель KZ-1A разработан Китайской корпорации космической науки и промышленности CASIC путем модернизации предыдущей версии KZ-1. Заявленная грузоподъемность KZ-1A составляет примерно 200 кг на типовую солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км. Оператором пусковых услуг является компания Expace. В период с марта 2012 г. и до настоящего времени состоялось 13 пусков KZ-1 и KZ-1A, из которых успешными были все, кроме первого и последнего. Конечно, shit happens, но обращает на себя внимание тот факт, что и первый старт более мощной ракеты KZ-11 того же разработчика, проведенный 10 июля 2020 г., также оказался аварийным.

Две новые аварии довели число неудачных стартов 2020 года до восьми. 9 февраля потерпел аварию иранский «Симорг», 16 марта не удался первый испытательный пуск китайского носителя CZ-7A, 9 апреля не достиг орбиты заслуженный китайский CZ-3B, 25 мая в первом пуске отказал американский носитель воздушного старта LauncherOne, 4 июля неудачей закончился 13-й пуск новозеландской ракеты Electron, до того летавшей очень успешно. Настораживает, что авторство четырех из восьми за Китаем, причем две из них приходятся на отработанные носители с хорошим послужным списком.

Это был 11-й запуск в интересах создания орбитальной группировки «Цзилинь-1», названный в честь одноименной китайской провинции, и второй подряд аварийный. Ранее в девяти успешных запусках на орбиты были доставлены 16 КА семи различных типов.

Интересно, что 11 сентября Китай выпустил официальные сообщения о введении двух запретных зон для полетов авиации на юг от Цзюцюаня сразу на три даты: 12 сентября с 04:53 до 05:29 UTC, 17 и 22 сентября с 06:12 до 06:52 UTC. Таким образом, планировалось три пуска KZ-1A подряд со спутником типа «Цзилинь-1 гаофэнь 02» на каждом. Неясно, на какой срок будут отложены теперь два следующих старта.

Испытатели KZ-1A принимают знамя экспедиции перед отъездом на полигон.

Спутник «Цзилинь-1 гаофэнь 02C» (吉林一号高分02C星) был изготовлен фирмой «Чангуан» (г. Чанчунь) и, вероятно, аналогичен трем своим предшественникам – успешно запушенным аппаратам с номерами 02A и 02B и утраченному в запуске 10 июля спутнику 02E. Аппарат 02C имел также личное наименование «Нэй Мэнгу-1» (内蒙古一号), что буквально означает «Внутренняя Монголия» и символизирует сотрудничество компании «Чангуан» с этим автономным округом Китая.

Внешний вид КА типа "Цзилинь-1 гаофэнь 02".

КА имеет массу 230 кг, по форме он близок к параллелепипеду, обращенному длинной осью к Земле. Питание поступает от двух откидных солнечных батарей. Бортовая оптико-электронная аппаратура обеспечивает съемку с пространственным разрешением 0.76 м в панхроматическом диапазоне в полосе шириной более 40 км.

Автор: Liss

 

Поделиться в соц. сетях
746