6 ноября 2021 г. в 11:00 пекинского времени (03:00 UTC) с пусковой установки №3 Центра космических запусков Сичан был осуществлен успешный пуск РН «Чанчжэн-2D» (CZ-2D №63). На орбиту были успешно выведены три спутника с общим официальным обозначением «Яогань-35A, B, C» (遥感三十五号卫星A星、B星、C星, Yaogan 35 hao weixing A xing, B xing, C xing, YG-35). Номера и международные обозначения, присвоенные объектам этого запуска в каталоге Космического командования США, а также начальные параметры их орбит приведены в таблице 1. Соответствие наблюдаемых объектов с конкретными названиями, разумеется, условное.

Таблица 1. Данные на объекты, запущенные 06.11.2021

2021-101B

491.0

495.6

94.48

Старт РН CZ-2D с Сичана 6 ноября 2021 г.

В официальном сообщении о старте агентства Синьхуа назначение спутников указано не было. (Название «Яогань», которое формально переводится как «дистанционное зондирование», не должно вводить в заблуждение, так как давно уже используется применительно к спутникам самых разных типов – от оптической съемки до радиоэлектронной разведки.) Однако корпоративная газета «Чжунго хантянь бао» со ссылкой на сообщение Китайской корпорации космической науки и техники объявила, что три спутника будут использоваться «главным образом для научных экспериментов, обследования земель и природных ресурсов, оценки урожая сельскохозяйственных культур, предотвращения стихийных бедствий и борьбы с их последствиями». Ну а переводя на более привычный язык, – экспериментальные спутники видовой разведки.

Этот же источник сообщил, что спутники A и B разработаны Космической спутниковой компанией «Дунфанхун», подразделением по малым аппаратам Китайской исследовательской академии космической техники CAST («5-я академия»), а спутник C – Шанхайской исследовательской академии космической техники SAST («8-я академия»). «Чжунго хантянь бао» особо отметила, что шанхайская ракета CZ-2D в своем втором пуске с Сичана впервые несла космическую головную часть с тандемным размещением спутников, высота которой составила рекордные 13.4 м.

Космическую головную часть YG-35 доставили на старт.

«Кэцзи жибао» («Научно-техническая газета») привела дополнительные подробности: спутники были достаточно габаритными, порядка 2.5 м в диаметре в стартовом положении, и потому могли размещаться только друг над другом; в первом варианте компоновки головной части она оказалась выше проема ворот монтажно-испытательного корпуса, что было неприемлемо с точки зрения эксплуатации. Проблема была решена размещением среднего спутника в отведенном ему отсеке стартового адаптера вверх ногами; высота всей связки при этом уменьшилась, а массу адаптера удалось снизить на 70 кг, выиграв соответствующую прибавку в массе полезного груза. Спутники были зафиксированы с помощью четырехточечной низкоударной системой отделения.

С учетом рекордной высоты носителя потребовалась также доработка системы управления ракетой с установкой дополнительных датчиков для обеспечения стабилизации ее в полете.

РН CZ-2D на старте

Состоявшийся старт стал 431-м в истории китайской космонавтики, в том числе 396-м для ракет семейства «Великий поход», 145-м для носителей разработки SAST и 56-м для ракет типа CZ-2D.

"Большой красный экран" с официальным объявлением об успешном запуске

В отсутствие какой-либо информации о характеристиках и особенностях запущенных КА существенное значение имеет их рабочая орбита и соотношение ее с орбитами уже известных систем. Из уведомления о закрытии района падения ракетной ступени, опубликованного 4 ноября, было очевидно, что полезный груз пойдет на орбиту с низким наклонением. Собственно, район падения был очень близок к заявлявшемуся под первый старт CZ-2D с Сичана 20 февраля 2020 г. Тогда четыре экспериментальных спутника «Синьцзишу шиянь вэйсин» были выведены на орбиту наклонением 35° и высотой около 478 км и в итоге вошли в разномастную группировку из восьми подобных КА, летящих плотной группой с расстоянием между головным и хвостовым объектами 10-11° ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/44905.html ). Отсюда возникало предположение о принадлежности полезного груза второй сичанской CZ-2D к этой же группе.

Эмблема запуска группы КА "Яогань-35"

Но нет – с появлением в американском каталоге орбитальных элементов на вновь запущенные спутники стало ясно, что они выведены в другую плоскость, узел которой отстоит от узла орбиты «восьмерки» примерно на 10°, и на орбиту на 15 км ниже последних. Не попали они и ни в одну из шести известных плоскостей аппаратов «Яогань-30», также использующих орбиты с наклонением 35°, к тому же те летают на высоте почти 600 км. В общем, «родственников» у спутников «Яогань-35» не оказалось.

Разумеется, некоторые выводы об их реальном назначении можно будет сделать позднее, когда три КА выполнят необходимое маневрирование и построят некую рабочую конфигурацию. Пока же стоит обратить внимание на два обстоятельства.

Во-первых, орбиты с наклонением 35°, которые Китай начал использовать с сентября 2017 года, не обеспечивают полного охвата территории страны – Пекин находится на 40°с.ш., а северная граница провинции Хэйлунцзян соответствует широте 53°. Однако они как нельзя лучше «покрывают» остров Тайвань, лежащий между 24.5° и 29° с.ш., и прилегающие к нему сухопутные и морские районы. Учитывая, что Китай все настойчивее говорит о перспективе ликвидации сеператистского режима Тайваня, который считает себя законным правительством Китайской Республики, и воссоединения острова с материковым Китаем, спутниковая разведка Тайваня и союзных ему морских сил США имеет очевидную ценность.

Во-вторых, стоит подчеркнуть одно обстоятельство, которое в принципе было уже давно понятно: названия «Яогань» и их номера окончательно привязались к космическим системам, а не к конкретным спутникам.

Напомним, что на протяжении 10 лет, с момента старта КА «Яогань-1» 27 апреля 2006 г. (см. «Новости космонавтики» №6, 2006) и до запуска спутника «Яогань-30» 15 мая 2016 г., четко соблюдался принцип «один старт – один номер». Его получал каждый вновь запущенный разведывательный аппарат или даже группа аппаратов, вне зависимости от производителя, типа и конкретного назначения. Всего на этом этапе было успешно запущено 40 КА – 25 по отдельности и 15 в пяти тройках (система «Цзяньбин-8», спутники типа «Яогань-9»).

В 2015 г. известные системы спутниковой разведки Китая стали пополняться аппаратами с официальным именем «Гаофэнь» и некоторыми другими, а старое имя «Яогань» зарезервировали в основном за многоспутниковыми группировками радиоэлектронного наблюдения. По неизвестным причинам нумерация их началась с уже использованного имени «Яогань-30». За четыре года, прошедшие с 29 сентября 2017 г., запустили в общей сложности 52 КА: тридцать штук «Яогань-30», двенадцать «Яогань-31», четыре «Яогань-32», два «Яогань-33» (один из них аварийно), один «Яогань-34» и три «Яогань-35».

Таблица 2. Спутниковые системы с именем «Яогань» современного этапа

Оптико-электронная разведка

Яогань-35

06.11.2021

Назначение не установлено

Стоит заметить также, что применительно к системам «Яогань-30», «Яогань-31» и «Яогань-32» регулярно использовался термин «группа КА» с новым номером для каждого запуска. Однако спутники «Яогань-35» не были названы группой и получили индивидуальные буквенные обозначения.