Череда неудач, омрачивших в последние месяцы реализацию космической программы России, нисколько не уменьшила доверие к ней со стороны США. Это подтвердила в интервью корр. ИТАР-ТАСС директор по операциям в России Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства / НАСА/, астронавт Сунита Уильямс.

На вопрос, подорвана ли в какой-то степени уверенность США в надежности российских партнеров вследствие «недопустимо затянувшейся серии неудач», как выразился вице-премьер Дмитрий Рогозин, в том числе июльского падения сразу после запуска с космодрома Байконур ракеты-носителя «Протон- М», она ответила: «Я так не думаю».

Конечно, подобного рода инциденты заставляют «остановиться и задуматься, в чем проблема», но в последнем случае информация от российской космической отрасли стала поступать быстро, и российские специалисты были «откровенны и готовы к сотрудничеству», подчеркнула в телефонной беседе Уильямс, находящаяся в подмосковном Звездном Городке. «На мой взгляд, — отметила она, — это показатель /качества/ нашего многолетнего партнерства, когда начинаешь доверять друг другу, и затем это позволяет открыто говорить и об успехах, и о неудачах».

«Лично я была немного удивлена, очень приятно удивлена тем, насколько быстро поступила информация, касавшаяся случая с «Протоном». У тебя появляется уверенность и больше доверия к партнерам, когда они быстро и прямолинейно говорят, что имеется проблема, в чем она, по их мнению, заключается», — сказала эксперт. Как она при этом констатировала, «собственную долю» неудач при космических пусках пережили и США.

По проекту создания и эксплуатации Международной космической станции / МКС/ Россия и США интенсивно сотрудничают уже больше 10 лет, «и это обеспечивает близкое знакомство /друг с другом/ и доверие». «Вот так между нами сейчас, как мне кажется, обстоят дела», — заявила Уильямс.

Она затруднилась уточнить, готовы ли будут США оказать России какое- либо содействие в решении возникших проблем, обращалась ли Москва к Вашингтону с подобными запросами. Когда в прошлом возникали вопросы, относившиеся к космическому кораблю «Союз», НАСА проводило самостоятельное их изучение «параллельно с нашими российскими коллегами» и затем передавало им свои выводы, сообщила Уильямс. «Как я себе представляю, если бы они /россияне/ запросили какое-то содействие, и, если бы это напрямую сказывалось на нашей деятельности, то мы бы сразу пришли на выручку, используя часть своих активов», — заверила специалист.

По ее словам, в плане работы по МКС «наши /российская и американская/ системы переплетены до такой степени, что нам приходится полагаться друг на друга, так что происходит много обменов технологиями, переговоров по ним». Россияне предоставили «свой чрезвычайно надежный, чудесный корабль «Союз» для полетов к МКС» после того, как был списан флот американских шаттлов, напомнила Уильямс. Одним словом, подытожила она, российско- американское партнерство в области освоения космического пространства «дает множество преимуществ».

Уильямс также пообещала «много интересных научных данных» от годовой экспедиции на МКС, в которую предполагается отправить весной 2015 года россиянина Михаила Корниенко и американца Скотта Келли. В свою очередь, в пресс-службе НАСА пояснили, что совместную пресс-конференцию, на которой общественности будет представлен «весь научный пакет» годичной экспедиции, Россия и США намечают провести «в самом начале 2014 года, в районе января».

В ответ на просьбу уточнить, планируются ли какие-либо торжества в Звездном Городке в связи с отмечаемым сегодня 55-летием НАСА, Уильямс со смехом сказала: «Думаю, они несомненно будут, если я затрону эту тему… Спасибо за хорошую идею». При этом Уильямс отметила, что считает очень удачным стечением обстоятельств свое пребывание в этот день в Звездном Городке — «одном из первых /в мире/ объектов, связанных с исследованием космоса» — и работу там с «международными партнерами». «Не могу себе представить лучшего места», чтобы провести этот день, «понимая, насколько далеко мы шагнули вперед по сравнению с началом» космической эры, признала астронавт. «Моя собственная философия, — добавила она, — заключается в том, что, когда мы покидаем нашу планету, мы делаем это /просто/ как люди, а не обязательно как представители той или иной страны, покидаем свой / общий/ дом — Землю».

К.И.