9 декабря 2023 г. в 07:39:03.305 пекинского времени (8 декабря в 23:39:03 UTC) со стартового комплекса на площадке 96 Центра космических запусков Цзюцюань был осуществлен коммерческий пуск жидкостной ракеты «Чжуцюэ-2» (ZQ-2 №Y3). Через 12 минут три спутника были доставлены на расчетные солнечно-синхронные орбиты высотой около 460 км с прохождением нисходящего узла в 06:00 местного времени.

По итогам пуска в каталог Космического командования США было внесено четыре объекта; их номера, международные обозначения и начальные параметры орбит приведены в таблице 1. Соответствие между наблюдаемыми объектами и заявленными КА дано условно и подлежит уточнению.

Пуск РН ZQ-2 9 декабря 2023 г.

 

Таблица 1. Данные на объекты, запущенные 09.12.2023

Наименование Номер Межд. обозн. Параметры орбиты
i Hp, км Ha, км P, мин
Тяньи-33 58553 2023-193A 97.26° 432.9 461.4 93.53
Хунху 58554 2023-193B 97.26° 433.4 461.4 93.53
Хунху-2 58555 2023-193C 97.26° 433.4 461.6 93.53
Ступень 58556 2023-193D 97.27° 424.9 457.6 96.88

 

Красный экран успешного старта

Спутники «Тяньи-33» и «Хунху» созданы Космической научно-технической исследовательской академии «Тяньи» (кит. 天仪空间科技研究院有限公司, тяньи кунцзянь кэцзи яньцзююань юсянь гунсы, англ. Tianyi Space Science and Technology Research Academy Co. Ltd.) в г. Чанша. Фирма сообщила об этом официально и отметила, что в результате 18 космических стартов с ее участием на орбиту было выведено 30 КА разработки «Тяньи». Тем самым компания задним числом признала своими аппараты «Фучэн-1» и «Тяньи-26», запущенные 7 июня 2023 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/200634/, https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/202510/) – с учетом их сходится с предыдущими заявками и число запусков, и количество аппаратов.

Команда «Тяньи» на космодроме

Эмблема 18-го запуска фирмы «Тяньи»

«Тяньи-33» (天仪33卫星, Tianyi 33 weixing) массой около 50 кг создан компанией «Тяньи» совместно с Хунаньским университетом науки и техники и имеет второе наименование «Хукэда-1» (湖科大一号, Hukeda 1), которое является сокращением полного китайского названия университета – 湖南科技大学. Соглашение о стратегическом сотрудничестве между двумя сторонами было подписано 8 августа 2023 г.

Работа с КА «Тяньи-33»

Аппарат оснащен камерой для дистанционного зондирования Земли и еще несколькими экспериментальными полезными нагрузками. Система управления доработана с целью гарантирования надежного энергоснабжения, в том числе в режимах пикового потребления, и более надежного контроля температуры, которая будет поддерживаться в пределах 0.5° от номинала.

Пекинский университет почт и телекоммуникаций BUPT поставил для КА экспериментальный двухъядерный процессорный блок с оперативной системой реального времени RROS на языке Rust и программами верхнего уровня, отвечающими за измерение задержки в канале спутник – Земля, передачу видео, чат и псевдо-ssh.

Эмблема КА «Тяньи-33»

Работа КА рассчитана на три года. К концу 2025 г. Хунаньский университет науки и техники намерен развернуть группировку собственных КА и создать наземную прикладную систему для хранения и использования результатов их работы.

Спутник «Хунху» на испытаниях

 

Эмблема КА «Хунху»

«Хунху» (鸿鹄卫星, Honghu weixing) массой около 50 кг является экспериментальным спутником для отработки электроракетных двигательных установок на разных вариантах рабочего тела. Их головным разработчиком является Научно-техническая компания «Хунцин» группы «Шанхай Ланьцзянь» (кит. 上海蓝箭鸿擎科技有限公司, шанхай ланьцзянь хунцин кэцзи юсянь гунсы, англ. Shanghai Blue Arrow Hongqing Technology Co. Ltd., учрежденная в ноябре 2017 г. с целью создания двигателей холловского типа. На борту «Хунху» установлены холловские двигатели на ксеноне и на криптоне, с помощью которых предстоит продемонстрировать формирование и поддержание рабочей орбиты и маневры с изменением высоты на сотни километров с суммарным временем включения около 3000 часов.

Спутник «Хунху-2»

Название КА «Хунху-2» (鸿鹄二号卫星, Honghu er hao weixing) повторяет предыдущее, но лишь потому, что его разработчиком названа упомянутая выше компания «Хунцин». Аппетит приходит во время еды, правда? «Хунху-2» оснащен ионным двигателем «Синчэн II» (星呈II号, Xingcheng II), созданным Пекинской научно-технической компанией «Синчэн Хуэйюй» (кит. 星呈慧宇(北京)科技有限公司, синчэн хуэйюй (бэйцзин) кэцзи юсянь гунсы, англ. Xingcheng Huiyu (Beijing) Technology Co. Ltd.). Двигатель использует в качестве рабочего тела аргон; как известно, этот благородный газ содержится в значительном количестве в земной атмосфере, а потому легко доступен и дешев. Двигатель построен по схеме с разделением ионизации и ускорения, имеет удельный импульс на уровне 1500 сек и регулируемую в больших пределах тягу. На борту «Хунху-2» двигатель такого типа будет испытан во второй раз с основной целью тестирования запуска, работы и останова, а также мониторинга температуры при продолжительных включениях.

Это был 565-й китайский космический пуск и 58-й в текущем 2023 году. В отличие от американской программы, в которой львиная доля стартов приходится на развертывание мегагруппировки Starlink, китайская космическая деятельность разнообразнее и смотрится более интересной.

По традиции транспортировка ракеты в МИКе выполняется человеческой силой

РН «Чжуцюэ-2» была создана Пекинской космической научно-технической компанией «Ланьцзянь» («Синяя стрела»; кит. 北京蓝箭空间科技有限公司, бэйцзин ланьцзянь кунцзянь кэцзи юсянь гунсы, англ. Beijing Blue Arrow Space Technology Co. Ltd., торговая марка Landspace).

Подобно многим другим китайским стартапам, компания начала свою карьеру с легкого твердотопливного носителя «Чжуцюэ», названного именем легендарной красной птицы, покровительницы юга и созвездий южного сектора неба. Однако после аварии в первом пуске 27 октября 2018 г. «Синяя стрела» прекратила тупиковую разработку и сосредоточилась на проекте намного более грузоподъемного и перспективного жидкостного носителя.

Главной «фишкой» ракеты «Чжуцюэ-2» стало использование кислородно-метановой топливной пары, под которую были спроектированы и отработаны собственные двигатели. В остальном она очень похожа на «классическую» CZ-2C или CZ-2D, так как имеет единый диаметр всех ступеней и обтекателя 3.35 м при высоте 49.5 м. Стартовая масса ракеты 220 т без учета полезного груза. Четыре двигателя первой ступени TQ-12 тягой по 67 тс на уровне моря и 80 тс  в вакууме образуют двигательную установку TQ-13. Управление полетом реализуется качанием их на ±8° в двух плоскостях. Двигательная установка второй ступени TQ-16 имеет в своем составе неподвижно установленный TQ-12 в вакуумной версии с тягой 80 тс и рулевой двигатель TQ-11 с общей тягой четырех сопел 8.2 тс и удельным импульсом 333 сек. Заявленная грузоподъемность – до 4000 кг на низкую околоземную орбиту или до 1800 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км с возможностью значительного увеличения в результате модернизации.

Первый пуск «Чжуцюэ-2» состоялся 14 декабря 2022 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85350/) и проходил успешно вплоть до момента выключения маршевого двигателя TQ-12 второй ступени. После этого должен был остаться в работе четырехсопловой рулевой двигатель TQ-11, однако он выключился одновременно с маршевым. Как следствие, орбитальная скорость не была достигнута.

Необходимые доработки были проведены быстро, и уже 12 июля 2023 г. вторая «Чжуцюэ-2» с габаритно-весовым макетом полезного груза достигла орбиты (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/201045/), опередив метановых конкурентов из США. Этот успех позволил использовать уже третью ракету на коммерческой основе, с оплатой пусковых услуг частными заказчиками.

Третья летная машина была изготовлена на производственной базе «Синей стрелы» в Цзясине близ Шанхая и после прохождения необходимых проверок 29 октября 2023 г. отправлена автокараваном на космодром Цзюцюань. Полигонные испытания также прошли быстро, и морозным утром 1 декабря ракету вывезли на старт и установили на пусковую установку.

Митинг по случаю отправки ракеты ZQ-2 Y3

Предварительная дата пуска – 5 декабря в 07:30 по пекинскому времени – была названа еще 22 ноября. Тремя днями позже она сдвинулась на утро 7 декабря, и этот новый срок был подтвержден уведомлением о запрете полетов в районе по трассе выведения на ССО. Наконец, 4 декабря старт перенесли еще на двое суток «вправо» с перевыпуском NOTAM’а под новую дату.

Ракета на подходе к стартовому комплексу

Второй успешный старт позволит «Синей стреле» нарастить темпы производства и пусков. По словам главного исполнительного директора фирмы Чжана Чанъу (张昌武), на 2024 год запланировано три старта, на 2025 – шесть, на 2026 – 12 пусков, причем будет использоваться модернизированная ракета с новой двигательной установкой второй ступени.

Проектный облик РН ZQ-3

Дальнейшие планы фирмы (без прилагательного «наполеоновские» тут трудно обойтись) включают создание тяжелого носителя «Чжуцюэ-3» (ZQ-3), первый пуск которого планируется в 2025 г. Он задуман как ответ ракетам американской компании SpaceX и примерно соответствует РН Falcon 9, однако будет изготавливаться уже из нержавеющей стали, как система Superheavy/Starship, и использовать метановые двигатели.

ZQ-3 на старте в представлении художника

Двухступенчатый носитель со стартовой массой 660 т имеет высоту 76.6 м при диаметре 4.5 м (диаметр обтекателя – 5.2 м). На первой ступени устанавливается девять ЖРД TQ-12B тягой по 100 тс на уровне моря, на второй – один TQ-15B тягой 120 тс с удельным импульсом 3500 м/с. Заявленная грузоподъемность на низкую околоземную орбиту 21.3 т в одноразовой версии, 18.3 т при посадке первой ступени на морскую платформу и 14.5 т при возвращении ее к месту старта. Первая ступень имеет четыре решетчатых руля и четыре посадочные опоры и может быть использована до 20 раз. Целевое значение стоимости запуска – 20000 юаней (2800 долларов)  за 1 кг.

Двигатель TQ-12B первой ступени

 

Двигатель TQ-15B второй ступени

Как и в истории Falcon 9, для отработки системы приземления планируются ракетные подскоки экспериментальных изделий. Отдельная стартовая позиция для них уже появилась на 96-й площадке и была опознана наблюдателями на снимках третьего пуска ZQ-2. Чжан Чанъу утверждает что уже в конце 2023 г. состоится первый подскок на высоту 100 метров. После успешного спасения экспериментальной ступени в 2024 г. начнется производство первого орбитального изделия, которое предстоит собрать и допустить к первому старту в 2025 г.

ZQ-2 на старте. Справа на переднем плане — стенд для «прыжков» экспериментальных изделий

Далее, в 2021 г. «Синяя стрела» начала разработку кислородно-метанового ЖРД 200-тонного класса с дожиганием с давлением в камере сгорания 260 атм. По проекту двигатель имеет тягу 224 тс на уровне моря (241 тс в вакууме) при удельном импульсе 3219 и 3461 м/с соответственно. Пределы дросселирования тяги – от 40 до 120% номинала.

На базе этого ЖРД к 2030 году предполагается создать сверхтяжелый двухступенчатый многоразовый носитель диаметром 10 м.

Автор: Liss