Европейское космическое агентство завершило сборку и проверку экспериментального телескопа LISA Pathfinder, запуск которого на орбиту с космодрома Куру станет первым шагом на пути создания космического детектора гравитационных волн eLISA, сообщила 1 сентября пресс-служба агентства.

«Это очень сложная научная и инженерная миссия, которая проложит дорогу для последующих космических проектов, направленных на изучение гравитационных волн, что даст человечеству новый способ заглянуть в тайны космоса», – заявил Пол МакНамара (Paul McNamara), научный руководитель проекта в ЕКА.

Телескоп LISA Pathfinder, чья сборка и проверка была недавно завершена компанией IABG в германском Оттобрунне, станет первой космической обсерваторией, при помощи которой человечество будет искать следы гравитационных волн, порождаемых взаимодействиями между крупными и особо тяжелыми объектами в далеком космосе.

Он был задуман как своеобразный «пробным шаром» в большом проекте по созданию LISA, космической системы по поиску подобных волн, инициированном в 2001 году совместными усилиями NASA и ЕКА. Космический комплекс LISA должен был состоять из трех КА, каждый из которых оснащался лазером и устройством для определения отклонения лазерных лучей, поступающих с других аппаратов. В рабочем состоянии спутники LISA должны были образовать правильный треугольник со сторонами длиной свыше 5 млн км, «прочерченными» лазерными лучами. При прохождении через систему гравитационных волн лучи лазера будут отклоняться, что позволит их зафиксировать.

Однако в 2011 году NASA объявило о своем выходе из программы, после чего постройка и запуск LISA были отложены на неопределенный срок. ЕКА приняло решение продолжить работы по созданию экспериментального аппарата LISA Pathfinder, на борту которого ученые и инженеры отработают технологии, необходимые для поддержания лазерного «треугольника», и попытаются поймать гравитационные волны до запуска полноценного комплекса LISA, который в лучшем случае состоится в середине 2030-х годов.

По своему устройству LISA Pathfinder представляет полноценную «треть» LISA, которая связывается не с двумя частями лазерного «треугольника» на расстоянии в 5 миллионов километров, а фактически сама с собой, в результате чего лучи лазера будут проходить всего 38 сантиметров.

Если запуску не помешают неисправности или погода, LISA Pathfinder отправится в космос в середине или в конце сентября текущего года с космодрома Куру во Французской Гвиане на борту ракеты-носителя Vega, передает РИА Новости.