09.07.2021

Пять «Чжунцзы», они же «Чжучжоу»

9 июля 2021 г. в 19:59 пекинского времени (11:59 UTC) со стартового комплекса №16 Центра космических запусков Тайюань был произведен пуск носителя «Чанчжэн-6» (CZ-6 №Y6) с 02-й группой космических аппаратов «Чжунцзы», которые были выведены на орбиту наклонением 45° и высотой около 865 км.

Параметры орбит отдельных спутников, а также номера и международные обозначения, присвоенные им в каталоге Космического командования США, приведены в таблице. Наименования китайских спутников сопоставлены с конкретными наблюдаемыми объектами условно.

Данные на спутники, запущенные 09.07.2021

853.9

866.1

102.14

Старт РН CZ-6 09.07.2021

Это был тот редкий случай, когда о предстоящем старте не было абсолютно никакой информации от запускающей стороны. Тем не менее наблюдатели узнали о нем еще 1 июля, как только было выпущено предупреждение о временном закрытии для полетов зоны в Желтом море примерно на полпути между Циндао и Шанхаем. Положением и размером она напоминала зону под единственный в своем роде пуск, состоявшийся 13 ноября 2019 года, когда ракета CZ-6 стартовала с Тайюаня и доставила на орбиту наклонением 45° пять аппаратов «Нинся-1». А поскольку и на этот раз осевая линия нарисованного на карте прямоугольника довольно точно указывала на Тайюань, мы предположили, что планируется повтор того самого старта. За неимением лучшей версии наше предположение разошлось по космическим ресурсам всего мира, включая и китайские, и вернулось в Россию бумерангом в виде сообщения «Интерфакса» от 7 июля.

Удивительно, но сделанное на столь шаткой основе предсказание оказалось верным! Правда, в сообщении о старте говорилось о второй группе аппаратов спутниковой группировки «Чжунцзы» (钟子号卫星星座02组卫星, Zhongzi), в то время как в ноябре 2019 г. использовалось официальное название «Нинся-1» и в дополнение к нему – название «Чжунцзы».

Как теперь выяснилось, группировка действительно называется «Чжунцзы» и состоит из двух пятерок КА – одна называется «Нинся-1» (宁夏一号, Ningxia 1), а вторая «Чжучжоу-1» (株洲一号, Zhuzhou 1). Обе пятерки получила свои имена в честь инвесторов проекта – компаний Ningxia Golden Silicon Information Technology Co. Ltd. и Zhuzhou State Investment Group соответственно.

Тогда, в ноябре 2019 г., было объявлено, что аппараты изготовлены хорошо известной фирмой «Хантянь дунфанхун» по заказу Нинсяйской информационно-технической компанией «Цзиньгуй» (宁夏金硅信息技术有限公司, нинся цзиньгуй синьси цзишу юсянь гунсы) и будут использоваться «главным образом в сфере дистанционного зондирования и в других областях». Была, впрочем, одна публикация, в которой эта «другая область» была названа открытым текстом – глобальный мониторинг электромагнитных сигналов, то есть радиоэлектронная разведка.

Разведение спутников «Нинся-1» по рабочим точкам вдоль общей орбиты заняло два месяца и закончилось 10 января 2020 г. Пять аппаратов были аккуратно расставлены с интервалами в 72°. Нет оснований думать, что новая группа спутников от того же производителя будет вести себя иначе.

Эмблема запуска 09.07.2021

Количество спутников во 2-й группе в первых сообщениях не называлось, но на эмблеме запуска – читатели старшего поколения без труда узнают хорошо знакомый образ и расшифруют нехитрую символику – было аккуратно прорисовано и пять спутников первой группы, и пять аппаратов второй. Орбитальные данные показывают, что плоскость второй группы пересекает экватор на 135° восточнее, чем у первой.

Как утверждается, владелец системы помимо названия «Чжунцзы» зарегистрировал также имена «Боя» (伯牙号, Boya) и «Куньлунь» (昆仑号, Kunlun). Если каждое из этих названий относится к десяти аппаратам, то всего их в группировке будет 30, но не очень понятно, как сочетать такое количество с уже выявленным сдвигом на 135°. Это число кратно 45°, то есть ожидаемое количество плоскостей – не шесть, а восемь.

Состоявшийся старт стал 379-м в истории ракет «Чанчжэн» («Великий поход») и 411-й попыткой орбитального запуска в КНР. Кажется, впервые в истории китайской космической программы на протяжении одной недели – с 3 по 9 июля – было выполнено четыре орбитальных запуска.

РН CZ-6 ставят на пусковую установку

Это был шестой старт легкого носителя CZ-6, созданного в рамках большой программы обновления парка китайских космических ракет с переходом на экологически чистые компоненты. Создатели ракеты из Шанхайской исследовательской академии космической техники SAST дополнительно отметили, что такой носитель впервые был запущен в летнюю жару, но – опять же впервые – в вечернее время.

Сообщается, что на третьей ступени CZ-6 был впервые установлен новый двигатель, созданный в 11-м институте 6-й академии CASC. По тону публикации можно понять, что ранее использовавшийся двигатель производился на другом предприятии, вероятно, из конкурирующей группы компаний CASIC. Китайская корпорация космической науки и техники CASC, в которую входят и SAST, и «Дунфанхун», в последние годы старается избавиться от сторонних компонентов; ранее она перенесла к себе производство двигателя 3-й ступени ракет типа CZ-4B и CZ-4C. Помимо этого, на ракете было реализовано девять «адаптивных улучшений».

CZ-6 предлагается заказчикам в вариантах целевого, кластерного и попутного запуска и для пополнения конкретной орбитальной группировки. Ракета имеет грузоподъемность около 1000 кг на стандартную солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км с заявленной надежностью 98%. До ее ввода в строй Китай не располагал носителем легкого класса и был вынужден использовать по любому поводу значительно более грузоподъемные ракеты CZ-2C и CZ-2D.