6 сентября 2022 г. в 12:19 пекинского времени (04:19 UTC) с пусковой установки №3 Центра космических запусков Сичан был осуществлен успешный пуск РН «Чанчжэн-2D» (CZ-2D №67). На орбиту были успешно выведены три спутника с общим официальным обозначением «Яогань-35, 05-я группа» (遥感三十五号05组卫星, Yaogan 35 hao weixing 05 zu weixing, YG-35 05).

Пуск РН CZ-2D 6 сентября 2022 г.

Номера и международные обозначения, присвоенные объектам этого запуска в американском каталоге космических объектов, а также начальные параметры их орбит пока неизвестны.

Это был пятый старт аппаратов с таким названием – предыдущие тройки были выведены на орбиту 6 ноября 2021 г. ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/81887.html ), 23 июня 2022 г. ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/83990.html ), 29 июля 2022 г. ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/84332.html ) и 20 августа 2022 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/84416.html ); см. таблицу. Официальные сообщения о запуске не несут никакой новой информации по сравнению с выпущенными к предыдущим стартам.

Дата и время старта, UTC

CZ-2D Y66

2022.09.06 04:19

YG-35 05

CZ-2D Y67

В бурной истории китайской космической программы последних лет, пожалуй, нет примера столь быстрого развертывания новой космической системы. Носители для всех пусков были заказаны одновременно, о чем свидетельствуют их последовательные номера, от Y63 до Y67. Все пять троек спутников были запущены на протяжении 10 месяцев, а четыре последних – менее чем за три месяца, причем интервалы между стартами все время сокращались: 36, 22 и 17 суток. Последнее вообще близко к минимальному технически реализуемому интервалу между последовательными стартами с одной пусковой установки с учетом используемой на Сичане технологии вертикальной сборки носителя.

Головная часть поднимается для установки на носитель

Сообщается, что при создании этой системы были достигнуты выдающиеся результаты в части скорости изготовления и испытаний спутников. По сравнению с традиционными КА продолжительность разработки была сокращена на 70%, а длительность испытаний на полигоне – на 80%. Разработчики обеспечили выпуск спутника с завода-изготовителя через 20 суток после поставки полезной нагрузки и проведение испытаний в технической зоне полигона в течение одной недели.

Команда испытателей шанхайского спутника YG-35C

Известно, что головная часть CZ-2D была доставлена на старт 29 августа – соответствующие снимки были опубликованы двумя днями позже в порядке демонстрации успешной работы специалистов космической отрасли в условиях вспышки ковида в Китае и жестких ограничительных мер. Пятый пуск ожидался 7 сентября – эту дату называли туристические агентства, рекламируя поездки в Сичан. Однако 5 сентября были выпущены предупреждения о закрытии зоны старта и района падения 1-й ступени на 6 сентября, и старт состоялся в обозначенный в них срок – и менее чем через два часа после пуска ракеты KZ-1A с Цзюцюаня.

Состоялся, невзирая на сильное землетрясение, случившееся днем 5 сентября в центральной части провинции Сычуань, в уезде Лудин в районе городов Яань и Гардзе, примерно в 170 км к северу от космодрома. К моменту старта было известно о по крайней мере 85 погибших и о сотнях раненых в районе стихийного бедствия.

Эмблема запуска 05-й группы YG-35

Таким образом, система «Яогань-35» развернута в экстренном порядке. Официальную легенду о цели запуска спутников – «научные эксперименты, обследование земель и природных ресурсов, оценка урожая сельскохозяйственных культур, предотвращение стихийных бедствий и борьба с их последствиями» – разумеется, нельзя воспринимать всерьез. Наиболее вероятным реальным назначением системы является радиотехническая разведка.

Орбитальная группировка «Яогань-35» состоит из пяти троек спутников на орбитах с наклонением 35°, плоскости которых разнесены на 72° по долготе восходящего узла. В каждой плоскости работают три спутника, из которых два (A и B в китайских обозначениях) изготовлены компанией «Хантянь Дунфанхун», подразделением Китайской исследовательской академии космической техники CAST в Пекине, а третий (С) – 509-м институтом Шанхайской исследовательской академии космической техники SAST.

Выбранная рабочая высота орбиты (496.5 км) характеризуется сильным торможением в верхней атмосфере, поэтому аппараты регулярно маневрируют, поддерживая ее. Два КА выполняют разовые «ступенчатые» подъемы орбиты, оставаясь при этом на расстоянии порядка 15-20° друг от друга. Третий поднимается постепенно, на двигателях малой тяги, и держится в пределах 1° от хвостового аппарата.

Ступень носителя будет оснащена тормозным "парашютом"

Интересная деталь: четыре ракеты 2022 года, в отличие от первой, были оснащены тормозным «парашютом» для ускоренного сведения верхней ступени с орбиты. По случаю пятого старта разработчик сообщил, что ступень ракеты Y64 в результате развертывания «парашюта» снижается втрое быстрее, чем ступень Y63. Американские орбитальные элементы на соответствующие объекты подтверждают это заявление; более того, наблюдается быстрое снижение ступени ракеты Y65.

Состоявшийся старт стал 480-м для китайских космических носителей всех типов, 436-м для ракет семейства «Чанчжэн» («Великий поход») и 167-м для изделий шанхайского производства в их числе, а для ракет CZ-2D – 64-м.