7 апреля 2023 г. в 12:00 пекинского времени (04:00 UTC) с наземной площадки для твердотопливных носителей Центра космических запусков Цзюцюань был произведен пуск легкого коммерческого твердотопливного носителя «Шуанцюйсянь-1» (双曲线一号, Shuangquxian 1, SQX-1, «Гипербола-1») с бортовым номером Y6. Было объявлено, что пуск прошел полностью успешно и что после 10 минут полета верхняя ступень ракеты вышла на орбиту. 

Пуск РН SQX-1 07.04.2023

После 12-часовой задержки американцы выдали орбитальные элементы на один объект за номером 56172 с международным обозначением 2023-051A:

  • наклонение – 97.34°;
  • минимальная высота – 295.2 км;
  • максимальная высота – 504.0 км;
  • период обращения – 92.55 мин.

Красный экран успешного пуска

Синьхуа сообщило о том, что это была пятая попытка орбитального пуска SQX-1, но не стало уточнять, что успешными были только две из них – первая и последняя. Три аварии подряд на протяжении 2021 и 2022 гг. отвратили заказчиков, и в свой пятый полет ракета ушла без полезного груза. Возможно, этим и объяснялась эллиптичность орбиты: чем скорее пассивный объект зароется в атмосферу, тем лучше. Официальной же задачей старта были «проверки верности общей программы ракеты и получения полетных данных». Ракета имела личное имя «Ляньюньган» (连云港号, Lianyungang hao).

Ракета на старте на фоне гор и города Дунфэн вдали

Легкий твердотопливный носитель «Шуанцюйсянь-1» разработан Пекинской космической научно-технической компанией «Синцзи жунъяо» («Межзвездная слава», кит. 北京星际荣耀空间科技有限公司, бэйцзин синцзи жунъяо кунцзянь кэцзи юйсянь гунсы, англ. Beijing Interstellar Glory Space Technology Co. Ltd., торговая марка iSpace).

Первый успешный орбитальный пуск SQX-1 №Y1 состоялся 25 июля 2019 г. (см. «Российский космос» №9, 2019, с. 54-57) с двумя спутниками класса «кубсат» и тремя неотделяемыми полезными нагрузками. Выполнив его, компания «Синцзи жунъяо» стала первой китайской частной фирмой, вышедшей на орбиту.

Перед вторым стартом ракету полностью переделали с сохранением прежнего наименования и обозначения. Пуск состоялся 1 февраля 2021 г. ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/78681.html ) и закончился аварией – изделие разрушилось на активном участке траектории.

Третий пуск SQX-1 был выполнен 3 августа 2021 г. и завершился аварией из-за неотделения головного обтекателя ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/80867.html
).

В четвертой попытке 13 мая 2021 г. вследствие утечки из шар-баллона рабочего тела системы ориентации и стабилизации управление ракетой было утрачено, и она не достигла орбиты ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/83651.html
).

Транспортировка носителя на стартовую позицию

Пятый пуск первоначально планировался на 25 марта 2023 г., о чем свидетельствовало уведомление о закрытии района падения в Индийском океане, но затем последовательно переносился на 2, 5 и 7 апреля.

Установка РН на пусковой стол

Носитель SQX-1 в его второй версии включает четыре последовательно срабатывающие РДТТ, а также: хвостовой отсек первой ступени с четырьмя решетчатыми стабилизаторами, переходник 1-й/2-й ступени, переходник 2-й/3-й ступени, передний отсек третьей ступени, сегмент управления полетом в составе четвертой ступени и головной обтекатель диаметром 1.40 м и длиной 3.31 м. Стартовая масса носителя составляет 42 т при длине 24 м, заявленная грузоподъемность на ССО высотой 500 км –300 кг.

Технические характеристики ступеней РН второй версии из официального «Руководства пользователя» приведены в таблице.

 

Параметр

1-я ступень

2-я ступень

3-я ступень

4-я ступень

Диаметр, мм

1400

1400

1400

1400

Длина, мм

8678

6665

2616

1895

Масса топливного заряда, кг

18000

13000

3850

1050

Тяга, кН

770

597

195

60

Удельный импульс, сек

*245

**282

**290

**290

Время работы, сек

56

60

56

50

* на уровне моря  ** в вакууме

 

Как и всякий уважающий себя китайский стартап, «Межзвездная слава» намерена в кратчайшие сроки перейти к испытаниям и эксплуатации жидкостных ракет значительно большей грузоподъемности с многоразовыми первыми ступенями. Для этих носителей фирма ведет разработку собственных ЖРД на кислородно-метановой топливной паре.

Линейка средств выведения компании iSpace

Экспериментальный носитель «Шуанцюйсянь-2» (双曲线二号, Shuangquxian 2, SQX-2) основан на двигателе «Цзяодянь-1» (焦点一号, Jiaodian 1, JD-1, буквально – «Фокус») тягой 15 тс и удельным импульсом 355 сек в вакууме с пределами дросселирования по тяге от 40 до 105% и возможностью 30-кратного использования. Девять таких двигателей устанавливается на первой ступени ракеты, еще один – на второй.

Стартовая масса SQX-2 – 106 тонн, длина 28 м, диаметр первой ступени 3.35 м, второй – 2.25 м. Заявленная грузоподъемность ракеты составляет 1258 кг на ССО высотой 500 км в одноразовом варианте и 767 кг в случае спасения первой ступени. Впрочем, ее основное назначение – отработка технологии возвращения и посадки.

Макет первой ступени SQX-2 с посадочными опорами

Наземная отработка двигателя JD-1 в основном завершена. 25 декабря 2019 г. двигатель прошел 500-секундное огневое испытание на стенде в Пекине, 27 мая 2020 г. отработал 500-секундное повторное включение, после чего неоднократно испытывался по реальным полетным циклограммам, в том числе в режиме регулирования тяги. На 2020 год планировался вертикальный подъем одноступенчатой версии SQX-2 с последующей ракетной посадкой, а на 2021 год – первый орбитальный пуск. Ни то, ни другое не состоялось до сих пор, вероятно, вследствие концентрации всех ресурсов фирмы на «лечении» носителя SQX-1. Все, что известно о состоянии работ к настоящему времени – это то, что 22 августа 2022 г. с успехом прошел тест развертывания посадочных опор первой ступени.

Двигатели JD-1 и JD-2

Двигатель следующего класса мощности обозначается «Цзяодянь-2» (焦点二号, Jiaodian 2, JD-2). Это кислородно-метановый ЖРД для первой ступени РН номинальной тягой 105 тс (и пределами регулирования 40–115%) с удельным импульсом более 300 сек, также рассчитанный на 30-кратное включение. Известно, что 2 сентября 2022 г. проводился тест системы факельного зажигания, а 1-2 марта 2023 г. состоялось огневое испытание ТНА без камеры сгорания продолжительностью 11.5 сек. На май 2023 г. запланировано первое огневое испытание ЖРД полного состава. Понятно, что до летных испытаний еще весьма далеко.

Четыре ЖРД JD-2 планируется использовать на многоразовой первой ступени ракеты «Шуанцюйсянь-3» (双曲线三号, Shuangquxian 3, SQX-3) – очередной китайской вариации на тему Falcon 9 / Falcon Heavy. Базовая одноблочная SQX-3 должна иметь стартовую массу 270 т при диаметре 3.35 м и длине 58 м. Полезная нагрузка на ССО высотой 500 км оценивается в 3500 кг в одноразовом варианте и 2000 кг в спасаемом. Помимо базового, рассматриваются более тяжелые варианты с трехблочной и пятиблочной первыми ступенями.

Автор: Liss