Студенты Международной космической школы при МГТУ имени Баумана представили проект пилотируемого перелета на Марс на «автобусе» — астероиде, который будет служить естественной защитой от радиации, сообщает служба информационной политики Роскосмоса.

«Полет на Марс, конечно же, будет. И это будет не один полет, это будет совокупность полетов, длительная экспедиция, с огромным напряжением всех научных и технических сил, возможностей всего мирового сообщества. Кто его будет делать? Его будут делать как раз те студенты, которых сейчас готовите вы», — сказал, комментируя проект, Александр Данилюк, первый заместитель генерального директора ЦНИИМАШа, головной научной организации Роскосмоса.

Молодежная космическая школа «Исследование космоса: теория и практика» в этом году собрала около 150 студентов, в числе которых, помимо российских участников, около 40 из-за рубежа – из США, Швейцарии, Швеции и Южной Кореи. Студенты за время работы школы разработали проект пилотируемой экспедиции на Марс и должны защитить его перед экспертами.

Один из преподавателей школы, профессор университета Хьюстона (США) Ольга Баннова рассказала, что проект, созданный в школе, предполагает полет к Марсу внутри астероида. Она пояснила, что одна из главных задач при проектировании межпланетных миссий – обеспечение защиты от радиации. Если «оседлать» астероид и укрыться в нем от излучения, то не нужно будет тратить огромное количество топлива на подъем радиационной защиты с Земли в космос – она уже в космосе.

Проект предполагает, что космонавты «верхом на астероиде» добираются до окрестностей Марса, а затем перелетают к посадочному модулю, который будет отправлен к планете заранее.

Заместитель директора Института космических исследований (ИКИ) РАН Валерий Костенко отметил, что участникам такой экспедиции потребуются технологии «внедрения» в астероид, и уже сейчас такие технологии разрабатываются в ИКИ.

«Если вы помните фильм «Армагеддон», его герои бурили астероид, и у них сломался бур. Мы придумали инструмент, который не будет ломаться вообще, будет меняться только скорость проходки», — сказал Костенко.

По его словам, их разработки будут использоваться на автоматической станции «Луна-Ресурс» («Луна-27»). Предполагается, что буровая установка на этом зонде пробурит лунную поверхность на глубину до 2 метров. При этом нельзя допустить нагрева, иначе вся вода в грунте улетучится. Ученый сказал, что ему и его коллегам удалось решить эту задачу.

Другой преподаватель школы, Антон Иванов из швейцарской Федеральной политехнической школы в Лозанне, отметил, что более сложная проблема – поиск взаимопонимания между людьми.

«Самой трудной задачей (в организации межпланетной экспедиции) является объединение усилий космических агентств всего мира. Технически все проблемы решаемы, но задача координации работы трех разных агентств значительно сложнее», — сказал Иванов.

Он полагает, что школа поможет решить и эту задачу.

«Все наши студенты через 10-15 лет станут начальниками, и, конечно, на первом совещании они скажут: «А помнишь, мы в Москве…». Это будет совершенно другой уровень общения, и конечно, совершенно другой уровень доверия», — отметил он.

Глава учебно-научного молодежного центра МГТУ имени Баумана Вера Майорова отметила, что выпускники школы уже сейчас работают в космических агентствах по всему миру.

«Практически все, кто прошел нашу школу, не уходят из космических исследований. Мы встречаем их везде – и в ESTEC (Европейский центр космических исследований и технологий), и в НАСА, и Корейском космическом агентстве», — сказала она.

Руководитель Роскосмоса Олег Остапенко заявил, что Федеральное космическое агентство будет способствовать развитию образовательных программ аэрокосмической направленности как для студентов, так и для школьников.

«Ракетно-космической отрасли сейчас нужны прежде всего люди – люди, объединенные одной идеей, которые смогут создать новые технологии, необходимые для дальнейшего движения вперед», — сказал Олег Остапенко.

К.И.