1 февраля 2021 г. в 16:15 пекинского времени (08:15 UTC) с площадки Центра космических запусков Цзюцюань был произведен пуск легкого коммерческого носителя «Шуанцюйсянь-1» (双曲线一号, SQX-1, «Гипербола-1»). Старт закончился аварией с разрушением на активном участке, причины которого пока неизвестны. О составе полезной нагрузки носителя надежных сведений нет.

Носитель SQX-1 №Y2 на старте.

Впрочем, перед стартом, в день аварии и даже на следующий день мировое экспертное сообщество было убеждено, что жертвой второй «Гиперболы» стал наноспутник «Фанчжоу-2» (方舟二号). Его владельцем является Пекинская космическая техническая компания «Хантянь Фанчжоу» (北京航天方舟空间技术有限公司, бэйцзин хантянь фанчжоу кунцзянь цзишу юсянь гунсы), основанная 11 октября 2018 г. и базирующаяся в пекинском районе Шицзиншань. Смысловая часть ее названия, «Хантянь Фанчжоу», переводится как «Космический ковчег» (Space Ark) и отражает избранное направление бизнеса – запуски легких возвращаемых орбитальных аппаратов с целью осуществления в орбитальном полете коммерческих экспериментов, главным образом биологических и биотехнологических.

Проектный облик КА "Фанчжоу-3".

1 декабря 2019 г. был представлен проект такого аппарата под названием «Фанчжоу-3» (“方舟”Ⅲ, «Ковчег-3») со стартовой массой 260 кг и высотой рабочей орбиты 350 км. Изделие скомпоновали из возвращаемого аппарата и орбитального отсека с двигательной установкой для ориентации и сведения с орбиты. Разработчики пообещали постановщикам экспериментов квоту в 50 кг полезной нагрузки, размещаемой в гермообъеме при давлении 0.4-0.6 атм. Режим полета – ориентированный с точностью наведения 1° и стабильностью ориентации на уровне 0.03°/с; уровень микрогравитации – весьма скромный, всего лишь 10-3g. Была заявлена достаточно обширная зона приземления с возможными отклонениями ±95 км в продольном и ±55 км в поперечном направлении, и высокая скорость приземления под парашютом – до 13 м/с. В качестве партнеров по созданию возвращаемого аппарата назывались Пекинская космическая научно-техническая компания «Шэньхэ» (航天神禾科技(北京)有限公司) и Коммерческий научно-исследовательский центр по микро- и наноспутникам (商业微纳卫星研发中心).

Если коммерческий спутник называется «Фанчжоу-3», по идее у него должны быть как минимум два предшественника. На самом деле их почти наверняка будет больше.

Первый космический опыт фирма «Хантянь Фанчжоу» получила при создании суборбитальной полезной нагрузки «Фанчжоу-1» (она же SPARK-01; не путать с двумя одноименными спутниками, запущенными в декабре 2016 г.!). Вторым был разработан и изготовлен кубсат формата 6U для летной отработки отдельных технологий и  элементов системы управления под названием «Фанчжоу-2» (он же Ark-2). 

Спутник "Фанчжоу-2".

Контракт на запуск «Фанчжоу-2» был подписан 11 мая 2020 г. с Пекинской космической научно-технической компанией «Синцзи жунъяо» («Межзвездная слава», товарная марка i-Space). Аппарат предполагалось вывести в конце июня 2020 г. на второй ракете SQX-1 с бортовым номером Y2 на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км. Позднее сообщалось о переносе запуска на конец сентября, затем он был отложен на январь 2021 г. и в итоге состоялся 1 февраля. 

Подписание контракта на запуск КА "Фанчжоу-2" 11 мая 2020 г.

Запретные зоны на территории КНР не объявлялись, но такая зона была введена в Индийском океане вблизи Кокосовых островов, что и привлекло к пуску внимание наблюдателей. Об аварии стало известно практически сразу же по реакции участников китайского космического форума 9ifly, а официальные сообщения Синьхуа и компании-разработчика поступили лишь спустя четыре часа, причем название погибшего КА в них отсутствовало.

Все заинтересованные СМИ сообщили уже 1 февраля об аварии SQX-1 со спутником «Фанчжоу-2», который уже несколько месяцев числился за данной ракетой. И лишь поздним вечером 2 февраля владельцы КА «проснулись» и выдали сенсационное сообщение: оказывается, стороны «по дружеской договоренности» аннулировали соглашение о его запуске еще в декабре. Спутника «Фанчжоу-2» на борту не было – он остался в офисе фирмы-разработчика в Шицзиншане!

Стороны не объяснили, с чем связано решение об отмене запуска, но представляются важными следующие обстоятельства.

На последней ступени коммерческого носителя «Гушэнсинь-1» («Церера-1») при запуске 7 ноября 2020 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/77027.html) была смонтирована некая неотделяемая полезная нагрузка фирмы «Хантянь Фанчжоу», которая обеспечила сведение этой ступени с орбиты высотой около 500 км.

1 декабря 2020 г. было объявлено о создании доработанного многоцелевого спутника «Фанчжоу-2F», совмещающего функции экспериментального КА для отработки технологий и космического носителя «национального духа» (太空民生). В то же время официально не сообщалось, что «Фанчжоу-2F» изготовлен на базе «Фанчжоу-2».

Новый КА должен быть запущен ракетой «Церера-1» не позднее 31 мая 2021 г. – эту дату еще раз подтвердили в сообщении от 30 января. Национальный дух принимается к погрузке порциями по 8 граммов – в микроконтейнерах из магниевого сплава, на внешней поверхности которых гравируется послание владельца объемом не более 20 иероглифов. Всего на спутнике на коммерческой основе должно быть размещено 2880 таких контейнеров, причем заказчиками их могут быть граждане любых стран.

А вообще планы фирмы простираются весьма далеко, вплоть до транспортировки грузов с Земли на астроиды и обратно.

Но вернемся к аварийному старту. Носитель SQX-1 за номером Y2 существенно отличался от первого, успешно запущенного 25 июля 2019 г. Если первая ракета имела разные диаметры ступеней – 1.4 м у первой и 1.2 м у последующих, то вторая вся была выполнена в едином диаметре. По данным разработчика, стартовая масса носителя увеличилась с 31 до 42 т, длина ракеты – с 20 до 24 м, а грузоподъемность на ССО высотой 500 км – с 260 до 300 кг.

По заказу владельца первую и вторую ступени ракеты-носителя расписал несуществующими в китайском языке иероглифами известный художник Сюй Бин (徐冰), и поэтому ей дали поэтическое наименование «Письмена небожителей Сюй Бина» (徐冰天书号). Более того, на борту имелся металлический «волшебный куб» массой 8 кг, также представляющий собой работу этого автора. Были ли помимо него какие-то более полезные устройства, не сообщается, и остается констатировать, что обращение к священным авторитетам ракете SQX-1 не помогло.

Автор: Liss