Momo v1. Новая версия «Сотни»
3 июля в 17:45:01 по японскому времени со стартовой площадки Тайки (уезд Хироо, округ Токати, остров Хоккайдо) частная компания Interstellar Technologies (IST) осуществила шестой испытательный пуск прототипа первой японской частной ракеты-носителя сверхлегкого класса Momo.
Шестой пуск «Момо»
В 17:49 ракета достигла высоты 100 км, а в 17:55 приводнилась в Тихом океане у юго-восточных берегов Хоккайдо в 73 км к юго-востоку от пусковой площадки.
До этого старта соотношение пусков зондирующей ракеты «Момо», завершившихся благополучно и не очень, было явно в пользу последних: 1-й, 2-й, 4-й и 5-й старты в 2017-м, 2018-м, 2019-м и 2020-м годах соответственно прошли неудачно. Успешным стал только третий (04.05.2019).
В цехе за пару дней до пуска
Шестой пуск статистику немного подправил, однако и этого все равно маловато для стабильной эксплуатации «Персика» и такого же стабильного получения заказов на внутреннем рынке и за рубежом. Кстати, о персиках…
В перевод названия ракеты закралась глупая ошибка… В данном конкретном случае «Момо» означает не «Персик» (хотя и такое слово есть, но иероглиф там другой), а числительное «Сотня» или «Сто» из старояпонского языка, которое красноречиво сигнализирует о целях создания ракеты – осуществления полетов к границе космоса, то есть на высоту 100 км. Автор признает свою неправоту – надо было с большей въедливостью проверить перевод, но на ум в первую очередь пришел мягкий и сочный фрукт розового цвета…
Сравнение двух версий «Сотни»
В шестом пуске впервые использовалась новая версия, названная Momo v1. Её разрабатывали с 2020 г. (примерно в течение года). IST сообщила, что первоначальная версия Momo v0 прошла комплексную модернизацию: Momo v1 по всем параметрам превосходит своего прародителя – инженеры «прошлись» по всем важным частям ракеты и улучшили двигатель, авионику и прочие элементы. Не забыли обновить и наземную инфраструктуру.
По ссылке https://twitter.com/i/status/1412613226060161027 можно посмотреть видео и проследить за самыми первыми секундами полета всех шести ракет «Момо». Чтобы не возникло непонимания, объясним: в последнем шестом пуске использовалось изделие под номером 7, поэтому ракета подписана как Momo-7…
Испытания детонационного двигателя в космосе
27 июля в 05:30 по японскому времени со стартовой площадки Центра KS Космического центра Утиноура специалисты Японского агентства аэрокосмических исследований JAXA выполнили 31-й пуск одноступенчатой твёрдотопливной зондирующей ракеты S-520 с целью демонстрации технологий вращающегося детонационного двигателя RDE (Rotating detonation engine) для совершения полётов в дальнем космосе.
31-й пуск S-520
В день старта стоял погожий денёк, столбик термометра показывал всего 23.5 °C, а с северо-востока дул ветер со скоростью 1.9 м/с.
Через 4 мин 4 сек после осуществленного под углом 80 ° пуска ракета JAXA длиной 9.6 м и массой 2.4 т достигла максимальной высоты – 235 км, а на 7-й мин и 56-й сек капсула с записанными во время работы RDE данными RATS (Reentry and Recovery module with deployable Aeroshell Technology for Sounding rocket) приводнилась к юго-востоку от космодрома, вблизи о. Амамиосима, где её затем подобрал вертолёт. RATS разработали в Институте космических и астронавтических наук ISAS.
JAXA признала успешными демонстрационные испытания RDE в космосе, а также объявила их первыми в своем роде и в мировой практике.
S-520 была оснащена вращающимся детонационным двигателем, преобразующим в тягу энергию ударной волны, образующейся при горении газовой смеси (метан и кислород) и распространяющейся со скоростью 2 км/сек.
RDE – это новая совместная разработка JAXA и Нагойского университета (префектура Айти). На этапе создания вращающегося детонационного двигателя внедрялись инновационные технологии для уменьшения общего веса конструкции.
На послеполётной пресс-конференции в Нагойском университете профессор Касахара Джиро (笠原 次郎), занимающийся авиакосмической техникой, сказал: «мы вплотную приблизились к практической реализации детонационного двигателя и шаг за шагом будем продолжать накапливать технологический потенциал».
S-520 обозначает одноступенчатую (stage) ракету диаметром 520 мм. Так японцы отличают её от другой зондирующей твердотопливной ракеты SS-520, две буквы S в названии которой означают «двухступенчатая». SS-520, кстати, доработали, добавив третью ступень, и 3 февраля 2018 г. она выполнила первый и на сей момент единственный успешный орбитальный пуск, в котором на околоземную орбиту был с блеском доставлен кубсат Токийского университета TRICOM-1R.
Последний до этого раз японская ракета S-520 летала почти шесть лет назад – 16 сентября 2015 г. Тогда она достигла высоты 312 км, а во время полёта изучались процессы нуклеации космической пыли на основе оксидов.
Ждем дальнейших известий касательно хода разработки и проведения испытаний детонационного двигателя для космических полетов!
Даёшь больше пусков с Хоккайдо!
Теперь о новости, которая благополучным образом прошла мимо и скрылась от наших «сонаров»…
Казалось бы, Космические центры Утиноура (Uchinoura Space Center) и Танэгасима (Tanegashima Space Center) – единственные японские космодромы…
Так оно и есть. Однако пренебрежительно отнестись к «Многоцелевому авиапарку Тайки» (Taiki Multi-Purpose Air Park; 大樹町多目的航空公園) ну никак нельзя. Тем более, что в апреле 2021 г. официально анонсирован проект строительства в посёлке Тайки многоцелевого «Космопорта Хоккайдо» (Hokkaido Spaceport/ HOSPO).
«Многоцелевой авиапарк Тайки»
Вообще сама идея сделать из п. Тайки (округ Токати, уезд Хироо, преф. Хоккайдо) «космический город» частично начала претворяться в жизнь четверть века назад. С 1995 г. авиапарк изредка использует JAXA, японские университеты и исследовательские учреждения, проводящие там свои авиакосмические эксперименты в рамках запусков научных аэростатов и при пусках ракет. С 2013 г. к этой компании добавилась частная компания Interstellar Technologies, пускающая оттуда свои ракеты.
Однако доныне прыгнуть выше крохотного «Авиапарка Тайки» не получалось. Отныне же у самого северного японского острова, граничащего с Сахалинской областью, появился шанс заполучить нечто большее, чем авиапарк…
Главными инициаторами HOSPO выступили местное самоуправление посёлка и учреждённая в апреле 2021 г. в этом же посёлке компания SPACE COTAN. Кроме того, в реализации проекта принимают участие правительство Хоккайдо и большое количество префектуральных предприятий, объединений и частных лиц. В список входит расположенная в г. Саппоро газоснабженческая компания Air Water Hokkaido и компания Interstellar Technologies.
По проекту космопорт на Хоккайдо станет первым такого рода сооружением в Азии, предназначенным для пользования не только такими традиционными участниками космической деятельности, как университеты, исследовательские организации, правительства и т.д., но и частными компаниями. Причём, география «пользователей» не будет ограничиваться Японией – новый космопорт будет открыт для всего мира.
Планируется возведение двух пусковых площадок для орбитальных и суборбитальных пусков и одной километровой ВПП для испытаний космопланов. В более отдалённой перспективе полосу удлинят до 3 км для туристических пилотируемых космических пусков.
26-27 августа в г. Обихиро, округ Токати (Хоккайдо) пройдёт саммит Hokkaido Space Summit 2021, посвящённый строительству нового космопорта.
Кстати, IST сейчас пользуется пусковой площадкой «Авиапарка Тайки», которую обозначают LC-0 (Launch Complex-0). А новые площадки космопорта получат названия LC-1 и LC-2.
А поскольку Interstellar Technologies параллельно испытаниям зондирующей ракеты «Момо» занимается разработкой двухступенчатого носителя ZERO для вывода малых спутников в космическое пространство и намеревается осуществить испытательный пуск ZERO в 2023 г. уже с LC-1, то первую пусковую площадку нового космопорта должны построить к 2023 г., а появления второго старта стоит ожидать не ранее 2025 г.
Проект HOSPO скорее всего реализуется на основе инициативы создания «азиатского космического хаба», одобренной 18 июня в Токио на совещании по стратегии экономического роста, проводившимся премьер-министром Японии Суга Ёсихидэ (菅 義偉) при участии членов японского кабмина. Другими одобренными инициативами стали создание группировок малых спутников через механизмы государственно-частного партнёрства, проекты солнечной энергетики в космосе и будущих космических транспортных систем.
Эта и другие инициативы составлены на основе «Четвёртого базового плана космической политики» (4th Basic Plan on Space Policy), опубликованного Секретариатом по национальной космической политике в июне 2020 г. Согласно этому плану строительство нового космодрома позиционируется как одна из ключевых программ для ускорения экономического развития Японии и освоения космического пространства.
Вернемся к HOSPO. Если проект будет реализован так, как написано на бумаге, то это будет плюсом и для России – возможно, заставит углубить космическое сотрудничество с Японией…
Но и обычные люди будут довольны. Сахалинская область граничит по воде с Хоккайдо, поэтому в скором времени с Сахалина и большой и малой Курильской гряды можно будет в непосредственной близости от «эпицентра» событий следить за деятельностью нового космопорта. И хотя старты ракет будут проходить, конечно, не с территории государства российского, а с государства японского, бьюсь об заклад – дальневосточники будут только рады такому соседству.
Евгений Рыжков
Источники
https://ja.wikipedia.org/wiki/MOMO_(%E3%83%AD%E3%82%B1%E3%83%83%E3%83%88)#MOMO_v1
http://www.istellartech.com/archives/3648
https://www.yomiuri.co.jp/local/kyushu/news/20210727-OYTNT50036/
https://373news.com/_news/?storyid=140929
https://www.jaxa.jp/press/2021/07/20210727-1_j.html
https://www.isas.jaxa.jp/outreach/isas_news/files/ISASnews483.pdf
https://spacenews.com/japan-eyes-asias-hub-in-space-business-with-more-spaceports/
https://ja.wikipedia.org/wiki/ZERO_(%E3%83%AD%E3%82%B1%E3%83%83%E3%83%88)
https://www.town.taiki.hokkaido.jp/soshiki/kikaku/uchu/aerospace.html
https://hokkaidospaceport.com/en/
https://spacebiz-media.com/spacecotan_interview/