29 октября 2022 г. в 09:01 пекинского времени (01:01 UTC) с пусковой установки №94 Центра космических запусков Цзюцюань был произведен пуск РН «Чанчжэн-2D» (CZ-2D №Y72) с экспериментальным спутником «Шиянь-20C» (试验二十号C卫星, Shiyan 20C), который был успешно выведен на орбиту с начальными параметрами:

• минимальная высота – 749.8 км;
  • максимальная высота – 796.0 км;
  • период обращения – 100.30 мин.

Пуск РН CZ-2D со спутником "Шиянь-20C"

В американском космическом каталоге спутник получил номер 54214 и международное обозначение 2022-142A.

Официально объявлено, что КА создан в Инновационной исследовательской академии микроспутников Китайской АН в Шанхае и «будет в основном использоваться для орбитального тестирования новых технологий, таких как мониторинг космической среды». Больше никакой информации о новом спутнике не опубликовано.

Название и орбита КА изрядно озадачили мировое экспертное сообщество: ждали вовсе не этого.

Две зоны падения в провинции Ганьсу

24 октября было выпущено уведомление на закрытие зоны падения отделяющихся частей РН в южной части провинции Ганьсу, восточнее города Ланьчжоу. Зона была похожа размером и ориентацией на использованную 17 марта 2022 г. под пуск с Цзюцюаня ракеты CZ-4C со спутником «Яогань-34» №02 (YG-34 02) на орбиту наклонением 63.4° и высотой 1100 км, так что логично было ожидать чего-то подобного. На этом мысль западных коллег и остановилась, и вплоть до момента старта они ожидали запуска КА YG-34 03.

Между тем эта версия хромала сразу по двум причинам. Во-первых, под мартовский пуск объявлялась вторая зона в Южно-Китайском море, которой на сей раз не было. Во-вторых, в заявленный временной интервал через космодром Цзюцюань не находился в плоскости орбиты, которая могла бы заинтересовать заказчиков этого спутника. Дело в том, что два уже запущенных YG-34 оказались привязанными по высоте и положению орбиты к тройкам спутников «Яогань-31» (YG-31): первый – к группе 02, второй – к группе 03. Третий аппарат логично было бы поставить дополнением к группе 04, а этого как раз и не получалось.

Впрочем, уже 27 октября ситуация прояснилась: появилось новое уведомление на 15 ноября на ту же самую мартовскую зону в Южно-Китайском море, и в указанный четырехчасовой временной интервал прекрасно ложился пуск в след группы YG-31 04. Нам стало очевидно, что 29 октября летит точно «не то».

Орбита с наклонением 60° (да, близко к 63.4°, но все-таки совсем не то) никогда ранее не использовалась китайскими спутниками. Отсюда сразу следовало, что новый спутник никак не связан с предыдущими и должен работать самостоятельно.

Эмблема запуска КА "Шиянь-20C"

Наконец, название «Шиянь-20C» было удивительным уже потому, что нумерация «экспериментальных спутников» (шиянь означает опыт, эксперимент) в конце сентября 2022 г. была доведена до 17, но аппараты с номерами 18 и 19, а тем более 20A и 20B, на орбите отсутствовали. Эту загадку, однако, разрешила «пусковая» статья в корпоративном издании «Чжунго хантянь бао», где состоявшийся пуск посвятили завершению XX съезда КПК и исполнению его решений. Очевидно, в честь съезда шанхайскому спутнику и дали круглый непорядковый номер.

А может быть, и буква C тоже появилась в честь съезда? Не исключено, но нам представляется интереснее другая версия. 23 сентября Инновационная исследовательская академия микроспутников объявила об отправке на полигон спутника CX-3C и команды испытателей, после чего он «исчез с радаров». Очень похоже, что именно этот КА и был запущен 29 октября, и буква C в названии пришла из его внутреннего конструкторского обозначения.

Команда испытателей спутника CX-3C перед отъездом на полигон

Но если так, то логично связать CX-3C с запущенными ранее спутниками CX-3 (创新三号, Chuangxin 3, Чуансинь-3) и CX-3A. Первый был запущен 20 июля 2013 г. (см. «Новости космонавтики» №8, 2013). Под вторым именем вывели на солнечно-синхронные орбиты разной высоты три КА – 20 ноября 2018 г., 5 июля 2020 г. ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/74844.html ) и 9 апреля 2021 г. ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/79534.html ). Все они также были заявлены как спутники для мониторинга космической среды, а в действительности ведут наблюдения за вполне конкретными объектами в этой среде – за другими спутниками, ступенями носителей и фрагментами, собирательно именуемыми космическим мусором.

За отсутствием иных данных мы склонны приписать аналогичное назначение и спутнику «Шиянь-20C».

Состоявшийся старт стал 490-м в истории китайских ракет-носителей, в том числе 445-м для ракет семейства «Великий поход», 173-м для их шанхайской подгруппы и 69-м для CZ-2D. За неполный год запущено уже 12 таких ракет, и если Цзюцюань уже «отстрелялся», то Тайюань вполне может «порадовать» аналитиков еще одним-двумя стартами.

Команда испытателей РН CZ-2C

Официальная грузоподъемность носителя CZ-2D на солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км составляет 1300 кг. В данном случае, однако, масса КА превышала возможности носителя. Для того, чтобы все-таки отправить его на орбиту, были предприняты два нестандартных шага. Во-первых, путем численного моделирования подобрали наилучшую траекторию выведения, следствием чего, кстати, и явился выбор района падения первой ступени. Во-вторых, со второй ступени ракеты сняли систему реактивного управления ориентацией, возложив ее функции на двигатели малой тяги, используемые в норме для точного довыведения. Это позволило снизить конечную массу ступени примерно на 100 кг и на столько же увеличить грузоподъемность.