Навигационную систему на поверхности Луны для дальнейших исследовательских миссий можно будет создать с помощью световых маяков, разрабатываемых российских автоматических станций серии «Луна», считают инженеры НПО имени Лавочкина и ученые Института астрономии РАН, передает РИА Новости.

Как говорится в статье, опубликованной в журнале «Вестник НПО им. Лавочкина», основой системы позиционирования на Луне могут стать «разрабатываемые оптико-электронные средства в рамках выполняемых лунных проектов Федеральной космической программы». В настоящее время на предприятии ведется разработка служебных систем позиционного контроля лунных посадочных станций с помощью световых лазерных маяков.

Первоначально планировалось, что с помощью таких устройств можно будет понять, куда «прилунятся» российские модули, пронаблюдав за ними с помощью телескопов с Земли и с уже находящихся на орбите Луны аппаратов. Однако выяснилось, что с помощью многократных наблюдений таких маяков, имеющих очень большой ресурс безотказной работы, можно сформировать систему координат.

При этом создать лунную навигационную систему по аналогии с земными ГЛОНАСС, GPS и Galileo не представляется возможным — для этого, по оценкам ученых, на орбиту Луны потребуется отправить 18 аппаратов, которые к тому же будут требовать замены каждые 7-10 лет.