15 августа 2025 г. на вновь построенной пусковой установке №301 космодрома Вэньчан состоялись огневые испытания двигательной установки ракеты «Чанчжэн-10» (CZ-10), создаваемой в рамках китайской пилотируемой лунной программы. Использовалась экспериментальная установка диаметром 5.0 м и высотой около 20 м, имитирующая хвостовой отсек одного блока первой ступени с семью ЖРД семейства YF-100K и фрагмент бакового отсека с двумя баками компонентов топлива и установленная на новенькой мобильной стартовой платформе. Прожиг начался по команде из Центра управления испытаниями в 15:00 пекинского времени (07:00 UTC), он продолжался около 30 секунд и прошел успешно.

Огневые испытания на ПУ №301
Агентство Синьхуа заявило эту операцию как испытания ракеты-носителя нового поколения, предназначенной для пилотируемых полетов. В этом определении много лукавства: во-первых, стоило уточнить, что CZ-10 предназначена конкретно для пилотируемых полетов к Луне, во-вторых, испытывалась не ДУ трехблочной первой ступени, а лишь имитатор одного блока, а в третьих – не это было главным!

Прожиг прошел успешно!
В самом деле, подобная экспериментальная установка уже испытывалась на стенде 101-го института Шестой академии в Юньгане вблизи Пекина 14 июня 2024 г., только с тремя двигателями класса YF-100K из семи. Более того, еще раньше, 28 апреля 2024 г., на стенде в Тунчуане вблизи Сианя состоялся прожиг двигательной установки из четырех YF-100K, после чего дважды – 30 ноября 2024 г. и 4 августа 2025 г. – такая ДУ успешно отработала в составе первой ступени ракеты CZ-12. Не было оснований сомневаться в том, что и семь двигателей будут работать штатно и способны выполнить свою задачу, и испытания это подтвердили.

Новый старт на фоне горы Тангулин и установленного на ней маяка
Главным же, на наш взгляд, стало первое опробование пусковой установки №301 для пилотируемой лунной программы, которая ударным темпом сооружается на космодроме Вэньчан на острове Хайнань. Как мы уже сообщали, земляные работы на месте нового старта начались в декабре 2023 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/203279/), тогда же строители приступили к расчистке трассы под рельсовый путь для вывоза ракеты на мобильной пусковой установке, а севернее, на одной линии с МИКами ракет CZ-5 и CZ-7, началось строительство еще двух корпусов для вертикальной сборки и испытаний ракет класса CZ-10. Прошло 20 месяцев, и вот уже пусковая установка №301 оказалась готова к заправке и пуску двигателей суммарной тягой 892 тонны. Невероятные темпы!

Спутниковый снимок ПУ №301, март 2025 г.
По случаю первого прожига на 301-ю ПУ были впервые допущены корреспонденты китайского телевидения. Из снятого ими материала и спутниковых снимков за прошедшие месяцы вырисовывается следующая картина. Старт строится опережающими темпами. Выкопан и забетонирован газоотводный канал, направленный к востоку. Чуть южнее его отверстия построена 100-метровая башня, но непохоже, что она будет играть роль башни обслуживания РН: нет ни поворотных створок, которые могли бы закрывать ракету от внешней среды, ни каких-либо следов механизмов крепления и поворота их в будущем. Она больше похожа на башню пусковой установки №2 соседнего коммерческого космодрома Хайнань, которая служит лишь опорой для водяного бака системы гашения акустических нагрузок при старте. Сам бак на снимках не виден, но, как и у соседей, до верха башни ведут две трубы большого диаметра.

Монтажно-испытательные корпуса лунных ракет
Два новых МИКа находятся в стадии строительства и еще не доведены до проектных отметок, как и третье здание к юго-востоку от них. Трасса от них до старта, по-видимому, еще не готова полностью, а рельсовый путь не уложен. Поэтому мобильная стартовая площадка была собрана на небольшом его участке, примыкающем с севера к отверстию газоотводного канала. Забавным элементом ее оформления являются фигурки белых журавликов, изображенные на бежевом поле по углам конструкции.

Экспериментальная установка на мобильной стартовой платформе
Уточнение: В действительности испытания проводились с использованием готового газоотводного канала ПУ №301, но независимо от ее систем. Экспериментальное изделие было установлено на мобильной стартовой площадке 23 июля. Заправка его производилась из смонтированных рядом временных баков, причем за поставку керосина и заправку им отвечала команда специалистов 165-го института Шестой академии Китайской корпорации космической науки и техники.

Команда 165-го института после заправки

Вид со стороны газоотвода

Мобильная стартовая платформа над отверстием газоотводного канала

Двигательная установка
Напомним, что пилотируемая лунная программа КНР была утверждена к реализации в начале 2023 г. с директивным сроком первой экспедиции не позднее 2030 года. Ключевыми ее элементами являются носитель CZ-10, способный отправить 27 тонн полезного груза на траекторию полета к Луне, его технический и стартовый комплекс на космодроме Вэньчан, пилотируемый корабль нового поколения «Мэнчжоу», лунный модуль «Ланьюэ», лунный скафандр «Ванъюй» и ровер «Таньшо», наземные, морские и космические средства измерений и управления, а также система подготовки космонавтов.
Базовая ракета CZ-10 высотой 92.5 м напоминает по компоновке американский носитель Falcon Heavy. Первая ступень состоит из трех параллельных блоков пятиметрового диаметра, каждый из которых имеет семь ЖРД тягой примерно 127 тс – три YF-100K с приводами качания камеры сгорания и сопла и четыре YF-100L без таковых. На второй ступени используется один двигатель YF-100M в высотном исполнении с сопловым насадком, а на третьей – три кислородно-водородных двигателей YF-75E.
Масса полезного груза составляет 70 тонн на низкую околоземную орбиту, что позволяет отнести ракету к так называемому полусверхтяжелому классу. Лунная экспедиция использует два CZ-10, из которых один выводит на траекторию полета к Луне лунный модуль «Ланьюэ» с тормозной ступенью, а второй – пилотируемый корабль в лунном варианте, обозначаемом «Мэнчжоу-Y». После стыковки на окололунной орбите два космонавта из трех переходят в лунный модуль и выполняют посадку, а после работы на Луне вновь выходят на орбиту, стыкуются с «Мэнчжоу-Y» и на нем возвращаются на Землю.
Одноблочный вариант CZ-10A имеет диаметр 5 м при высоте 67 м и обладает грузоподъемностью 14 тонн. Эта ракета должна запускать пилотируемый корабль «Мэнчжоу» в околоземной версии и грузовой корабль «Тяньчжоу» на этапе летных испытаний и в обеспечение программы эксплуатации китайской космической станции «Тяньгун». Первая ступень CZ-10A спроектирована в многоразовом спасаемом варианте и оснащается двигателями YF-100N многократного включения.

Главнокомандующий Сюй Хунпин
Главнокомандующий семейства РН CZ-10 Сюй Хунпин (徐洪平) в интервью Синьхуа сообщил, что выбор штатной пусковой установки для этого испытания был обусловлен отсутствием в Китае огневого стенда, рассчитанного на такие уровни тяги. Старт на Вэньчане был спроектирован с учетом силовых и тепловых нагрузок, которые сопровождают продолжительную работу двигателей, и построен с соответствующими запасами. Он также сказал, что специалисты прибыли для подготовки испытания в начале июня и были вынуждены работать два месяца под открытым небом в условиях высокой температуры и влажности, зачастую по 10 часов в день и более.
Сюй Хунпин отметил, что программа отработки первой ступени семейства CZ-10 состоит из четырех этапов. Первым, очевидно, был прожиг экспериментальной установки с тремя ЖРД YF-100K. Второй этап начат испытанием 15 августа и включает еще один аналогичный тест. Третий этап предусматривает старт с подъемом на малую высоту и отработкой технологии спасения ступени, а четвертым станет испытательный пуск с выходом на орбиту.
Заместитель главнокомандующего Го Вэй (郭巍), являющийся одновременно директором Китайской исследовательской академии ракет-носителей CALT («Первая академия»), отметил, что к лунному носителю предъявляются повышенные требования по части надежности, резервирования, интеллектуального обнаружения и парирования отказов с одной стороны и в отношении точного выдерживания времени пуска и получения заданных параметров орбиты. Новые носители будут оснащаться передовыми сетями измерительных устройств, системами реального времени для поддержания работоспособности, и будут использовать интеллектуальные алгоритмы управления в части парирования отказов и изменения конфигурации для выполнения поставленной задачи.
Добавим, что за последние месяцы достигнут значительный прогресс и по другим направлениям. Так, 17 июня на полигоне Цзюцюань выполнено успешное испытание системы аварийного спасения корабля «Мэнчжоу» в варианте увода со старта (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/208248/).

Испытания «Ланьюэ» на прилунение
6 августа Канцелярия пилотируемой программы отчиталась о завершении испытаний лунного модуля «Ланьюэ» в условиях имитации лунной силы тяжести. В серии тестов на специальном полигоне в уезде Хуалай провинции Хэбэй были отработаны включение посадочных двигателей модуля, режим зависания, мягкая посадка и последующий старт с «лунной» поверхности.
Автор: Liss


