25 ноября 2021 г. в 07:41 по пекинскому времени (24 ноября в 23:41 UTC) с мобильной пусковой установки на площадке №95 Центра космических запусков Цзюцюань осуществлен пуск коммерческой твердотопливной РН «Куайчжоу-1A» (KZ-1A) с экспериментальным спутником «Шиянь-11» (试验十一号卫星, Shiyan 11, SY-11).

Аппарат был успешно выведен на орбиту с параметрами:

* наклонение – 97.45°;

* минимальная высота – 489.0 км;

* максимальная высота – 502.5 км;

* период обращения – 94.53 мин.

В каталоге Космического командования США аппарат получил номер 49501 и международное обозначение 2021-112A.

Старт РН KZ-1A 25 ноября 2021 г.

В официальном сообщении Синьхуа ничего не был сказано ни о разработчике спутника, ни о его назначении. Однако Китайская корпорация космической науки и техники CASC объявила, что «Шиянь-11» спроектирован и изготовлен во входящей в ее состав Китайской исследовательской академии космической техники CAST и будет использоваться для обзора земельных ресурсов, городского планирования, оценки урожая, предотвращения стихийных бедствий и борьбы с их последствиями.

"Большой красный экран" -- официальное признание успешного запуска

Эта общеизвестная легенда прикрытия сообщает нам, что аппарат предназначен для наблюдения Земли главным образом в интересах разведки. А поскольку для него была выбрана солнечно-синхронная орбита с прохождением нисходящего узла в 06:00 местного времени, следует заключить, что «Шиянь-11», вероятно, является экспериментальным спутником радиолокационного наблюдения.

Неофициальные источники сообщают, что реальным разработчиком спутника является компания «Хантянь Дунфанхун» в составе 5-й академии, специализирующаяся на малых КА и микроспутниках. Учитывая жесткие ограничения на массу полезного груза – для РН KZ-1A она составлят 300 кг на низкую околоземную орбиту и 200 кг на типовую солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км – можно сделать вывод, что «Дунфанхун» дебютировала в сфере создания легких радиолокационных КА, возможно, аналогичных финским аппаратам ICEYE.

Кадр из анимации запуска -- сброс головного обтекателя.

Это был 13-й старт РН KZ-1A, разработанной на коммерческой основе фирмой «Хантянь Саньцзян» Китайской корпорации космической науки и промышленности CASIC в г. Ухань и эксплуатируемой Космической ракетной технической компанией «Кэгун» (она же ExPace). Парадоксально, но факт: запуск был заказан конкурирующей корпорацией CASC, у которой есть два своих легких твердотопливных носителя (CZ-11 и SD-1), причем по государственной программе, о чем свидетельствовало не только имя КА, но и бело-голубая раскраска носителя. Замечено, что при запуске коммерческих спутников KZ-1A красят в серый («шаровый») цвет.

РН KZ-1A на стартовой позиции утром 25 ноября 2021 г.

О предстоящем старте стало известно 22 ноября из уведомлений о закрытии для полетов двух районов падения ступеней к югу от Цзюцюаня. Центр первого из них был расположен всего в 125 км от места старта, что наводило на мысль о твердотопливном носителе. С типом его, однако, наблюдатели ошиблись, полагая, что на старт после годичного перерыва вновь вышла «чисто коммерческая» ракета «Гушэньсин-1» (GSX-1). На самом деле еще 16 ноября была анонсирована еще одна запретная зона в Индийском океане к югу от экватора, примерно в 7500 км от старта, для падения 3-й ступени. Сначала она была заявлена на период с 22 по 25 ноября (по Гринвичу), но потом дважды уточнялась и в итоге стала соответствовать по дате и времени зонам в континентальном Китае. Довыведение спутника с суборбитальной траектории на орбиту обеспечила дополнительная 4-я ступень.

Ракета оставила красивый узор на предрассветном небе

По неофициальной информации, стартовавший 25 ноября носитель имеет номер Y13, а в течение следующих четырех месяцев CASIC планирует запустить еще четыре ракеты KZ-1A с номерами от Y14 до Y17.