12 ноября 2022 г. в 06:52 по пекинскому времени (11 ноября в 22:52 UTC) со стартового комплекса №9A Центра космических запусков Тайюань произведен пуск РН «Чанчжэн-6A» (CZ-6A №Y2) с военным метеорологическим спутником «Юньхай-3» (云海三号, Yunhai 3, YH-3). Аппарат был успешно выведен на солнечно-синхронную орбиту с параметрами:

• минимальная высота – 839.8 км;
  • максимальная высота – 856.4 км;
  • период обращения – 101.89 мин.

В американском каталоге космических объектов спутник получил номер 54235 и международное обозначение 2022-151A.

Носитель CZ-6A на старте

По официальному сообщению, «Юньхай-3» разработан Шанхайской исследовательской академией космической техники SAST и в основном предназначен «для исследования элементов атмосферной и морской среды и исследования космического пространства, предотвращения стихийных бедствий и минимизации их последствий, а также научных экспериментов».

Красный экран успешного старта

Точно такие же или очень близкие формулировки использовались при запусках всех спутников с именем «Юньхай», что буквально означает «облако и море». Предполагается, что все они являются военными метеоспутниками КНР, ориентированными в первую очередь на мониторинг морских акваторий, при этом «Юньхай-3» значительно тяжелее своих предшественников.

Головная часть с КА "Юньхай-3"

К настоящему времени запущены три КА «Юньхай-1», шесть «Юньхай-2» и один «Юньхай-3». Сведения об их рабочих орбитах приведены в таблице.

Наименование

Шесть плоскостей

Юньхай-3

98.8°

ССО, время узла 06:00

Первый спутник «Юньхай-1» (YH-1) был изготовлен SAST и запущен носителем CZ-2D ровно шесть лет назад, 12 ноября 2016 г., (см. «Новости космонавтики» №1, 2017), два следующих стартовали 25 сентября 2019 г. и 21 сентября 2022 г. ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/84681.html ), причем третий принял «место в строю» у первого. В настоящее время второй и третий КА находятся в противофазе, так что YH-1 02 идет за YH-1 03 с отставанием на полвитка и со сдвигом наземной трассы на половину межвиткового расстояния. Первый КА после кратковременного снижения с 782.6 до 776.5 км вновь поднялся 27-29 сентября до рабочей высоты и опережает третий примерно на 75°.

Масса спутников этого типа не превышает 1200 кг исходя из возможностей носителя. По неполным данным, в состав полезной нагрузки этих спутников входят двухдиапазонный полнополяризационный микроволновой радиометр, антенна которого в норме совершает 18 оборотов в минуту, и инфракрасный сканирующий радиометр. Кроме того, сообщалось об установки на YH-1 аппаратуры метеонаблюдений, использующей проходящие сквозь атмосферу радиосигналы навигационных спутников.

Шесть малых КА «Юньхай-2», созданные Шэньчжэньской космической высокотехнологичной спутниковой компанией «Дунфанхун», были запущены 29 декабря 2018 г. одним носителем CZ-2D с разгонным блоком YZ-3, который также вывел на орбиту экспериментальный связной аппарат «Хунъянь». Три метеоспутника были доставлены на орбиту наклонением 50° высотой 520 км, а еще три – высотой 1095 км. С этих весьма различных позиций к сентябрю 2019 г. все они осуществили переход на орбиты общей высотой 800 км, но за счет выбора времени перехода оказались в шести разных плоскостях, разнесенных на 60° по долготе восходящего узла.

Главная полезная нагрузка была создана в Лаборатории исследования космической среды Национального центра космической науки Китайской АН. Приборы спутников были включены 31 декабря 2018 г., в мае 2019 г. были налажены поступление и обработка данных, а в 2021 г. исследователи в/ч 61741 Народно-освободительной армии Китая опубликовали статьи, посвященные применению радиозатменных данных аппаратуры «Юньхай-2» в системах глобальных и региональных метеопрогнозов. Они сообщили, в частности, об улучшении средне- и долгосрочных предсказаний в части полей ветра и температуры, а в части поля влажности – на всем периоде прогнозирования.

Эмблема запуска КА "Юньхай-3"

О составе аппаратуры КА «Юньхай-3» пока известно немного.

В 2016 г. на орбитальной лаборатории «Тяньгун-2» был установлен интерферометрический видовой микроволновой высотомер InIRA (Interferometry Imaging Radar Altimeter, известен также как 3DLA), использующий две антенны Ku-диапазона для интерференционной съемки в широкой полосе. Тогда сообщалось, что прибор будет вести всепогодные и круглосуточные измерения уровня морской поверхности, высоты волн и скорости приповерхностных ветров, имея разрешение в полосе шириной 30 км составляет 100×100 м, точность измерений – 10 см по высоте и 2 м/с по скорости. Научным руководителем был академик Цзян Цзиншань, а разработчиком и изготовителем прибора – 55-й институт Китайской корпорации электронной техники.

Академик Цзян Цзиншань умер 27 июня 2021 г., а год спустя в статье его памяти было сказано, что аналогичные инструменты планируются на гражданский полярный спутник наблюдения морской динамики (т.е. «Хайян-3») и научный океанографический аппарат «Гуаньлань», а также в качестве одной из основных полезных нагрузок спутника «Юньхай-3».

Первая ступень РН CZ-6A

О предстоящем пуске CZ-6A стало известно 6 октября – в череде сообщений о работе китайских специалистов в праздничные дни прошла и новость о доставке ракеты на космодром в конце сентября. Подтверждение поступило 3 ноября в виде уведомления о закрытии района падения в Тонкинском заливе, аналогичного использованному 29 марта 2022 г. при пуске первой ракеты этого типа (см. https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/83214.html ). Тип запускаемого КА оставался неизвестным вплоть до официального сообщения.

Транспортировка твердотопливного ускорителя на стартовую позицию

CZ-6A официально считается «улучшенной версией» CZ-6, но фактически является совершенно новой ракетой в котором от оригинала остался лишь диаметр первой ступени 3.35 м. При стартовой массе 530 т ракета развивает стартовую тягу 737 тс и обеспечивает доставку 4000 кг полезного груза на ССО высотой 700 км. Не удивительно, что для нее на Тайюане был построен новый стартовый комплекс.

По сообщению 18-й эскадрильи космической обороны, последняя ступень носителя, оставшаяся после увода на орбите высотой 813×847 км, в первые же сутки разрушилась с образованием более 50 наблюдаемых фрагментов. Данные на эти объекты пока не выданы, но заметное изменение орбиты ступени между 05:05 и 15:15 UTC, вероятно, можно рассматривать как подтверждение описанного события.