01.09.2021

Третий суборбитальный

31 августа в 11:30 пекинского времени был осуществлен суборбитальный пуск ракеты «Тяньсин II» №Y4 – третий в серии летных испытаний ракет китайской частной компании Space Transportation.

В опубликованных по горячим следам сообщениях не приводится абсолютно никакой информации о месте испытаний, задачах и результатах полета, не говоря уже о фотографиях изделия и видеозаписи, которые были опубликованы после двух первых стартов в 2019 году. Напрашивается предположение о том, что пуск был не слишком успешным, но нельзя исключить и того, что подробности будут обнародованы позднее. Пока же расскажем о самой компании и об уже состоявшихся стартах.

Фирма с официальным англоязычным именем Space Transportation по-китайски называется 北京凌空天行科技有限责任公司 (бэйцзин линкун тяньсин кэцзи юсянь цзэжэнь гунсы), что переводится как Пекинская научно-техническая компания с ограниченной ответственностью «Линкун тяньсин». Ван Юйдун (王毓栋) основал компанию в августе 2018 г. и возглавляет ее в статусе главного исполнительного директора; в 2020 г. в фирме работал 71 человек.

   Название «Тяньсин» (天行) компания дала серии своих экспериментальных ракет, а имя «Линкун» (凌空) – используемым на них двигателям. Первой на летные испытания вышла ракета «Тяньсин I», способная развивать скорость до M=5.

Ракета "Тяньсин I" Y1 на старте

Первый пуск был выполнен 23 апреля 2019 г. в 07:28 пекинского времени. Ракета «Тяньсин I» №Y1 была поставлена в варианте «Цзягэн-1» (嘉庚一号) по заказу факультета аэронавтики и астронавтики Сямэньского университета. Целью эксперимента XTER (Xiamen Turbine Ejector-Ramjet Combined Cycle), подготовленного всего за семь месяцев, было испытание специфической конфигурации турбинно-прямоточного двигателя для перспективных гиперзвуковых самолетов. В схеме double waverider используются два слоя ударных волн – один под брюхом аппарата, второй в воздухозаборнике. Постановщиком выступил декан факультета, академик Китайской инженерной академии Инь Цзэюн (尹泽勇); ракета «Тяньсин I» служила для XTER своего рода летающей аэродинамической трубой.

Экспериментальное изделие Сямэньского университета

Помимо этого, изделие несло аппаратуру внутренней беспроводной связи и два инструмента для регистрации космических частиц высоких энергий факультета космической техники Сианьского университета электронной техники («Сидянь»).

Ракета "Тяньсин I" Y1 в полете

Место старта, по официальному сообщению, находилось «на ничейной земле в Северо-Западной пустыне»; впоследствии экспертам удалось определить, что пуск был выполнен на полигоне Алашань в провинции Внутренняя Монголия. Изделие – крылатая ракета вертикального старта – имело стартовую массу 3700 кг при длине 8.7 м и размахе крыла 2.5 м. Она совершила суборбитальный полет, достигнув высоты 26.2 км и максимальной скорости 4300 км/ч, то есть свыше M=4, и была успешно спасена в запланированном районе после горизонтального планирования с использованием парашютной системы.

Ракета "Тяньсин I" Y2 на старте

Ракета «Тяньсин I» с бортовым номером Y2 была запущена 23 декабря 2019 г. в 08:50 пекинского времени также с полигона Алашань. Она была чуть длиннее первой (9.1 м) и имела больший размах крыла (3.1 м). Максимальная скорость полета составила 3900 км/ч. Испытывалась технология так называемого «эквивалентного управления полетом» и аэродинамический профиль, обеспечивающий ламинарность высокоскоростного потока, проводились эксперименты в области связи и измерения радиационных нагрузок. По итогам двух полетов «Линкун тяньсин» отчиталась о проведении экспериментов для четырех государственных и двух коммерческих заказчиков.

Ракета "Тяньсин I" Y2 в полете

К декабрю 2019 г. компания привлекла инвестиции в сумме около 100 млн юаней (15 млн $). Заявленные в этот период планы «Линкун тяньсин» включали проведение летных испытаний на одноступенчатой ракете «Тяньсин I» №Y3 и последующих. Судя по опубликованной тогда схеме, программа включала создание изделия «Тяньсин II» с большей грузоподъемностью. Затем предполагалась разработка двухступенчатой системы «Тяньсин III» со спасаемой первой и орбитальной второй ступенью с выведением ее на рынок запуска группировок малых КА. Наконец, под именем «Тяньсин IV» проектировался суборбитальный аэрокосмический самолет.

Space Transportation: планы 2019 года

О судьбе изделия «Тяньсин I» №Y3 никаких сообщений не поступило – похоже, что 2020 год был полностью посвящен созданию ракеты «Тяньсин II» и твердотопливных двигателей двух ее ступеней. 6 сентября прошли с положительным результатом огневые испытания двигателя «Линкун-2» с целью повышения его надежности, а также для завершения оценки конструкции, электрической системы и системы теплоизоляции. 10 ноября закончились успехом полномасштабные огневые испытания двигателя «Линкун-1», в ходе которых были также подтверждены правильность работы и надежность конструкции в целом, пиротехнической системы, приводов, системы газовых рулей, системы отделения и системы теплозащиты. 12 ноября компания сообщила об испытаниях системы разделения для ракеты «Тяньсин II», подтвердив выбранную схему и последовательность разделения.

Огневые испытания двигателя "Линкун-1"

По итогам проведенных испытаний «Линкун тяньсин» сообщила об успешной защите проекта, объявила о предстоящем первом пуске дешевой летающей платформы «Тяньсин II» (天行二号 или 天行II), способной развить скорость свыше M=10 в интересах заказчиков испытаний на высоком гиперзвуке, и обещала перейти в 2021 г. к ежеквартальным пускам.

Кроме того, фирма и опубликовала схему компоновки изделий системы «Тяньсин». Как видно из рисунка, осенью 2020 г. рассматривалось пять конфигураций, одноступенчатых и двухступенчатых, основанных на РДТТ диаметром корпуса 750 и 1000 мм и рассчитанных на скорости на уровне от M=6 до M=15 и высоты от 10 до 350 км.

Варианты компоновки ракет "Тяньсин"

К сожалению, на этой схеме отсутствует маркировка двигателей. Но если принять во внимание, что «Линкун-1» характеризуется как главный двигатель многоступенчатой ракеты для достижения высоких чисел Маха, а «Линкун-2» описывается как многоцелевой однокамерный двигатель с двумя уровнями тяги и стабильным многоступенчатым зажиганием, логично думать, что они представляют собой первую и вторую ступени «Тяньсин II» соответственно и имеют диаметр 1000 мм. Вопрос о том, какие двигатели использовали ракеты «Тяньсин I», остается открытым.

Чуть позже, 5 февраля, компания отчиталась о серии тестов посадочного шасси самолетного типа, а в связи с этим было объявлено, что «Линкун тяньсин» намерена создать новое поколение многоразовых высокоскоростных летательных аппаратов. Фирма уже приобрела богатый опыт возвращения и посадки своих платформ, и теперь планирует приступить к полноценным испытаниям системного уровня, атмосферным тестам автономной посадки и т.д.

9 августа 2021 г. появилась информация о том, что «Линкун тяньсин» заручилась новым финансированием в размере более 300 млн юаней (45 млн $) со стороны нескольких инвестиционных компаний Шанхая для разработки и применения коммерческих гиперзвуковых изделий.

Space Transportation: планы 2021 года

Тогда же компания анонсировала новый трехэтапный план, предусматривающий отработку технологий на летающих гиперзвуковых платформах в течение 2019-2022 гг., создание прототипа системы для суборбитального туризма в 2023 г. и осуществление ее пилотируемого испытательного полета в 2025 г., а в качестве конечной цели – создание в 2028-2030 гг. системы для гиперзвуковых межконтинентальных перевозок с планируемым временем полета из восточного полушария Земли в западное менее двух часов. Как мы видим, разработка частично многоразового орбитального носителя из программы выпала.

Автор: Liss

 

Поделиться в соц. сетях
663