15 декабря 2021 г. в 10:00 пекинского времени в Центре космических запусков Цзюцюань был выполнен коммерческий пуск легкого твердотопливного носителя «Куайчжоу-1A» (KZ-1A) с двумя спутниками GeeSAT, закончившийся аварией, характер и причины которой пока неизвестны и являются предметом начатого расследования.

Это был 14-й старт ракеты KZ-1A, созданной предприятиями Китайской корпорации космической науки и промышленности CASIC и летающей с 2017 г., и четвертый после аварии 12 сентября 2020 г. Ракета с заявленной грузоподъемностью 300 кг на низкую околоземную орбиту и 200 кг на типовую солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км используется главным образом по коммерческим заказам, хотя иногда выводит на орбиту и государственные спутники ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/82072.html ).

У оператора данной системы запуска – Космической ракетной технической компании «Кэгун», работающей под брендом ExPace, были обширные планы на ближайшие месяцы. Выступая 25 ноября на 7-м китайском (международном) форуме по коммерческому космосу, ее главный конструктор Ян Юэ (杨跃) заявил, что в течение полугода с момента возобновления пусков в сентябре 2021 г. компания намерена провести 10 стартов. Таким образом, на зимний период, с декабря 2021 по март 2022 г., планировалось семь пусков, и два из них – в середине декабря. Более того, 11 декабря заместитель гендиректора CASIC Фань Вэй сообщил, что на первую половину 2022 г. запланировано более 10 стартов.

Фань Вэй рассказывает о планах пусков KZ-1A

ExPace не объявляла конкретных дат стартов и полезных грузов, хотя по логике поведения коммерческого оператора и должна была бы это делать. Информация о том, что два ближайших будут проведены в середине декабря, поступила в виде предварительного уведомления о закрытии двух близких районов падения в Коралловом море, каждый размером 40×100 км, с центрами в точках 19.65°ю.ш., 159.75°в.д. и 18.68°ю.ш., 156.15°в.д., на период с 10 по 18 декабря, с 01:00 до 04:00 UTC ежедневно.

10 декабря был заявлен и район падения на территории КНР, вблизи города Лоян в провинции Хэнань. Район, во-первых, весьма необычный – под старт с Цзюцюаня в юго-восточном направлении на орбиту наклонением около 46°. Во-вторых, под два старта сразу – 13 декабря и 15 декабря, оба раза около 02:00 UTC. Вслед за этим перевыпустили и уведомления на районы падения в Коралловом море; по ним наклонение получалось ближе к 50°.

Для традиционных носителей семейства «Великий поход» со сборкой на старте два пуска с двухсуточным интервалом – вещь невозможная, так что эксперты ожидали увидеть твердотопливные носители, и скорее всего, именно KZ-1A, тем более что было известно, что в конце ноября на полигон отправили ракеты с номерами Y16 и Y17.

А вот по полезному грузу никакой ясности не было. Единственная обоснованная версия сводилась к заявленному еще в апреле 2019 г. планам той же CASIC по запуску двух экспериментальных спутников системы MicroSpace-1 с номерами S3 и S4, в оригинальном написании – 微厘空间一号系统S3、S4试验卫星 (вэйли кунцзянь 1 ситун S3, S4 шиянь вэйсин). Она подкреплялась тем фактом, что производитель, Инновационная исследовательская академия микроспутников в Шанхае, 27 ноября отчитался о готовности спутника S3 к отправке на полигон и о формировании команды испытателей.

Утром 13 декабря ничего не произошло, если не считать замены всех уведомлений новыми со сдвигом на двое суток – на 15 и 17 декабря. Ну а 15 декабря вместо сообщения об успешном старте агентству Синьхуа пришлось рапортовать о неудаче.

Вид КА Geely, представленный в ноябре 2018 г.

Лишь в этом сообщении появилась информации о том, что именно запускалось и было потеряно – два спутника GeeSAT (吉利卫星, цзили вэйсин), которые принадлежат компании Geespace – дочернему предприятию холдинга Geely Holding. Другим и более известным предприятием холдинга является Geely Automobile Holdings Limited, одна из крупнейших китайских фирм по производству автомобилей. Ей, собственно, и принадлежит инициатива организации массового производства дешевых спутников как для собственных нужд, так и на заказ.

Фирма Geespace была основана в Шанхае в 2018 г. и включена в состав Geely Technology Group с задачей создания, запуска и эксплуатации низкоорбитальных спутников, которые будут обеспечивать пользователей следующими услугами:

  • Высокоточное (до сантиметров) определение местоположения;
  • Поддержка эксплуатации спутниковой облачной платформы OmniCloud с функцией искусственного интеллекта;
  • Высокоскоростной доступ в Интернет.

Глобальная задача проекта OmniCloud состоит в эффективном управлении городским трафиком беспилотных автомобилей за счет точного определения положения каждого транспортного средства на фоне объектов инфраструктуры и оптимизации их использования, в том числе совместного, на базе технологий искусственного интеллекта. Предполагается, что впоследствии система будет распространена на железнодорожные перевозки и приобретет и «третье измерение» в форме движения беспилотных воздушных дронов. В отношении промышленного сектора она дополняется задачей передачи информации с датчиков на производственных объектах в целях дистанционного мониторинга, контроля и обслуживания. Компания обозначает сферу применимости своих спутников как V2V (Vehicle-to-vehicle) и V2X (Vehicle-to-everything).

Концепция использования спутников Geely

Разработчиком спутников является еще одно дочернее предприятие Geely, учрежденное 20 ноября 2018 г. Это Чжэцзянская научно-техническая компания «Шикун даоюй» (浙江时空道宇科技有限公司, чжэцзян шикун даоюй кэцзи юсянь гунсы, Zhejiang Shikong Daoyu Technology Co., Ltd.). 24 апреля 2020 г. было объявлено, что компания спроектировала и изготовила два первых спутника, которые будут запущены во второй половине 2020 г. В июне два аппарата массой по 130 кг были отправлены в Цзюцюань, но им пришлось ждать сначала результатов расследования аварии 12 сентября 2020 г., а затем трех следующих стартов, имевших приоритет. Увы, вторая авария KZ-1A пришлась как раз на спутники Geely.

3 марта 2020 г. было объявлено о начале строительства в Тайчжоу, провинция Чжэцзян, центра проектирования, производства и испытаний спутников Geely, совмещенного с центром управления полетом и инфраструктурой облачных вычислений. Заявленный объем капиталовложений составил 2.27 млрд юаней (326 млн $). Уже 18 февраля 2021 г. предприятие получило лицензию Национальной комиссии по развитию и реформам, позволяющую начать производство спутников. Ввод предприятия в строй планировался на октябрь 2021 г., но уже 27 сентября фирма объявила о начале производства спутников.

Внешний вид предприятия Geely в Тайчжоу

Geespace утверждает, что на предприятии в Тайчжоу ежегодно будет выпускаться более 500 спутников различных типов. Неудивительно, что уже в июне 2020 г. компания объявила о готовности поставлять любому заказчику 10-килограммовые кубсаты модели GeeSAT-10(01) с оптической аппаратурой наблюдения Земли стоимостью 10 млн юаней (1.6 млн $) за штуку.

Спутник на испытаниях в Тайчжоу в представлении художника

«Шикун даоюй» также занимается спутниковым интернет-проектом в Циндао, провинция Шаньдун, стоимостью 637 млн $.

Автор: Liss