4 августа 2021 г. в 19:01 пекинского времени (11:01 UTC) со стартового комплекса №16 Центра космических запусков Тайюань был выполнен успешный пуск носителя «Чанчжэн-6» (CZ-6 №Y7) с двумя мультимедийными спутниками этапа «бета» для германо-китайского проекта KLEO.
Параметры орбит КА, а также номера и международные обозначения, присвоенные им в каталоге Космического командования США, приведены в таблице. Наименования спутников сопоставлены с конкретными наблюдаемыми объектами условно.
Данные на спутники, запущенные 04.08.2021
КА |
Номер |
Обозн. |
Параметры орбиты |
|||
i |
Hp, км |
Ha, км |
P, мин |
|||
KL-β-A |
49059 |
2021-070A |
88.99° |
899.7 |
907.5 |
103.07 |
KL-β-B |
49060 |
2021-070B |
88.98° |
899.3 |
907.0 |
103.06 |
Это был второй старт CZ-6 менее чем за месяц – ракета с номером Y6 стартовала 9 июля ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/80645.html ). Как и в предыдущем случае, о предстоящем старте не было ни официальной информации, ни конкретных слухов. В самом деле, нельзя же основываться на вскользь брошенной фразе о том, что два спутника KL-β будут, вероятно, запущены на ракете CZ-6, в то время как два KL-α стартовали на KZ-1A. Не было и закрываемых для полета зон к югу от Тайюаня, так что сообщение Синьхуа о старте оказалось неожиданным для всех.
Напомним, что ракета CZ-6 является «младшим» представителем нового поколения китайских носителей на нетоксичных компонентах топлива и предлагается заказчикам в вариантах целевого, кластерного и попутного запуска и для пополнения конкретной орбитальной группировки. Ракета имеет грузоподъемность около 1000 кг на стандартную солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км с заявленной надежностью 98%. До ее ввода в строй Китай не располагал носителем легкого класса и был вынужден использовать по любому поводу значительно более грузоподъемные ракеты CZ-2C и CZ-2D. Пуском 4 августа 2021 г. начата постоянная эксплуатация CZ-6.
Состоявшийся старт стал 415-й попыткой орбитального запуска в КНР, 382-м в истории ракет «Чанчжэн» («Великий поход») и 140-м для ракет этого семейства, разработанных в Шанхайской исследовательской академии космической техники SAST, которая отметила 1 августа свое 60-летие.
По этому случаю компания-разработчик анонсировала первый пуск до конца 2021 года модернизированного варианта CZ-6 под названием CZ-6A. Это будет двухступенчатый носитель с четырьмя дополнительными твердотопливными ускорителями и двумя двигателями YF-100 на первой ступени вместо одного на штатной CZ-6. Сообщается, что на космодроме Тайюань уже построен стартовый комплекс с башней обслуживания для этой ракеты.
Официальное наименование запущенных спутников выглядит как 多媒体贝塔试验A/B卫星 и делится на две части – описательное наименование 多媒体贝塔试验 (домэйти бэйта шиянь) и порядковое обозначение – спутники занумерованы буквами A и B. Название буквально переводится как «мультимедийный бета испытательный» и недвусмысленно напоминает об аналогичном старте 17 ноября 2019 г. на ракете KZ-1A. Разница лишь в том, что тогда название КА было более длинным и содержало также слова «глобальный», «спутниковая система» и «фаза», причем фаза обозначалась греческой буквой α, а не ее записью иероглифами. Для заинтересованных читателей, лишенных возможности увидеть его в закрытом Роскосмосом журнале «Новости космонавтики», воспроизведем это наименование здесь: 全球多媒体卫星系统α阶段A/B卫星.
Таким образом, два года назад было запущено два экспериментальных аппарата этапа «альфа», которые тоже были выведены на околополярную орбиту наклонением 88.9°, но более высокую: один на круговую высотой 1044×1058 км, а второй на эллиптическую высотой 1045×1432 км. Такая ситуация, однако, продолжалась лишь чуть более 100 суток, а точнее – до 27 февраля 2020 г. На следующий день более высокий аппарат начал постепенно снижать апогей и к 8 марта уравнял среднюю высоту полета с более низким.
Так как орбита была практически полярной, плоскость орбиты высокого КА за это время сдвинулась к востоку всего на 1°; что же касается взаимного положения двух спутников в момент выравнивания высот, то они оказались почти точно в противофазе. Как следствие, витки одного ложились на вращающуюся поверхность Земли посередине между витками другого, увеличивая тем самым частоту радиообмена для каждой фиксированной точки.
Весьма вероятно, что аналогичное построение запланировано и для двух спутников этапа «бета», но поскольку они выведены на одинаковую начальную высоту, маневрирование будет выглядеть как-то иначе. Будут ли два новых КА тестироваться на высоте 900 км, поднимутся ли в итоге до 1050 или даже до 1200 км, неизвестно.
Разработчиками КА обоих этапов является Инновационная исследовательская академия микроспутников Китайской АН в Шанхае. Стоит заметить, что в статьях по нынешнему запуску (как и ранее по запуску 27 апреля 2021 г.) приведено ее прежнее название – Шанхайский технический центр микроспутников. Вероятно, это связано с какими-то административными решениями, но поскольку речь идет о физически одном и том же предприятии, разночтение не представляется существенным.
О двух первых аппаратах сообщалось, что они запущены в интересах создания глобальной мультимедийной системы Ka-диапазона германской фирмы KLEO и что массы двух спутников составляют 70 и 90 кг. О двух аппаратах этапа «бета» такой информации пока нет, известно лишь, что они были установлены на верхней ступени параллельно и отделялись одновременно.
Зато публично назван их оператор – и это уже не германская компания KLEO, а очередной «новичок» частной китайской космонавтики, Шанхайская спутниковая научно-техническая компания «Юаньсинь» (上海垣信卫星科技有限公司, шанхай юаньсинь вэйсин кэцзи юсянь гунсы), она же Shanghai Spacecom Satellite Technology Ltd.
Сайт фирмы www.gmsspace.com находится в стадии разработки, так что получить о ней достоверную информацию из первых рук не представляется возможным. Однако Гюнтер Кребс утверждает, что GMS Space – это «дочка» китайского инвестора GMS, который одновременно является держателем акций германской фирмы KLEO Connect. Как следствие, Shanghai Spacecom копирует бизнес-модель KLEO Connect и использует их наработки и выделенный Международным союзом электросвязи орбитально-частотный ресурс.
Самое занятное, что GMS Space уже успела обзавестись одним собственным аппаратом. Он был изготовлен фирмами Германии (OHB Group), Швеции и Чехии, выведен 20 января 2021 г. целевым запуском новозеландской ракеты Electron на полярную орбиту высотой около 1200 км, находится под управлением OHB и числится в американском каталоге как германский.
Имя микроспутника – GMS-T – было объявлено только после старта. Как выяснилось, основная задача этого КА, изготовленного всего за семь месяцев, заключалась в спасении орбитально-частотного ресурса, который был первоначально заявлен компанией Thales Alenia Space для низкоорбитальной группировки LeoSat и должен был «сгореть» как неиспользуемый в конце января 2021 г. Полезная нагрузка спутника была представлена транспондерами Ku-, Ka- и S-диапазона. Сам аппарат массой около 50 кг был создан на платформе InnoSat-light подразделения OHB Sweden AB и оснащен двигательной установкой Micro R3 австрийской фирмы Empulsion для построения рабочей орбиты, уклонения от столкновений и увода по окончании срока эксплуатации. Последняя, по заявлению производителя, имеет тягу до 1.3 мН при электропотреблении 120 Вт и располагает 50 кН*с суммарного импульса.
Добавим, что OHB описала GMS-T как «первый прототип для планируемой новой группировки из нескольких сотен спутников на низкой орбите, использующих широкополосные микроволновые линии радиосвязи». Что ж, посмотрим, что получится у нового германо-китайского дуэта.
Автор: Liss