Второй пуск Momo v1

Не успела площадка поселка Тайки (уезд Хироо, округ Токати, остров Хоккайдо) остыть от первого старта ракеты Momo v1, выполненного 3 июля (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/80821.html), как 31 числа того же месяца в 17:00 по японскому времени компания Interstellar Technologies (IST) осуществила пуск Momo v1, получившей имя собственное TENGA.
5Y2A4506.jpgTENGA на стартовой площадке

  Для островитян это был второй пуск, выполненный с территории Хоккайдо за календарный месяц, а также второй старт Momo v1 – новой версии прототипа первой японской частной ракеты-носителя сверхлегкого класса Momo («Сто»), и в общей сложности седьмой пуск ракет Momo (стартовавшее изделие имеет номер «шесть»).

Название образованной в 2005 г. компании «Тэнга» (典雅) переводится как «утонченный» или «изысканный», однако применительно к данному событию напрашивается связь с созвучным словом 天河, несущим значение «Млечный путь» или (наша) «Галактика», то есть (наша) галактическая система. Однако 天河 – не такое общеупотребительное слово, как «Аманогава» (天の川или 天の河), тоже переводящееся как «Млечный путь».

IST анонсировала совместный проект с токийской компанией TENGA 26 января 2021 г. При этом ставились следующие задачи:

— доставка в космос контейнера POD с записками от граждан Японии (1000 штук);

— отправка в космос робота с последующим его «подбором» после приводнения;

— оснащение ракеты аппаратурой для записи данных температуры, давления и прочих параметров внутри TENGA для разработки носителя для вывода грузов в космос.

Что же мы получили по факту – стартовавшая в 17:00 ракета достигла отметки 92 км в 17:03 и приводнилась у берегов Хоккайдо в 17:10 – в 29.54 км к юго-востоку от пусковой площадки.

12.pngОтделение полезной нагрузки

В районе высшей точки полёта из выпускного отверстия (диаметром 38 мм) ракеты отделилась полезная нагрузка (робот и контейнер с записками), место последующего приводнения которой было обнаружено самолетом благодаря специальному сигнальному красителю. ПН подобрали на морской поверхности в 18:55 в 28.01 км к юго-востоку от места старта. Ракету также оснастили «кабиной», где разместили ПН и регистрирующую параметры аппаратуру.

Кстати, контейнер с записками имел высоту 64.8 мм, диаметр 37.8 мм и массу 51.1 г. Параметры робота – 78.2 мм, 34.8 мм и 37.6 г соответственно.

11.pngПрямая трансляция из «Момо»: по центру – контейнер с записками, слева – робот

Таким образом были достигнуты все три поставленные цели, при этом впервые в Японии частный сектор выполнил:

— доставку ракетой полезной нагрузки в космическое пространство и ее отделение;

— подбор ПН после приводнения;

— ведение прямой трансляции из «кабины» ракеты в течение всего полета и в момент отделения ПН.

Что касается IST, то компания планирует продолжать пускать зондирующую ракету Momo и параллельно работать над двухступенчатым носителем ZERO для вывода малых спутников в космос, испытательный старт которой в планах японских инженеров стоит на 2023-2024 годы. 1 ноября IST оповестила, что совместно с токийским производителем насосов и турбин Ebara (荏原製作所) приступила к разработке турбонасосного агрегата для носителя ZERO.

Улучшенный «Путеводитель»

26 октября в 11:19:37 по токийскому времени с Космического центра Танэгасима (префектура Кагосима) стартовые расчеты фирмы MHI (Mitsubishi Heavy Industries Ltd.) осуществили пуск носителя H-IIA (номер F44, вариант 202) с навигационным спутником QZS-1R (Quasi-Zenith Satellite-1 Replacement, «Замена»), названным также «Новый Митибики» №1 (みちびき初号機後継機 или Michibiki-1R).

Через 28 минут 06 секунд после старта аппарат успешно отделился от второй ступени H-IIA и вышел на расчетную орбиту. В каталоге Стратегического командования США спутник получил номер 49336 и международное обозначение 2021-096A.

interview02_01.jpgИто Дайти (伊藤 大智, командированный от JAXA в кабинет министров Японии) и менеджер проекта QZS-1R Маэда Цуёси (前田 剛, кабмин) на космодроме Танэгасима

Квазизенитная спутниковая система (Quasi-Zenith Satellite System/QZSS или Michibiki, «Путеводитель») необходима Японии для стабильной и всеохватывающей навигации на своей территории, сложность которой заключается в рельефном разнообразии. GPS не дает Японии требуемой точности и непрерывности предоставляемых американскими партнерами навигационно-временных услуг.

Поэтому QZSS строится как местное дополнение GPS с целью увеличения числа наблюдаемых вблизи зенита навигационных КА и постоянного мониторинга работоспособности и доступности спутниковой навигации.

При стихийных бедствиях Michibiki может ретранслировать короткие сообщения и собирать информацию по убежищам даже в условиях, когда посредством мобильных телефонов и других аппаратов осуществлять связь невозможно. Неофициально QZSS еще называют «японской GPS».

Первый экспериментальный аппарат, QZS-1, разработка которого обошлась в 40 млрд йен (~ 360 млн долл), был запущен 11 сентября 2010 г. на носителе H-IIA, и стал своего рода «первопроходцем» собственной навигации в Японии и наглядным «демонстратором» возможностей дополнения американской системы GPS.

30 сентября 2011 г. на заседании Кабинета министров Японии было принято решение о срочном создании оперативной системы из четырех аппаратов с последующим наращиванием группировки до семи единиц.

Однако, спустя только шесть лет после вышеуказанного решения запуски в интересах QZSS были продолжены. Причём, в 2017 г. японцы последовательно отправили на орбиту на H-IIA сразу три аппарата системы: QZS-2 (1 июня), QZS-3 (19 августа) и QZS-4 (10 октября). Запуск четвертого аппарата стал кульминацией 15-летней работы, поскольку создание квазизенитной системы было инициировано в 2002 г.

H-IIA в сборочном цехе ТанэгасимыH-IIA в сборочном цехе Танэгасимы

Первоначально запуск QZS-1R планировался на 25 октября, но из-за ухудшения погодных условий его перенесли на 26 октября. Новый аппарат предназначен для замены QZS-1, первого спутника японской системы позиционирования.

Логотип QZS-1R и последующих миссий QZS-5, -6 и -7Логотип QZS-1R и последующих миссий QZS-5, -6 и -7

Выведенная 26 октября улучшенная версия Michibiki от предыдущих аппаратов системы отличается более прочной конструкцией и повышенным сроком эксплуатации – до 15 лет.

Сухая масса QZS-1R составляет 1.6 т, полная длина – 19 м. Для определения положения в пространстве на аппарате установлены звездные датчики, а для контроля ориентации – маховики. Также спутник оснащен сверхточными рубидиевыми атомными часами, погрешность которых составляет 1 с на 1 млн лет.

Спутник может передавать сигналы L6E «Усовершенствованного демонстрационного устройства глобальной навигационной спутниковой системы для орбитальных и тактовых расчетов» (Multi-GNSS Advanced Demonstration tool for Orbit and Clock Analysis)/MADOCA), которое было установлено на всех аппаратах, кроме самого первого, экспериментального. Другими словами, MADOCA представляет собой технологию корректировки для высокоточного позиционирования. Вскоре на орбите будут работать четыре спутника, оснащенные данной технологией, и так как сигналы L6E позволяют определять местоположение с точностью до сантиметров, то после ввода QZS-1R в эксплуатацию возрастет качество предоставляемых навигационных услуг.

В настоящее время в космосе находится пять аппаратов системы QZSS, однако активная группировка по-прежнему состоит из четырех аппаратов, так как QZS-1R заменит самого первого «Митибики» только в 2022 г. – когда истечет его плановый 12-летний срок эксплуатации.

На текущий момент времени продолжается разработка и подготовительные работы для пополнения системы к 2023 ф.г. (до 1 апреля 2024 г.) еще тремя спутниками – QZS-5, -6 и -7. Если все пойдет как по маслу, то в 2023-2024 гг. на околоземной орбите будет функционировать японская навигационная система QZSS в составе семи «Путеводителей».

Система QZSS в первые годы находилась в ведении Японского агентства аэрокосмических исследований JAXA, однако 28 февраля 2017 г. полномочия по ее эксплуатации были переданы Кабинету министров Японии.

Многоразовый носитель Honda

Японский автопроизводитель разрабатывает частично многоразовый жидкостный носитель для выведения малых спутников, испытательный пуск которого планируется провести к 2030 г. В ракете будут применены основные автомобильные технологии Honda в области систем сгорания, подачи жидкостей, дистанционного управления и наведения. Работа над техническими требованиями началась в конце 2019 г.

В настоящее время различные дочерние компании Honda выпускают широкий спектр продукции, включая автомобили, мотоциклы, роботы и реактивные самолеты. Благодаря такому разнообразному ассортименту компания разработала различные технологии производства жидкостей и систем сгорания, а также систем наведения и управления.

Разработка носителя является частью программы Honda Vision 2030, в рамках которой токийская компания также намерена включить в свой бизнес-портфель летающие автомобили, также известные как электрические самолеты вертикального взлета и посадки (electric vertical take-off and landing (eVTOL) aircraft), многопалого робота-аватара и производство энергии на Луне.

Носитель будет способен выводить на низкую околоземную орбиту до 1 т грузов. Honda планирует закончить разработки до 2025 или 2026 гг., после чего будет принято решение о начале ведения пускового бизнеса и завершении разработки носителя. Однако вполне вероятно, что Honda сначала займется разработкой суборбитального прототипа.

29 октября стало известно, что Honda провела огневые испытания прототипа собственного ракетного двигателя, однако состав его топлива, расчётная тяга и другие характеристики умалчиваются. Тем не менее в записанном видео в сверхзвуковой струе газов двигателя видны кольца Маха…

Евгений Рыжков


Источники


Журнал «Новости космонавтики». № 2017/8, с. 26.


Журнал «Новости космонавтики». № 2017/10, с. 40.


Журнал «Новости космонавтики». № 2017/12, с. 31.

https://spacenews.com/japanese-carmaker-honda-developing-reusable-rocket-for-leo-satellites/

https://www.mhi.com/jp/news/21091002.html

https://www.mhi.com/jp/news/211023.html

https://www.mhi.com/jp/news/211024.html

https://www.n2yo.com/satellite/?s=49336

http://www.istellartech.com/archives/3719

http://www.istellartech.com/archives/3423

http://www.istellartech.com/archives/3927

http://www.istellartech.com/archives/3761

https://ja.wikipedia.org/wiki/準天頂衛星システ

https://qzss.go.jp/overview/status/st36-1r_210301.html

https://qzss.go.jp/overview/information/launch-logo_210301.html

https://www.pref.kagoshima.jp/ap01/event/h2a44utiage.html

https://qzss.go.jp/info/information/h2af44_211023.html

https://qzss.info/interview02.html

https://www.mhi.com/jp/news/21091002.html

https://www.jaxa.jp/h2a-20211021.html

https://arstechnica.com/science/2021/10/honda-officials-detail-plans-to-build-a-small-reusable-orbital-rocket/

https://qzss.info/news02.html

https://xtech.nikkei.com/atcl/nxt/mag/at/18/00006/00396/