Ближайший научный эксперимент, имитирующий полет на Марс, состоится менее чем через год и, как ожидается, в нем примут участие россияне.

Об этом сообщила 21 марта в интервью ТАСС научный руководитель проекта – профессор Университета штата Гавайи, специалист по разработкам в области искусственного интеллекта Ким Бинстед.

Начиная с января 2018 года группа добровольцев на протяжении нескольких месяцев будет жить практически в полной изоляции в специальном комплексе на склоне спящего вулкана Мауна-Лоа на Гавайских островах. Это будет уже шестой этап программы, разработанной Университетом штата Гавайи и финансируемой NASA.

По словам Ким Бинстед, ближайшее лето она готовится провести в России, чтобы договориться о серии совместных экспериментов с Институтом медико-биологических проблем (ИМБП) РАН.

Сейчас идет разработка соответствующего меморандума о взаимопонимании для того, чтобы сотрудники Института подготовили «от двух до шести исследований, касающихся состава экипажа, его спаянности, устойчивости и работоспособности».

В то же время представителей ИМБП на Гавайях не будет. «Речь идет об удаленной работе», – уточнила Бинстед.

По ее словам, «круг лиц», из которых будет проведен отбор, уже определен, и среди кандидатов есть россияне. В то же время Бинстед отказалась раскрыть личности претендентов на участие в эксперименте, сославшись на то, что не может разглашать такие детали до завершения процесса отбора.

Согласно нормам NASA всем потенциальным участникам программы нужно иметь высшее образование в области точных наук и определенный стаж работы. Также ценится «опыт работы в сложных условиях», к примеру в операционной, в кабине пилота или участие в какой-либо военной деятельности. Специалисты также стремятся подобрать людей с определенным типом психики, свойственным астронавтам. Речь идет о способности хорошо работать с другими людьми и в экстремальных условиях.

Американский профессор объяснила свое желание привлечь россиян к участию в эксперименте тем, что международный экипаж при полете на Марс – «это более реалистично». «В этом кроется основная мотивация. Во время настоящей миссии к Марсу в составе экипажа практически наверняка будет по меньшей мере один гражданин России», – сказала она.

Пока США планируют отправить пилотируемый корабль на Марс в 2030-е годы.

Предыдущий глава NASA Чарлз Болден заявлял, что Соединенные Штаты рассматривают подготовку первого полета человека на Марс не как американский, а как международный проект, и намерены сотрудничать с другими странами, в том числе с Россией. Он выражал уверенность, что нынешние политические разногласия между Вашингтоном и Москвой не должны мешать взаимодействию в подготовке путешествия на Марс. «Даже в периоды очень серьезной дипломатической напряженности в отношениях между нашими странами мы успешно осуществляли мирное сотрудничество с российскими коллегами на Международной космической станции», – отмечал Болден. С его точки зрения, сейчас «не может быть места тому соперничеству, которое существовало в годы холодной войны».

По оценке Бинстед, пятый «марсианский» эксперимент, осуществляемый на Гавайях с января 2017 года, пока проходит хорошо.

Бинстед не скрывает, что участники добровольного заточения, имитирующего полет на Марс, проходят тяжелейшее психологическое испытание. «Когда я рассуждаю о конфликте в экипаже, я всегда думаю о первой строчке в «Анне Карениной» – о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга. Источник конфликта в этих «полетах» действительно всякий раз немножко другой. Чрезвычайно сложно предсказать, в чем он будет заключаться. Но те случаи, когда участники эксперимента ладят между собой и хорошо работают, всегда очень похожи», – рассказала Бинстед.

Как и во время предыдущих этапов программы, выходить во внешний мир шесть участников эксперимента могут только в космических скафандрах, чтобы взять образцы грунта и провести геологические исследования. Радиосвязь между участниками эксперимента и их кураторами осуществляется с 20-минутной задержкой – так имитируется время прохождения радиосигнала между Землей и Марсом.

Планируется, что эксперимент продлится восемь месяцев.