27 ноября 2024 г. в 10:00:03.304 пекинского времени (02:00:03 UTC) со стартового комплекса на площадке 96A в коммерческой космической инновационной экспериментальной зоне Центра космических запусков Цзюцюань был осуществлен первый пуск ракеты «Чжуцюэ-2E» (ZQ-2E №Y1). Два экспериментальных низкоорбитальных связных КА «Гуанчуань» были выведены на заранее объявленную орбиту наклонением 50° и высотой 300×500 км.

По итогам пуска в каталог Космического командования США было внесено три объекта; их номера, международные обозначения и начальные параметры орбит приведены в таблице 1. Соответствие между наблюдаемыми объектами и заявленными КА условное.

Пуск РН ZQ-2E с Цзюцюаня 27 ноября 2024 г.

Таблица 1. Данные на объекты, запущенные 27.11.2024

Наименование Номер Межд. Обозн. Параметры орбиты
i Hp, км Ha, км P, мин
Гуанчуань 01 62111 2024-221A 49.97° 304.0 499.5 92.60
Гуанчуань 02 62112 2023-221B 49.97° 304.1 499.2 92.59
Ступень 62113 2023-221C 49.93° 186.5 628.5 92.71

 

632-й китайский космический пуск (58-й в 2024 г.) стал первым для модернизированной ракеты типа «Чжуцюэ-2», созданной Пекинской космической научно-технической компанией «Ланьцзянь» («Синяя стрела»; кит. 北京蓝箭空间科技有限公司, бэйцзин ланьцзянь кунцзянь кэцзи юсянь гунсы, англ. Beijing Blue Arrow Space Technology Co. Ltd., торговая марка Landspace).

Испытания второй ступени

21 октября состоялось зачетное огневое испытание двигательной установки второй ступени РН, открывшее «зеленый свет» подготовке старта. 19 ноября он был назначен на 25-е, но когда 22 ноября ракету вывезли на старт, была объявлена новая дата – 27 ноября. В тот же день планы были подтверждены публикацией предупреждений о закрытии опасных районов по трассе полета. Пуск состоялся в назначенный день и час.

Вывоз на старт 22 ноября 2024 г.

Напомним, что «Чжуцюэ-2» (朱雀二号, чжуцюэ эр хао, Zhuque 2) в первоначальной версии после пяти лет разработки совершила свой первый полет 14 декабря 2022 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85350/). Отличительной чертой этой ракеты явилось использование кислородно-метановой топливной пары, под которую были спроектированы и отработаны собственные двигатели. В остальном она была очень похожа на «классический» китайский двухступенчатый носитель CZ-2C или CZ-2D. Первая ступень была оснащена двигательной установкой «Тяньцюэ-13» (天鹊13, Tianque-13, TQ-13), состоящей из четырех двигателей TQ-12 тягой по 67 тс на уровне моря и 80 тс  в вакууме. Двигательная установка второй ступени TQ-16 имела в своем составе TQ-12 в вакуумной версии с тягой 80 тс и рулевой двигатель TQ-11 с общей тягой четырех сопел 8.2 тс. По грузоподъемности 220-тонная ракета также соответствовала прототипам на высококипящих компонентам – до 4000 кг на низкую околоземную орбиту или до 1800 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км.

Первый пуск ZQ-2 закончился аварией из-за преждевременного прекращения работы рулевого двигателя TQ-11 на второй ступени. Причины инцидента были найдены и устранены, и следующие два пуска 12 июля (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/201045/ ) и 9 декабря 2023 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/202799/) прошли успешно.

Еще до первого пуска начались работы по модернизации носителя с целью увеличения его грузоподъемности и повышения надежности. Новая версия получила китайское наименование 朱雀二号改 (чжуцюэ эр хао гай, где последний иероглиф имеет значение «изменять, исправлять») и соответствующее ему англоязычное наименование Zhuque-2E.

Было решено провести модернизацию двигателей первой ступени до версии TQ-12A тягой 81.6 тс, а саму ступень удлинить до 38.8 м с целью увеличения объема баков и длительности работы. На второй ступени запланировали замену сложной ДУ одним двигателем TQ-15A тягой 87.4 тс и с пределами дросселирования 55–110%. За счет качания на ±4° по двум осям обеспечивалось управление по тангажу и рысканью, а для управления по крену и для точного задания конечной скорости устанавливалась отдельная вспомогательная силовая установка YQ-10 (云雀, Юньцюэ) на гидразине. Она же обеспечивала осаждение компонентов топлива для включения маршевого двигателя. Применение соплового насадка из ниобиевого сплава позволило увеличить удельный импульс на 13 сек. Возможность трехкратного включения ЖРД TQ-15A обеспечивала реализацию сложных профилей выведения с пассивными участками, а быстрая заправка баков ступени переохлажденными компонентами сокращала и упрощала процесс предстартовой подготовки.

Такая «Чжуцюэ-2E» по проекту имела высоту 55 м и стартовую массу 264 т при стартовой тяге 327 тс. Заявленная грузоподъемность составляла до 3500 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км с дальнейшим увеличением до 4000 кг. Полезный груз размещался под обтекателем диаметром 4.20 м и высотой 8.717 м.

В ожидании пуска

Носитель «Чжуцюэ-2E» №Y1 прошел модернизацию не в полном объеме. Вторая ступень у него новая, с двигателем TQ-15A и с совмещенным днищем баков окислителя и горючего, что сделало ее более компактной. А вот на первой ступени вместо новых TQ-12A установлены форсированные на 5% двигатели TQ-12 стартовой тягой по 70.5 тс. В целом носитель сохранил массу 220 т при диаметре 3.35 м и высоте 47.3 м против 49.5 м у базовой модели. Прежним остался и головной обтекатель диаметром 3.35 м.

Расчетная циклограмма первого пуска ZQ-2E приведена в таблице 2. После отделения КА были запланированы и проведены еще два включения двигателя второй ступени.

 

Таблица 2. Расчетная циклограмма пуска

Время от
старта, сек
Событие
0 Старт
10 Разворот по азимуту
140 Выключение ЖРД 1-й ступени
143 Разделение ступеней
145 Включение ЖРД 2-й ступени
214 Сброс головного обтекателя
243 Дросселирование до 60% номинала
395 Выключение ЖРД 2-й ступени
505 Отделение КА

 

Спутники «Гуанчуань» на носителе

Экспериментальные телекоммуникационные спутники «Гуанчуань» №01 и №02 (光传 01、02 试验星, гуанчуань 01, 02 шиянь син, Guangchuan 01 & 02) выполнены по «модной» схеме плоских штабелируемых аппаратов и оснащены солнечными батареями рулонного типа.

Лазерные терминалы компании «Цзигуан»

Пекинская научно-техническая компания спутниковой связи «Цзигуан» (кит. 北京极光星通科技有限公司, бэйцзин цзигуан синтун кэцзи юсянь гунсы, англ. Beijing Aurora Starlink Technology Co. Ltd., торговая марка Laser Starcom) поставила для двух спутников четыре терминала лазерной связи типа LT-I 100G и LT-II 10G для тестирования в каналах связи «КА – Земля» и «КА – КА». Первый из них испытывается в космосе впервые в интересах перспективного государственного телекоммуникационного проекта, второй используется уже в третий раз – вероятно, после двух спутников «Цзигуан», запущенных 31 мая 2024 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/204530/). (Компания также поставила терминалы лазерной связи для спутников группы «Яогань-43» №01 и для КА «Тяньянь-15» и по состоянию на 1 октября имела восемь своих изделий на орбите.)

Лазерный терминал компании «Ланьсин гуанъюй»

Шанхайская космическая научно-техническая компания «Ланьсин гуанъюй» (кит. 蓝星光域(上海)航天科技有限公司, ланьсин гуанъюй (шанхай) хантянь кэцзи юсянь гунсы, англ. Bluestar Optical (Shanghai) Aerospace Technology Co., Ltd., торговая марка Laser Link) также поставила терминалы лазерной связи 4-го поколения типа LX-Z4.

На КА установлена попутная научная полезная нагрузка – модули GRID-12B и GRID-13B для круглосуточной регистрации гамма-всплесков в рамках проекта «Тяньгэ» Университета Цинхуа. Обработку данных и интерфейс обеспечивают интеллектуальные вычислительные системы Xingxi 02Pro-S30 компании «Синцэ вэйлай» (星测未来, Xingce weilai, торговая марка StarDetect).

Услуги по сопровождению запуска и управлению КА на начальном этапе полета оказывает компания «Хантянь юйсин». Ее наземные станции Сямэнь, Чаншу и Фучжоу были задействованы на этапе выведения и отделения КА, а объекты Цзинхэ, Мэнла, Санья и зарубежная станция в Центральной Азии – прием телеметрии и передачу команд управления.

Автор: Liss