Автор: Академик Э.М. Галимов
Издательство: Едиториал УРСС
Формат: djvu

Описание отечественных космических программ последних двадцати лет.
В книге рассказывается о научных проблемах фундаментальных космических исследований, о значении исследования и освоения Луны, происхождениии системы Земля — Луна, проблеме гелия-3, о выборе между Марсом и Луной в качестве национального приоритета в космических исследованиях, о российских проектах «Луна-Глоб» и «Фобос-Грунт», осуществляемых в рамках Федеральной космической программы России. Представлено значение и научное обоснование указанных проблем.
Книга имеет не только научную, но и публицистическую направленность. В ней приведены многочисленные документы, показывающие, как складывается организация работ в области фундаментальных космических исследований. Анализируя их, читатель может увидеть, в чем состояли просчеты, приведшие в итоге к тому, что за последние двадцать лет конечные цели так и не были достигнуты.
Из предисловия: Название «Замыслы и просчеты: Фундаментальные космические исследования в России последнего двадцатилетия. Двадцать лет бесплодных усилий» может вызвать недоумение. Это не вяжется с благополучной картиной, которую ежедневно наблюдает наш телезритель и читатель. Плавают в невесомости космонавты на Международной космической станции, доставляемые туда отечественными ракетами и пилотируемыми аппаратами. Дают интервью космические туристы. Демонстрируются образцы новой техники в авиакосмических салонах. Успешно развиваются интернациональные программы. Запланированы совместные проекты с Китаем. Индией. Американцы покупают наши ракетные двигатели. Мы превосходим всех по числу запусков в год. Приборы, разработанные нашими специалистами, устанавливают на американских космических аппаратах, запускаемых на Луну и Марс. Руководители космической промышленности с энтузиазмом говорят о широких планах на будущее. После просмотра сообщений средств массовой информации складывается впечатление, что мы занимаем достойное место в мировой космической деятельности.
Эта благополучная картина скрывает, однако, один крайне неприятный факт: мы стоим в стороне от развивающейся во всем мире программы исследования внеземных объектов, программы исследования Луны и планет. За последние 20 лет были сделаны важные открытия. Американское космическое агентство (NASA) и Европейское космическое агентство (ESA) совершили несколько успешных полетов к Марсу, вплотную приблизив нас к решению фундаментальной научной задачи — открытию форм существования внеземной жизни. Исследования при помощи орбитальных и посадочных аппаратов показали, что на Марсе присутствуют осадочные образования, т. е. когда-то на Марсе были открытые морские бассейны. Была более плотная атмосфера, более теплый климат. Могла зародиться жизнь. Возникла ли она в действительности? Какие формы успела принять, прежде чем резкое изменение геологической обстановки на Марсе прекратило ее эволюцию? Установлено, что и сейчас на Марсе есть вода (подземная или поровая). На спутнике Юпитера — Европе — обнаружен водный океан, покрытый толстым слоем льда. Космический аппарат Huygens («Гюйгенс») в европейско-американском проекте Cassini-Huygens («Кассини-Гюйгенс») коснулся поверхности Титана — спутника Сатурна — и открыл мир. в котором текут реки из жидкого метана. Запущенные к Луне американские аппараты Clementine («Клементина»). Lunar Prospector («Лу-нар Проспектор») и запущенная в этом году система аппаратов Lunar Recoimaissence Orbiter («Лунар Реконесанс Орбитер») последовательно решают задачу о месте и формах присутствия воды на Луне. От этого зависит во многом дальнейшая стратегия исследования и освоения Луны. Японский аппарат Kaguya («Кагуя») выполнил очень точную гравиметрическую и высоко разрешающую топографическую съемку Луны, что необходимо для безопасной посадки аппаратов на лунную поверхность. Летают над Луной китайский лунный спутник «Чанъэ» и индийский Chandrayaan-1 («Чандраян-1»). Американская межпланетная стация Dawn, запущенная в сентябре 2007 г., летит к астероиду Веста, на орбиту которого она выйдет в 2011 г.. а дальше полетит к астероиду Церера, которого достигнет в 2015 г. В октябре 2008 г. поступила информация от американского аппарата Messenger, исследующего поверхность Меркурия. На поверхности Марса в течение последних десяти лет работали несколько передвижных аппаратов (марсоходов): Sojourner (1997). Spirit и Opportunity (2004). станция Phoenix (2008). вооруженные тонкими научными приборами. На орбите вокруг Марса находятся космические аппараты: американские Mars Odyssey и Mars Reconnaissance Orbiter. а также европейский Mars Express. Здесь упомянуты далеко не все аппараты международного космического флота.