С предложениями купить “Морской старт” в неофициальном порядке выступили представители нескольких зарубежных стран, сообщил во вторник президент – генконструктор Ракетно-космической корпорации “Энергия” Виталий Лопота.

Отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС – есть ли заинтересованность иностранных компаний в этом плавучем космодроме, Лопота сказал: “В неофициальном порядке с этим предложением обращались представители нескольких зарубежных стран”.

“Официальный запрос о покупке поступал от австралийской стороны. Предлагался вариант базирования судов “Морского старта” в портах этой страны, – добавил он. – Эти компании оценивают проект “Морской старт” как экономически выгодный. И мы с ними в этом согласны”.

В то же время глава РКК “Энергия” опроверг появившуюся ранее в СМИ информацию о возможном выкупе “Морского старта” российским государством. “Подобных заявлений, которые приписываются мне, не делалось. То, что это широко обсуждается в прессе, можно отнести к проводникам недобросовестной конкуренции внутри нашей страны”, – подчеркнул он.

Касаясь информации о том, что “Морской старт” якобы убыточен, генконструктор отметил: “Кто-то действительно распространяет заведомо ложную информацию о якобы имеющейся у РКК “Энергия” кредиторской задолженности в размере около 30 млрд рублей, и умышленно связывают это с “Морским стартом”.

Лопота пояснил, что так называемая кредиторская задолженность на самом деле представляет собой “авансы, которые РКК «Энергия» получает от заказчиков на выполнение работ”. “Мы ежегодно изготавливаем космические корабли: 4 пилотируемых и 5-6 грузовых, то есть порядка 9-10 кораблей с технологическим циклом изготовления до 3 лет. Только после запуска эти корабли реализуются как товар. Поэтому авансы, которые на корабли приходят, отражаются в статье “кредиторская задолженность”, – рассказал Лопота.

“Все это хорошо известно экономистам и профессионалам. Наша отчетность, как акционерной компании, открыто публикуется”, – подчеркнул он.

Лопота подчеркнул, что благодаря программе “Морской старт” в России сохраняются технологии, необходимые для покорения дальнего космоса, в частности Луны и Марса. По словам президента “Энергии”, во многом благодаря проекту “Морской старт” обеспечено сохранение технологий производства 800 тонных двигателей и лучшая в мире школа двигателестроения НПО “Энергомаш”.

“Проект “Морской старт”, использующий российско-украинскую РН “Зенит”, сохраняет и эволюционно развивает уникальные ракетно-космические технологии РН “Энергия”, созданные в рамках пилотируемых и специальных программ Советского Союза”, – отметил Лопота.

Комментируя сообщения ряда СМИ о том, что Boeing подал иск на российских и украинских партнеров по “Морскому старту” в связи с аварией ракеты-носителя “Зенит” 1 февраля, Лопота подтвердил, что такой иск от американской компании имеется. “В сложившейся ситуации разбираются юристы”, – сказал генконструктор.

Отвечая на вопрос о возможных причинах нештатного запуска “Зенит-3SL”, Лопота отметил, что об этом пока еще рано говорить. “Пока аварийная комиссия не закончит работу, причины аварии называть преждевременно. На сегодняшний день можно точно сказать, что ни к двигателю, ни к системе управления, ни к конструкции самой ракеты замечаний нет”, – сказал он.

Также президент “Энергии” опроверг появившиеся в СМИ сообщения о том, что программа “Морской старт” убыточна. “Для того, чтобы “Морской старт” существовал безубыточно, необходимо проводить три запуска в год. В 2012 году такое количество запусков было осуществлено. И это при том, что наши коллеги, которые предоставляют на рынке аналогичные услуги, существенно демпинговали цены”, – пояснил Лопота.

Тем не менее, продолжил Лопота, в портфеле международной компании имеется достаточно заказов, которые позволят ей получить прибыль. “Могу сказать, что на сегодняшний день в рамках программы реструктуризации “Морской старт” имеет в своем портфеле 9 заказчиков. На 2014 год у нас запланировано 4 запуска, на 2015 – 5 запусков”, – информировал он.

“Что касается пусковой программы текущего года, то она окончательно определится по результатам работы комиссии(по расследованию аварии “Зенит-3SL”. Очередная ракета будет готова уже в июне-июле месяце, осенью будет готовность еще одной ракеты”, – уточнил генконструктор “Энергии”.

В то же время Лопота отметил, что для разрабатываемого в России перспективного транспортного корабля (ПТК) пока нет ракеты-носителя. Глава корпорации напомнил, что в конце января проект корабля был рассмотрен на научно-техническом совете “Энергии”. “В настоящее время проект передали в Роскосмос. Его рассмотрение должно пройти в течение этого месяца. Федеральное космическое агентство поручило в свою очередь организовать его рассмотрение ЦНИИмашу”, – уточнил он.

“Однако ракеты-носителя для этого корабля пока нет, – продолжил Лопота. – В техническом задании на проект для выведения корабля предусмотрена ракета-носитель “Амур”, которую планируется создать на основе одного из вариантов РН “Ангара”, которой нет, а ее первый вариант – ракета легкого класса – создается уже около 20-ти лет”.

“В прошлом году мы предложили создать энергетически и экономически эффективную ракету-носитель сверхтяжелого класса, эволюционно развивая технологии РН “Энергия”, имеющей летную квалификацию и сохраненные благодаря “Морскому старту”, – информировал генконструктор. – Но пока дальше разговоров дело не пошло”.

Отвечая на вопрос, к какому году будет создан ПТК, президент корпорации отметил, что при наличии соответствующего финансирования РКК “Энергия” сделает все, чтобы корабль был готов к 2017 году.
Лопота также отметил, что начинать летные испытания ПТК в автоматическом режиме в 2017 году можно с применением ракеты-носителя “Зенит”, так как она демонстрирует достаточную надежность и “других ракет-носителей для решения этой задачи в обозримом будущем не предвидится”.

К.И.