3 августа 2021 г. в 15:39:30 пекинского времени (07:39:30 UTC) с площадки Центра космических запусков Цзюцюань был произведен пуск легкого коммерческого твердотопливного носителя «Шуанцюйсянь-1» (双曲线一号, SQX-1, «Гипербола-1»). В течение нескольких часов исход его оставался неизвестным, но в 22:08 агентство Синьхуа выпустило официальное сообщение о том, что третий испытательный полет этого носителя оказался аварийным и что находившийся на борту спутник не был выведен на расчетную орбиту.
Старт прогнозировался благодаря заявленной накануне зоне падения предпоследней ступени носителя в Индийском океане к западу от острова Суматра. В первые же минуты после ожидаемого времени старта на китайском космическом форуме 9ifly появилась его короткая видеозапись, а вслед за этим прошел слух о том, что на ракете не отделился головной обтекатель, так что полезный груз вышел на орбиту в неработоспособном состоянии. Однако в течение 12 часов после старта в каталоге американского Космического командования не появилось никаких объектов, связанных с этим запуском, так что более вероятным представляется более тривиальный сценарий: «Гипербола» вообще не смогла вывести более тяжелую головную часть на орбиту.
Официальных данных о полезном грузе не было опубликовано ни до старта, ни после него. Неофициально сообщалось о том, что SQX-1 с бортовым номером Y5 должна вывести на орбиту спутник «Цзилинь-1 мофан 1A» (吉林一号魔方01A, JL-1 MF-01A) – сверхмалый аппарат дистанционного зондирования Земли китайской частной Спутниковой технической компании «Чангуан» (长光卫星技术有限公司, чангуан вэйсин цзишу юсянь гунсы). Этот спутник формата «кубсат» массой около 20 кг предназначен для съемки Земли с разрешением 1 м. Ранее сообщалось, что 24 июня он был отправлен из Чанчуня на полигон Цзюцюань. В принципе названный КА выглядит логичным полезным грузом для сверхлегкого частного носителя, но хотелось бы увидеть официальное подтверждение. Опять же неизвестно, был ли MF-01A единственным на борту «Гиперболы».
Эволюция спутников ДЗЗ компании «Чангуан». Аппарат MF-01A, предположительно запущенный 3 августа 2021 г., — в правом верхнем углу.
Следствием аварийного исхода пуска является отсутствие какой-либо новой информации о носителе. Напомним, что разработчиком ее является фирма с недолгой историей и с громким наименованием – Пекинская космическая научно-техническая компания «Синцзи жунъяо» («Межзвездная слава»), в оригинальном написании – 北京星际荣耀空间科技有限公司, произносится примерно как бэйцзин синцзи жунъяо кунцзянь кэцзи юйсянь гунсы. После двух экспериментальных стартов изделий SQX-1S и SQX-1Z в апреле и сентябре 2018 г. она доставила в Цзюцюань первую ракету для орбитального старта и успешно запустила ее 25 июля 2019 г. (см. «Российский космос» №9, 2019, с. 54-57) с двумя спутниками класса «кубсат».
На этом, однако, удача отвернулась от «Межзвездной славы». Носитель SQX-1 за номером Y2 существенно отличался от изделия Y1. Путем замены верхних ступеней разработчики увеличили стартовую массу ракеты с 31 до 42 т, благодаря чему ее грузоподъемность на солнечно-синхронную орбиту стандартной высотой 500 км выросла с 260 до 300 кг. Новое изделие стартовало 1 февраля 2021 г. и разрушилось на активном участке траектории ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/78681.html ).
За следующие полгода «Синцзи жунъяо» выполнила «работу над ошибками» и подготовила к старту еще одну ракету с бортовым номером Y5. Ни ее характеристики, ни изображения не опубликованы, но можно с осторожностью предполагать, что третий летный экземпляр близок по конструкции ко второму. Судьба их тоже оказалась сходной: третья «Гипербола», как и вторая, совершила полет по параболе, хотя и намного более протяженной.
По итогам пуска «Межзвездная слава» выпустила заявление, в котором сообщила, что все четыре твердотопливные ступени ракеты отработали штатно, равно как и жидкостный блок ориентации и точного выведения, система навигации и управления и система отделения полезного груза. Головной обтекатель действительно не был отделен должным образом, вследствие чего КА не удалось вывести на заданную солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км. В целом пуск подтвердил в целом проект «Гипербола-1» и принес ценные данные и опыт.
Автор: Liss