Нигерия развивает свою космическую программу и объявила о намерении до конца 2013 года отобрать кандидатов в астронавты. Между тем в Великобритании, являющейся главным спонсором космических амбиций Нигерии, растет недовольство подобными расходами, передает «Голос России».

Известия о новом этапе в космической программе западноафриканского государства совпали с дискуссиями в парламенте Великобритании о выделении Нигерии финансовой помощи. Британское правительство решило увеличить сумму пятилетних дотаций Нигерии с 500 миллионов фунтов стерлингов ($777 миллионов) до 1,14 миллиарда фунтов ($1,77 миллиарда), что привело к недовольству многих членов правящей Консервативной партии.

Как заявил консерватор Филип Дейвис (Philip Davies), Великобритании «совершенно необъяснимо и недопустимо» выделять деньги Нигерии с учетом ее смелой космической программы: «Мы не можем ходить по миру, всем заявляя: не волнуйтесь, мы будем кормить ваш народ, пока вы будете тратить деньги на всякие разные проекты», — приводит слова депутата The Daily Mail.

Еще решительнее воспротивился выделению помощи Нигерии член Партии независимости Соединенного Королевства Годфри Блум (Godfrey Bloom), сравнивший финансирование афраканских государств с «предательством». Он убежден, что все средства в итоге тратятся на покупку дорогих автомобилей, драгоценностей и парижских апартаментов для политической элиты дотируемой страны.

«Я вообще не понимаю, как мы вообще можем давать миллиарды фунтов в месяц всяким «Бонго бонго», когда у нас у самих такой гигантский долг», — заявил Блум. Впрочем, премьер-министр Дэвид Кэмерон осудил эти слова, назвав их оскорбительными, и заявил, что это так же безрассудно, как говорить: «Остановите землю, я сойду».

Великобритания выделяет миллионы фунтов стерлингов на помощь нигерийцам, живущим за чертой бедности, а их около 70 процентов населения 170-миллионной страны. Впрочем, властям Нигерии это не мешает соблюдать сроки принятого в 2006 году плана развития космической отрасли. Страна уже запустила в космос на российских, украинских и китайских ракетах несколько спутников, построенных в британских лабораториях, но надеется создать собственную ракету-носитель и даже слетать на Луну.

Планируется, что в 2018 году Нигерия создаст свой собственный спутник, целиком построенный в лабораториях на территории страны, в 2025 году — собственную ракету-носитель и собственный космодром, к 2028 году добьется коммерциализиации космической индустрии, а к 2030 году сама запустит спутник на Луну.

Однако еще до этого, ориентировочно, в 2015 году планируется, что в космосе побывает первый нигериец. Как заявил глава Национального агентства изучения и развития космоса Нигерии (NASRDA) Сейду Онайло Мохаммед (Seidu Onailo Mohammed), до 2013 года страна выберет кандидатов в астронавты, один из которых и полетит в космос в 2015 году.

Как отметил Мохаммед, Нигерия не входит в проект Международной космической станции, и полететь туда не удастся даже за деньги, однако страна ведет переговоры с Роскомосом, NASA и Китайским национальным космическим управлением (CNSA).

На вопрос о том, полетит ли нигериец в космос в 2015 году, Мохаммед заявил: «Это зависит от многих обстоятельств, над которыми мы не властны. Но мы предполагаем, что чуть только Китай, Россия или США дадут «добро», мы будем готовы. Но при любом раскладе до конца года мы начнем выбирать астронавтов, чтобы иметь их под рукой», — цитирует слова чиновника нигерийская газета The Guardian.

Впрочем, станет ли Нигерия полноценной космической державой, зависит не только от нефтяных доходов государства, но и объема иностранной помощи. C момента обретения независимости от Великобритании в 1960 году Нигерия получила более 400 миллиардов фунтов стерлингов помощи — в шесть раз больше, чем США выделили на восстановление Западной Европы после Второй мировой войны. Тем не менее, как пишут обозреватели The Daily Mail, из-за высокого уровня коррупции иностранная помощь не доходит до нищего населения Нигерии, и лучше было бы все выделяемые деньги «сжечь».