3 декабря 2025 г. в 12:00 пекинского времени (04:00 UTC) со стартового комплекса №2 на площадке 96 в коммерческой космической инновационной экспериментальной зоне Центра космических запусков Цзюцюань был осуществлен первый испытательный пуск новой частично многоразовой ракеты «Чжуцюэ-3» (朱雀三号, Zhuque 3, ZQ-3 №Y1).

Вторая ступень носителя с неотделяемым имитатором полезного груза благополучно вышла на околоземную орбиту. Первая ступень разрушилась при попытке мягкой посадки на специальную наземную площадку.

Пуск РН «Чжуцюэ-3» с Цзюцюаня 3 декабря 2025 г.

В американском каталоге космических объектов вторая ступень получила номер 66877 и международное обозначение 2025-282A. Определенные американцами параметры орбиты составили:

  • наклонение – 56.95°;
  • минимальная высота – 141.6 км;
  • максимальная высота – 1402.1 км;
  • период обращения – 100.28 мин.

Эмблема старта

Очень низкий перигей и сильная эллиптичность орбиты, вероятно, реализованы вполне сознательно с целью минимизации срока баллистического существования большого пассивного объекта.

Эмблема посадки

Это был 719-й пуск в истории китайской космической программы, восьмой в истории Пекинской космической научно-технической компании «Ланьцзянь» и пятый успешный. Если учесть, что в восьми пусках использовались ракеты трех разных классов, одна из них в двух вариантах, причем три аварии пришлись как раз на три разные ракеты, стратегия разработчика становится ясной: приходим к успеху, но серийного производства не ведем, не отбиваем затраты эксплуатацией, а вместо этого запускаем следующий проект. Это не мешает компании периодически заявлять довольно обширные планы планы пусков отработанных изделий, вот только они не выполняются.

Пекинская космическая научно-техническая компания «Ланьцзянь», что означает «Синяя стрела» (кит. 北京蓝箭空间科技有限公司, произносится бэйцзин ланьцзянь кунцзянь кэцзи юсянь гунсы, англ. Beijing Blue Arrow Space Technology Co. Ltd., торговая марка Landspace) была основана в июне 2015 г. Ее создатель Чжан Чанъу (张昌武) является в настоящее время председателем правления фирмы. Штаб-квартира компании находится в районе Ичжуан в Пекине, два центра НИОКР – в Сиане (двигатели) и Шанхае (носители), производство сосредоточено в окрестностях Шанхая, в провинции Чжэцзян, в городах Хучжоу (двигатели) и Цзясин (носители). В мае 2024 г. начато строительство нового производственного центра в Зоне высоких технологий Хуэйшань города Уси в провинции Цзянсу.

Чжан Чанъу, китайский Маск

Компания начала свою деятельность с проекта легкого твердотопливного носителя «Чжуцюэ-1» (朱雀一号, Zhuque 1, ZQ-1), но после первого аварийного пуска 27 октября 2018 г. (см. «Новости космонавтики» №12, 2018) разработчики отказались от продолжения проекта и переключились на создание жидкостной ракеты «Чжуцюэ-2» (朱雀二号, Zhuque 2, ZQ-2). Фактически это был аналог легких государственных носителей «Чанчжэн-2C» и «Чанчжэн-2D», но на «чистых» нетоксичных компонентах топлива – жидком кислороде и метане.

ZQ-2 на старте

Проект был начат в сентябре 2017, разработку анонсировали в апреле 2018 г., а первый пуск «Чжуцюэ-2» состоялся 14 декабря 2022 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85350/). К этому времени были созданы и отработаны маршевые двигатели 70-тонного класса TQ-12 и TQ-15 для первой и второй ступени, а также четырехсопельный рулевой двигатель TQ-11 для управления полетом и добора орбитальной скорости. Он-то и подвел в первом пуске первой в мире кислородно-метановой ракеты – выключился вместе с маршевым двигателем TQ-15 и не обеспечил довыведения на орбиту. Причины инцидента были найдены и устранены, и следующие два пуска 12 июля (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/201045/ ) и 9 декабря 2023 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/202799/) прошли успешно.

Двигатель TQ-15

Еще до первого старта «Чжуцюэ-2» стартовали работы по ее модернизации. Новый вариант получил обозначение «Чжуцюэ-2E», где буква E не играла роль порядкового номера версии, а указывала на модернизацию. В китайском варианте оно выглядело как 朱雀二号改 (чжуцюэ эр хао гай, где последний иероглиф имел значение «изменять, исправлять»).

Общую схему и габариты ракеты сохранили, но первую ступень спроектировали с четырьмя форсированными TQ-12A с возможностью двукратного включения и дросселирования в пределах 50–110%. Для второй ступени был разработан двигатель TQ-15A с трехкратным включением, с дросселированием в пределах 55–110% и с качанием на ±4° по двум осям. Это позволило избавиться от рулевого двигателя, однако пришлось ввести для управления по крену и для точного задания конечной скорости вспомогательную силовую установка YQ-10 на гидразине.

К слову, обозначение TQ происходит от Tianque (天鹊, Тяньцюэ), что означает «небесная сорока» и имеет смысл «несущая счастье», а YQ является сокращением от Yunque (云雀, Юньцюэ) и переводится как «полевой жаворонок». Работы по созданию двигателей с суффиксом A в названии стартовали в феврале 2021 г.

Первое летное изделие, которое стартовало 27 ноября 2024 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/206165/), было фактически переходным вариантом от версии 2 к варианту 2E. Ракета получила новую вторую ступень с двигателем TQ-15A и с совмещенным днищем баков окислителя и горючего, что сделало ее более компактной. Первая же ступень осталась старой – провели лишь форсирование на 5% двигателей TQ-12.

Второе летное изделие несло имя «Чжуцюэ-2E» уже по праву, так как первую ступень удлинили и оснастили модернизированными двигателями TQ-12A. Ракета успешно стартовала 17 мая 2025 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/207994/), выведя на орбиту шесть малых КА. Третий пуск состоялся 15 августа 2025 г. и закончился аварией из-за потери электропитания в полете (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/208738/).

Проектный облик РН ZQ-3

Фактически обе «двойки» – и первоначальная, и модернизированная – служили летающими стендами для главного проекта «Синей стрелы» – частично многоразового тяжелого носителя «Чжуцюэ-3», представляющего собой довольно точный аналог американского Falcon 9 (см. таблицу 1), но на кислородно-метановой топливной паре. Проект был анонсирован в октябре 2022 г. и формально запущен в августе 2023 г., причем создание носителя шло ударными темпами параллельно с полетами демонстраторов для отработки мягкой посадки первой ступени. Разработчики пообещали выполнить первый пуск во второй половине 2025 года и выполнили свое обещание.

 

Таблица 1. Сопоставление параметров РН Zhuque 3 и Falcon 9 FT

Параметр Falcon 9 FT Zhuque 3 Zhuque 3E
Стартовая масса, т 549 570 660
Высота, м 69.8 66.1 76.6
Диаметр, м 3.7 4.5 4.5
Обтекатель, м 5.2×13.0 5.2×12.5 5.2×12.5
Грузоподъемность на НОО, т
  с посадкой 17.5 18.3
  без посадки 22.8 21.3
Число ступеней 2 2 2
Первая ступень
Двигатели Merlin-1D+ TQ-12A TQ-12B
Количество 9 9 9
Компоненты O2/керосин O2/CH4 O2/CH4
Суммарная тяга, кН 7600 7200 9000
Удельный импульс, сек 282 290
Посадочные опоры 4 4 4
Кратность использования 20 20 20
Вторая ступень
Двигатель Merlin-1D vac TQ-15A TQ-15B
Тяга, кН 934 836 1183
Удельный импульс, сек 348 339 357

«Чжуцюэ-3» стала первой китайской ракетой, выполненной в диаметре 4.5 м. Такова была плата за использование жидкого метана, который имеет намного меньшую плотность по сравнению с керосином и требует баков большего объема. В качестве основного конструкционного материала была выбрана тяжелая, но дешевая и прочная нержавеющая сталь типа 304. Первую ступень скомпоновали с девятью TQ-12A номинальной тягой по 800 кН, причем расположили их ровно так, как на «Фолконе» у Илона Маска – восемь по окружности и один в центре. Четыре двигателя из девяти выполнены в фиксированном варианте, а пять (центральный и четыре боковых) могут качаться с целью управления полетом.

Ступень рассчитана на 20-кратное использование. Как и у Маска, в нижней ее части смонтированы через 90° четыре откидные посадочные опоры. Для управления пассивным полетом служат четыре решетчатых стабилизатора, установленных через 60° и 120°. Два узких «крылышка» в нижней части первой ступени улучшают аэродинамику изделия. После разделения первая ступень совершает пассивный баллистический полет за пределами атмосферы, при входе в плотные слои на спуске выполняет торможение двигателями, а непосредственно над посадочной площадкой – финальное торможение для приземления с околонулевой скоростью.

Стыковка первой и второй ступени РН

Вторая ступень, как и на «двойке», имеет один TQ-15A, но он располагает большим запасом компонентов топлива и работает значительно дольше. Трехкратное включение позволяет реализовать сложные схемы выведения с пассивным участком и увод с орбиты после отделения КА.

В таблицу 1 внесены также данные о предстоящей модернизации ZQ-3 с заменой форсированными вариантами двигателей обеих ступеней. Стоит заметить, что данные о грузоподъемности «тройки» приводятся именно для этой перспективной версии. В одноразовом варианте будущая ракета сможет доставить на орбиту высотой 450 км до 21.3 тонны полезного груза. Если первая ступень садится на площадку по трассе полета, грузоподъемность сокращается до 18.3 т, а в случае возврата к стартовому комплексу, что обеспечивает максимальное сокращение межполетного интервала, – до 12.5 т.

Коммуникации подстыкованы

Пусковая установка для «Чжуцюэ-3» построена на площадке 96 рядом с имеющейся ПУ для «Чжуцюэ-2» в точке с координатами 40.9199°с.ш., 100.2513°в.д. Разработчик именует их ПУ №1 и №2, другие авторы предпочитают буквенные обозначения 96A и 96B. Носитель готовится в МИКе в горизонтальном положении, вывозится на старт на транспортно-установочной платформе специализированным тягачом на колесном ходу и переводится в вертикальное положение. Башня рядом с отверстием газоотводного канала используется для ветрового крепления РН для заправки второй ступени и для термостатирования КА и, вероятно, имеет на верхушке бак водяной системы гашения акустических нагрузок. Кран на башне может использоваться для установки космической головной части.

Посадочная площадка на спутниковом снимке

Посадочная площадка квадратной формы сооружена в пустынном районе уезда Миньцинь в точке с координатами 38.4451°с.ш., 103.4807°в.д. на удалении 390 км от точки старта по азимуту 136°. Наблюдатели отмечают, что для попадания в нее первая ступень идет по более высокой траектории, чем у американского аналога, достигая в апогее 120 км. К моменту входа в атмосферу скорость достигает примерно 1600 м/с, из которых половина гасится двигателями ступени.

Экспериментальный аппарат-демонстратор VTVL-1 для отработки мягкой посадки был доставлен на космодром Цзюцюань в декабре 2023 г. Он представлял собой ракетную ступень диаметром 3.35 м и высотой 18.3 м, выполненную из нержавеющей стали и оснащенную двигателем многократного включения TQ-12 и трехстоечным посадочным шасси с амортизаторами.

Первый полет VTVL-1 состоялся 19 января 2024 г. Демонстратор массой 50.3 т стартовал с импровизированного устройства рядом с ПУ №1 в 16:00 пекинского времени, поднялся на работающем двигателе до высоты 350 м, завис в режиме дросселирования тяги, выполнил спуск с небольшим смещением в сторону и приземлился через 60 секунд после старта со скоростью 0.75 м/с с отклонением от расчетной точки на 2.4 м. Система управления использовала качание двигателя в двух плоскостях и группу газовых сопел.

Для второго полета использовался этот же экземпляр демонстратора, но с большей заправкой и со стартовой массой 68 т. Изделие было оснащено решетчатыми стабилизаторами и дополнительными соплами реактивной системы управления ориентацией. Пуск состоялся 11 сентября 2024 г. в 12:00 пекинского времени, полет изделия продолжался 200.7 сек. Демонстратор поднялся до высоты 10.002 км и использовал аэродинамические решетчатые рули и сопла на холодном газе для компенсации ветрового сноса со скоростью до 36 м/с. После примерно 40 секунд безмоторного полета на высоте 4.64 км было выполнено повторное включение двигателя, который замедлил падениие и обеспечил мягкое приземление на бетонной площадке в 3.2 км к юго-востоку от точки старта. Касание произошло на скорости 1.65 м/с с отклонением на 1.7 м от центра площадки. Все показатели, предусмотренные полетным заданием, были достигнуты.

Установка ступени по временной схеме

Идет заправка

Огневые испытания 20 июня 2025 г.

В апреле 2025 г. экспериментальный экземпляр первой ступени ZQ-3 для огневых испытаний был собран и в конце мая прибыл в Цзюцюань. Изделие было испытано, вывезено на старт и заправлено, и 20 июня в 12:00 пекинского времени на ПУ №2 состоялось первое включение девяти двигателей TQ-12A. В ходе 45-секундного теста двигатели последовательно вступили в работу, развили в форсированном режиме тягу 7542 кН и продемонстировали качание по командам системы управления. Выключение также прошло штатно.

Отправка первого летного изделия из Цзясина

17 октября 2025 г. «Синяя стрела» показала видеозапись отправки первого летного изделия из производственного центра в Цзясине. Компания могла бы сделать это и пораньше, если учесть, что уже 14 октября в Сети появился снимок этой ракеты, установленной на стартовом столе в Цзюцюане. Однако Landspace предпочла привязаться к всесторонним испытаниям ракеты №Y1, включающим пробную заправку обеих ступеней и контрольный прожиг двигателей первой ступени.

Перед включением двигателей

Контрольный прожиг 20 октября 2025 г.

Этот заключительный этап, официально названный первой фазой летных испытаний, проходил 18–20 октября. На этот раз вывозили двухступенчатое изделие с посадочными опорами и поднимали не краном на тросе, как в июне, а штатным подъемником. Контрольный прожиг 20 октября продолжался всего 10 секунд и имел целью подтвердить исправность и готовность к полету всех двигателей первой ступени. После прожига планировался увоз носителя в МИК для проверки и подготовки к пуску, но перед этим отработали еще одну операцию – установку на старте головной части на вторую ступень.

Подъем головной части на ракету

20 ноября появилась информация о том, что пуск назначен на 29 ноября, а туристические агентства начали наперебой предлагать туры для наблюдения старта. Компания Landspace была вынуждена заявить, что не давала никому полномочий организовывать туры на пуск и не советует их приобретать ввиду возможных финансовых потерь и соображений личной безопасности.

Расположение запретных зон

Вывоз на старт перед пуском

Тем не менее 25 ноября фирма опубликовала фотографию носителя на старте, а 27 ноября появились уведомления о закрытии двух опасных районов по трассе полета на 29 ноября с 03:52 по 06:09 UTC. На следующий день, однако, прошли слухи об отсрочек пуска из-за сильного ветра, подтвержденные перевыпуском уведомлений на 1 декабря. Однако и эта дата оказалась не окончательной, причем на этот раз объяснение звучало анекдотически: неверная схема покраски посадочной площадки! Впрочем, это могла быть и не шутка, если предположить, что система управления первой ступени полагается не на радиомаяки, а на оптическое распознавание района приземления.

Первая летная на старте. 28 ноября 2025 г.

Изделие в воздухе!

Двигатели работают устойчиво

2 декабря вышел третий набор уведомлений на 3 декабря с 03:52 по 04:49 UTC. На этот раз «Синяя стрела» не подвела ожидания болельщиков. Правда, время пуска 12:00 было названо только в ее англоязычном твиттере, наблюдатели же отметили пуск в 12:02:20. Хотя официальной трансляции не велось, кадры из центра управления утекали практически в реальном времени, включая и эффектный взрыв первой ступени на автодороге у края посадочной площадки.

Время падения — 12:08:03.

Через два с половиной часа после старта Landspace сообщила, что пуск прошел успешно и вторая ступень вышла на расчетную орбиту. «Основные события, такие как старт, разделение ступеней, запуск двигателя второй ступени, сброс обтекателя, выключение двигателя второй ступени, баллистический участок полета и второе включение двигателя прошли как запланировано, демонстрируя стабильную и надежную работу… Аномалия имела место после начала посадочного импульса двигателя первой ступени перед приземлением, что не позволило достичь мягкой посадки… Фрагменты ступени упали на краю посадочной площадки. Ведется поиск конкретных причин неудачи».

 

Таблица 2. Расчетная циклограмма первого пуска ZQ-3

Время от КП, сек Событие
0 Старт
129 Выключение ДУ 1-й ступени
134 Разделение ступеней
138 Запуск ДУ 2-й ступени
324 Сброс головного обтекателя
499 Выключение ДУ 2-й ступени
1899 Второе включение ДУ 2-й ступени
1916 Выключение ДУ 2-й ступени
1980 Завершение коррекции конечной скорости
2010 Начало пассивации ступени
3025 Конец пассивации ступени
371 Включение ЖРД при входе в атмосферу
417 Выключение ЖРД
480 Включение ЖРД перед посадкой
491 Выключение периферийных ЖРД
510 Приземление 1-й ступени, выключение центрального ЖРД

 

Что ж, для первого пуска новой тяжелой ракеты результат впечатляющий: конструктивные решения по носителю и двигателям подтверждены, основная задача пуска выполнена. К существенным техническим достижениям отнесены также следующие: проверены в полете гибридная резервированная интегрированная система управления и измерений, а также широкополосная связная система на базе Powerlink Ethernet с пропускной способностью свыше 100 Мбит/с, успешно отработаны навигация и управление на этапе посадки с использованием мощного компьютера на базе автомобильной электроники с десятикратным ростом производительности.

«Мы кончили работу, и нам пора в дорогу. Пускай теперь охрипнет товарищ Ле Витан»

Тем временем ближайший конкурент ZQ-3, частично многоразовый носитель CZ-12A от Шанхайской исследовательской академии космической техники, уже на старте и, по непроверенным данным, может стартовать уже в середине декабря. Планы 14-й пятилетки должны быть выполнены в срок…

Автор: Liss