Ямал-402 – Протон-М/Бриз-М – 8.12.12 – Байконур

Автор Salo, 29.06.2012 23:40:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fagot

ЦитироватьМарс пишет:
Насколько я понял, все беды Бриза случались во время выведения по схеме 4-х
включений. Быть может стоит вернутся к 5-ти включениям рагонного блока
независимо от того Федеральный Запуск или коммерческий? Не силен в
металловедении, но вроде как цикличная нагрузка менее опасна чем длительная
(пусть даже число циклов нагрузки меньше.)
Нет, из-за длительной работы в одном включении было всего 2 отказа. В обоих случаях выведение проводилось по трехимпульсной схеме без промежуточной орбиты 300х5000 км, причем в одном случае (AMC-14) ДТБ должен был сбрасываться только после формирования переходной орбиты и включений планировалось всего 3, а в другом (Арабсат-4B) был предусмотрен сброс бака сразу после выработки топлива, поэтому 2-й импульс был разбит на два, отсюда и 4 включения. В обоих случаях 2-е включение было слишком длительным и двигатель не выдержал. После этого промежуточную орбиту стали использовать всегда, а 4 включения получается, когда выводится не слишком тяжелый спутник и нет дополнительного выключения для сброса бака, однако длительность отдельного включения все равно заметно меньше, чем при трехимпульсной схеме. При выводе Экспресса-АМ4 вообще было 5 включений, но ни тогда, ни при последующих отказах количество включений роли не сыграло.

itwik

бриз-м между третьим и четвертым включениями слишком долго находился на солнце, компоненты топлива не охладились и высокая температура повлияла на их вязкость, поэтому в ходе четвертого включения возникла кавитация, подшипник разрушился и топливная магистраль оторвалась, теперь предлагается увеличить продолжительность наддува и, судя по всему, сделать промежутки между включениями, достаточными для остывания компонентов топлива.

Хунвэйбин

Цитироватьitwik пишет:
бриз-м между третьим и четвертым включениями слишком долго находился на солнце, компоненты топлива не охладились и высокая температура повлияла на их вязкость, поэтому в ходе четвертого включения возникла кавитация, подшипник разрушился и топливная магистраль оторвалась, теперь предлагается увеличить продолжительность наддува и, судя по всему, сделать промежутки между включениями, достаточными для остывания компонентов топлива.
Издержки слишком плотной компоновки.  А баллистика "сделать промежутки..." позволит?

amez

А верно, что на довывод спутника затрачен 4-х летний запас топлива, как и сообщалось ДО? Что-то об этом (кажется) не упоминалось ПОСЛЕ завершения операции.

Salo

Промежуток между включениями был около 5 часов. Куда уж больше.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Хунвэйбин

ЦитироватьSalo пишет:
Промежуток между включениями был около 5 часов. Куда уж больше.
Есть куда. Виток пассивный, например.

opty

Цитироватьamez пишет:
А верно, что на довывод спутника затрачен 4-х летний запас топлива, как и сообщалось ДО? Что-то об этом (кажется) не упоминалось ПОСЛЕ завершения операции.
Угу , так и есть

Salo

ЦитироватьХунвэйбин пишет:
ЦитироватьSalo пишет:
Промежуток между включениями был около 5 часов. Куда уж больше.
Есть куда. Виток пассивный, например.
Т.е. ещё часов десять? Итого около 20 часов на выведение? Наверное придётся ёмкость батареи нарастить примерно вдвое.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#628
Цитироватьitwik пишет:
бриз-м между третьим и четвертым включениями слишком долго находился на солнце, компоненты топлива не охладились и высокая температура повлияла на их вязкость, поэтому в ходе четвертого включения возникла кавитация, подшипник разрушился и топливная магистраль оторвалась, теперь предлагается увеличить продолжительность наддува и, судя по всему, сделать промежутки между включениями, достаточными для остывания компонентов топлива.
C 20 страницы темы:
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum12/topic13048/message1014708/#message1014708
ЦитироватьGRD пишет 10.12.2012 19:20:31:

Да и КБХМ неизвестно еще причем? В прошлый раз тоже про двигатель во всех интервью говорилось. Оказалось что система наддува виновата.
ИМХО: В этот раз или опять жиклер (Салютмен от дублирования отказывался и писал что сами с усами) или, как года три назад, выключение двигателя произошло из-за теплоаого режима в маленькой этой самой нише Бриза, где располагается двигатель. При длительной работе в зтой нише поднимается температура - окислитель в тупиковых трубопроодах закипает , повышается температура этого пара и его давление. Из тупиковой трубы пар выбрасывается на вход в насос - кавитация и как следствие выключение двигателя.
Поэтому в эксперименте на стенде двигатель отработает без вопросов и значительно большее время.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

fagot

Странно, что при четырехимпульсной схеме такое проявилось только через 60 полетов.

Shumil

Вопросы:
 - у Бриза имеются парные симметричные двигатели ориентации?
- Двигатели ориентации запитываются из той же топливной системы, что и маршевый?
- Короче, после отказа маршевого можно ли было завершить маневр на двигателях ориентации?

--
Shumil
Думать надо. Головой!

Salo

Нет, нельзя, поскольку двигатели СООЗ запитаны от баков высокого давления.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

_Andrey

Цитироватьopty пишет:
Цитироватьamez пишет:
А верно, что на довывод спутника затрачен 4-х летний запас топлива, как и сообщалось ДО? Что-то об этом (кажется) не упоминалось ПОСЛЕ завершения операции.
Угу , так и есть
Не совсем так. Заявлялось что срок службы сократится на 4 года. Затраты топлива на переход на ГСО эквивалентны  8-10 (в зависимости от схемы выведения, характеристик ДУ и т.д.) годам удержания на ГСО.
Просто на КА был БОЛЬШОЙ дополнительный запас топлива.

Lanista

#633
Так на сколько сократилось в итоге?

opty

Цитировать_Andrey пишет:
Цитироватьopty пишет:
Цитироватьamez пишет:
А верно, что на довывод спутника затрачен 4-х летний запас топлива, как и сообщалось ДО? Что-то об этом (кажется) не упоминалось ПОСЛЕ завершения операции.
Угу , так и есть
Не совсем так. Заявлялось что срок службы сократится на 4 года. Затраты топлива на переход на ГСО эквивалентны 8-10 (в зависимости от схемы выведения, характеристик ДУ и т.д.) годам удержания на ГСО.
Просто на КА был БОЛЬШОЙ дополнительный запас топлива.
Ну насколько я понимаю , последний маневр и так должен пройти на собственных двигателях спутника (без разгонного блока) , по этому и был предусмотрен штатный запас . Остатков после штатного пятого включения и должно было бы хватить на 15 лет работы на ГСО . Вместо одного включения , потребовались дополнительные , компенсирующие недовывод на четвертом включении Бриза . Запас топлива ушедшего на компенсацию равен 4 годам работы на ГСО .То есть Ямал-402 отработает 11 лет (плюс минус)

_Andrey

Цитироватьopty пишет:
Цитировать_Andrey пишет:
Цитироватьopty пишет:
Цитироватьamez пишет:
А верно, что на довывод спутника затрачен 4-х летний запас топлива, как и сообщалось ДО? Что-то об этом (кажется) не упоминалось ПОСЛЕ завершения операции.
Угу , так и есть
Не совсем так. Заявлялось что срок службы сократится на 4 года. Затраты топлива на переход на ГСО эквивалентны 8-10 (в зависимости от схемы выведения, характеристик ДУ и т.д.) годам удержания на ГСО.
Просто на КА был БОЛЬШОЙ дополнительный запас топлива.
Ну насколько я понимаю , последний маневр и так должен пройти на собственных двигателях спутника (без разгонного блока) , по этому и был предусмотрен штатный запас . Остатков после штатного пятого включения и должно было бы хватить на 15 лет работы на ГСО . Вместо одного включения , потребовались дополнительные , компенсирующие недовывод на четвертом включении Бриза . Запас топлива ушедшего на компенсацию равен 4 годам работы на ГСО .То есть Ямал-402 отработает 11 лет (плюс минус)
В предыдущем посте я неправильно сформулировал ...
8-10 лет удержания на ГСО это эквивалент недоработавшего КИ Бриза-М. Срок службы согласно заявлениям сократится на 4 года (с 15 до 11). Следовательно на КА было дополнительных запасов топлива на 4 - 6 лет работы на ГСО. Но необходимо учитывать, что на КА несколько ДУ. Вполне возможно, что не все дополнительное топливо можно было использовать для удержания на ГСО.

PIN

Цитировать_Andrey пишет:
Но необходимо учитывать, что на КА несколько ДУ.
Насколько помню, на этой платформе все двигатели запитываются от одних и тех же баков.

opty

Цитировать_Andrey пишет:
8-10 лет удержания на ГСО это эквивалент недоработавшего КИ Бриза-М. Срок службы согласно заявлениям сократится на 4 года (с 15 до 11). Следовательно на КА было дополнительных запасов топлива на 4 - 6 лет работы на ГСО. Но необходимо учитывать, что на КА несколько ДУ. Вполне возможно, что не все дополнительное топливо можно было использовать для удержания на ГСО.
Извините , но как говорится "В огороде бузина , в Киеве дядька" , совершенно ни из чего не следует , что на борту Ямала-402 , при запуске БЫЛ запас топлива на 20 потенциальных лет лет работы на ГСО . Нафига их туда тащить ? Был запас на 15 лет работы на ГСО за счет которого и была осуществлена компенсация , был запас топлива для апогейного двигателя который был израсходован штатно .
Вы наверное забывете что Бриз-М и не должен был вывести спутник на ГСО , а только лишь на высокую геопереходную орбиту 

_Andrey

Цитироватьopty пишет:
Цитировать_Andrey пишет:
8-10 лет удержания на ГСО это эквивалент недоработавшего КИ Бриза-М. Срок службы согласно заявлениям сократится на 4 года (с 15 до 11). Следовательно на КА было дополнительных запасов топлива на 4 - 6 лет работы на ГСО. Но необходимо учитывать, что на КА несколько ДУ. Вполне возможно, что не все дополнительное топливо можно было использовать для удержания на ГСО.
Извините , но как говорится "В огороде бузина , в Киеве дядька" , совершенно ни из чего не следует , что на борту Ямала-402 , при запуске БЫЛ запас топлива на 20 потенциальных лет лет работы на ГСО . Нафига их туда тащить ? Был запас на 15 лет работы на ГСО за счет которого и была осуществлена компенсация , был запас топлива для апогейного двигателя который был израсходован штатно .
Вы наверное забывете что Бриз-М и не должен был вывести спутник на ГСО , а только лишь на высокую геопереходную орбиту
Бриз недоизменил наклонение орбиты на 11 градусов. Это много. Основные затраты на удержание ГСО уходят на коррекцию наклонения. Максимально за год наклонение ГСО уходит на 0.95 градусов, минимально на 0.75. В среднем 0.8 в год. Наклонение на ГСО изменить будет несколько дешевле, чем на целевой ГПО. Вот и получается эквивалент 8-10 лет удержания. А что касается запаса топлива - то запас карман не тянет. Если есть возможность залить больше, то всегда заливают. Как видите иногда пригождается :-)

opty

Цитировать_Andrey пишет:
Бриз недоизменил наклонение орбиты на 11 градусов. Это много. Основные затраты на удержание ГСО уходят на коррекцию наклонения. Максимально за год наклонение ГСО уходит на 0.95 градусов, минимально на 0.75. В среднем 0.8 в год. Наклонение на ГСО изменить будет несколько дешевле, чем на целевой ГПО. Вот и получается эквивалент 8-10 лет удержания. А что касается запаса топлива - то запас карман не тянет. Если есть возможность залить больше, то всегда заливают. Как видите иногда пригождается
А не дадите ссылочку на на наличие дополнительных запасов топлива , на пять фактически дополнительных лет , работы .
Скажем , здесь об этом ничего нет
http://www.ilslaunch.com/sites/default/files/pdf/Y402%20Mission%20Overview%20-%20Russian.pdf

Насколько я помню , проскакивала информация , что ямалу необходимо иметь приращение 120-150 м/с для стояния на орбите и компенсации наклонения . Спутник должен был отделится от разгонного блока , когда необходимое приращение , должно было составить 1350 м/с , фактически отделился  когда оставалось 2000 м/с , в которое входило и изменение наклонения орбиты . Недобор характеристической скорости порядка 650 м/с , что и составляет примерно четыре с небольшим года