Космический детектор, ремонт которого потребовал нескольких выходов в открытый космос, вновь вернулся к работе, передает AstroNews.

Бортовой спектрометр Alpha Magnetic Spectrometer Международной космической станции (МКС) работает лучше обычного, сказал в минувшую пятницу Сэмюэл Тинг, нобелевский лауреат и руководитель научной команды этого инструмента.

Этот спектрометр стоимостью 2 миллиарда USD – один из лучших научных инструментов МКС – к настоящему времени измерил интенсивность 152 миллиардов потоков заряженных космических лучей в поисках неуловимой темной материи и темной энергии, сказал Тинг, физик из Массачусетского технологического института, США.

Пара астронавтов провела четыре выхода в открытый космос, которые начались в ноябре, для замены неисправной системы охлаждения спектрометра.

Последний из этих выходов в открытый космос, состоявшийся в субботу, стал единственным из четырех, когда Тинг не присутствовал в диспетчерском центре НАСА в Хьюстоне. Вместо этого он находился в Швейцарии в комнате управления Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН), которая помогает осуществлять эксплуатацию этого спектрометра.

«Единственный раз, когда меня не было, что-то произошло», — сказал Тинг. Однако, по его словам, он совсем не нервничал – даже тогда, когда была обнаружена утечка в одной из линий системы охлаждения в прошлую субботу – и всегда был уверен в успешном завершении проводимых ремонтов в открытом космосе.

Итальянский астронавт Лука Пармитано устранил утечку, потуже затянув соединительный элемент трубопровода.

Спектрометр находится на станции с 2011 г. Тинг ожидает, что теперь срок эксплуатации спектрометра составит не менее 5 или даже 10 лет.

Тинг сказал, что этот инструмент уже позволил найти важные доказательства существования темной материи и темной энергии.