21 сентября 2022 г. в 07:15 по пекинскому времени со стартового комплекса №94 Центра космических запусков Цзюцюань произведен пуск РН «Чанчжэн-2D» (CZ-2D №Y76) с военным метеорологическим спутником «Юньхай-1» №03 (云海一号03星, Yunhai 1 03, YH-1 03). Аппарат был успешно выведен на солнечно-синхронную орбиту с параметрами:

• минимальная высота – 754.2 км;
  • максимальная высота – 775.6 км;
  • период обращения – 100.13 мин.

В каталоге Стратегического командования США спутник получил номер 53877 и международное обозначение 2022-115A.

Пуск РН CZ-2D 21.09.2022, аэросъемка

По официальному сообщению, «Юньхай-1» разработан 509-м институте Шанхайской исследовательской академии космической техники SAST и в основном предназначен «для исследования атмосферной и морской и космического пространства, предотвращения стихийных бедствий и минимизации их последствий, а также научных экспериментов».

Команда испытателей КА YH-1 03

Запущенный спутник является третьим КА с данным наименованием. Предполагается, что аппараты «Юньхай-1» являются военными метеоспутниками КНР, ориентированными в первую очередь на мониторинг морских акваторий. Помимо «говорящего» названия (иероглиф «юнь» переводится как «облако», а «хай» – как «море»), в пользу такой интерпретации говорит наличие на борту двухдиапазонного полнополяризационного микроволнового радиометра, антенна которого в норме совершает 18 оборотов в минуту, что проявляется в соответствующих вариациях блеска объекта. Вторым известным инструментом является инфракрасный сканирующий радиометр Шанхайского института технической физики – имеются сообщения о начале его работы на 2-м и 3-м КА.

Масса КА не превышает 1200 кг, так как ограничена грузоподъемностью применяемого носителя. Ранее мы писали, что CZ-2D выводит до 1100 кг на стандартную ССО высотой 700 км. В настоящее время, однако, ракету официально характеризуют возможностью вывести на стандартную ССО полезный груз массой 1300 кг; соответственно должна быть пересмотрена и оценка для высоты 760-770 км.

Эмблема запуска КА YH-1 03

Первый «Юньхай-1» был выведен на орбиту 12 ноября 2016 г. (см. «Новости космонавтики» №1, 2017) и на протяжении шести лет работал на солнечно-синхронной орбите высотой около 783 км с прохождением нисходящего узла в 05:30 местного времени. Многочисленные коррекции проводились в основном с целью компенсации торможения в верхней атмосфере, хотя в отдельных случаях наблюдалось и снижение орбиты, вероятно, с целью фазирования. Несколько дней назад, в период с 15 по 17 сентября, YH-1 01 снизился с 782.6 до 776.5 км, что может свидетельствовать о завершении регулярной работы. Кстати, третий спутник запущен в эту же орбитальную плоскость.

Второй «Юньхай-1» стартовал 25 сентября 2019 г. и не получил должного освещения вследствие ликвидации журнала «Новости космонавтики». Как и предшественник, YH-1 02 был выведен на солнечно-синхронную орбиту, но с местным временем нисходящего узла 07:10. Он быстро поднялся до рабочей высоты 783 км и совершал управляемый полет, синхронизируя свое движение с первым спутником серии. Два КА постоянно находились в противофазе, так что YH-1 02 шел за YH-1 01 с отставанием на полвитка и со сдвигом наземной трассы на половину межвиткового расстояния.

По сообщению 18-й эскадрильи контроля космического пространства Космических сил США, 18 марта 2021 г. «Юньхай-1» №02 претерпел разрушение, в результате которого образовалось не менее 21 фрагмента; к настоящему времени число их в американском каталоге увеличилось до 37 единиц.

После инцидента вариации блеска КА прекратились, что было зафиксировано в отчете «Многоканальный мониторинговый телескоп ММТ. Результаты анализа фотометрической информации по космическим объектам на околоземных орбитах. Октябрь 2021 года». Поэтому можно полагать, что микроволновой радиометр был выведен из строя. В то же время следует подчеркнуть, что «Юньхай-1» №02 продолжает корректировать орбиту, а следовательно, функционирует служебный борт и, возможно, какие-то другие инструменты из состава полезной нагрузки. Западные радиолюбители продолжают принимать сигналы КА в L-диапазоне, что подтверждает факт его работы в нештатном состоянии.

Монтаж головной части на носитель

Сообщается, что третий «Юньхай-1» является 93-м запущенным спутником разработки 509-го института SAST, в том числе 12-м в 2022 г. Создание КА впервые проводилось в режиме цифрового проектирования и сопровождения разработки на всех этапах. В результате время отладки наземного оборудования было сокращено на 60%, продолжительность запитки КА перед стартом – на 20%, длительность полигонных испытаний – на 10%, а численность команды испытателей удалось сократить на 15%.

О предстоящем пуске стало известно 14 сентября из уведомления о закрытии района падения в Цинхае. Тип запускаемого КА оставался неизвестным вплоть до официального сообщения.

Носитель CZ-2D на старте

Ракета-носитель CZ-2D, как и спутник, была разработана шанхайской «8-й академией», официально известной как SAST. Разработчики с гордостью отмечают очень короткий период ее предстартовой подготовки, который в данном пуске составил рекордные 11 суток и может быть доведен до 10 суток.

Пуск РН CZ-2D 21.09.2022

Это был 65-й старт РН типа CZ-2D за 30 лет эксплуатации всех ее вариантов, начиная с 9 августа 1992 г., и 50-м из Цзюцюаня. Он также стал 482-м для всех носителей китайской разработки и 438-й для семейства «Чанчжэн» («Великий поход»), в том числе 168-м для ракет шанхайской SAST.